Крестьянский театр

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 1 2004 год >> Крестьянский театр >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/15/7


Образование: символы, мифы, именаОбразование: символы, мифы, имена

Иногда, чтобы разобраться в частном, нужно увидеть общее - целостный образ: или проследить историю возникновения (расцвета, умирания) того явления, которое пытаешься понять; или уловить нечто главное, важное, стержень проблемы, попробовать отыскать корни проблемы; или выслушать того, кто стал неоспоримым авторитетом по данному вопросу.

А порой наоборот - нужно ухватиться за деталь, артефакт, набор парадоксальных суждений, чтобы определить свое собственное отношение.




Ольга Александровна АНТОНОВА

преподаватель кафедры эстетики и этики РГПУ им. Герцена, генеральный директор СПб Центра "Театр и школа"

Крестьянский театр

В 60-е годы XIX века, когда волна реформ захватила все сферы русской жизни, не исключая и педагогику, вопрос о школьном театре стал актуальным. Проблема школьного спектакля волновала педагогическую мысль; предлагались различные подходы к его репертуару, обсуждались его функции, высказывались сомнения о пользе театра, вплоть до полного его отрицания.

***

Известен опыт просветителя Н. Бунакова, который систематически в течение нескольких десятков лет использовал театр в процессе воспитания и утверждал на основании своего опыта, что "театр будет полезен помимо всяких нарочитых поучений живыми впечатлениями, возвышающими дух, проясняющими мрачное и унылое настроение, разгоняющими тяжелые и безотрадные думы".

Бунаков организовал в 80-х годах XIX века на свои средства в с. Петино Воронежской губернии школу и Крестьянский театр, в котором играли его ученики. Начали с чтения в школе пьесы Островского по ролям, затем в рождественские праздники инсценировали басню И.А. Крылова "Два мужика", и, наконец, решили создать настоящий спектакль - с декорациями, в костюмах и гриме. Классная комната стала зрительным залом, часть ее была превращена в сцену.

Н.Ф. Бунаков пишет, что первым трудным делом был выбор пьесы. Она должна была благотворно подействовать на зрителей, иметь определенные литературные достоинства, не быть дидактичной, изображать сцены из народного быта, хорошо знакомые будущим артистам и зрителям. Решили поставить пьесу П.Г. Васильева "Сиротка". К числу достоинств этой пьесы Бунаков относит народный характер ее языка, правдивые, хотя и поверхностные образы действующих лиц, игры и песни, вплетающиеся в сюжет и дающие возможность исполнителям проявить себя и в этой области. Основная мысль пьесы заключалась в осуждении несправедливого отношения к сиротке, вынужденной жить в чужой семье и одобрении поступка старого лесника, выручающего ее из трудных положений. Пьеса далека от каких бы то ни было социальных обобщений и привлекла, очевидно, Бунакова и его помощников элементами поэтичности, сочувствия к горькой сиротской доле, воспитанием гуманных чувств и соответствием исполнительским возможностям участников коллектива.

Репетировали три-четыре раза в неделю. Сами сделали декорации, бутафорию, реквизит. Бунаков отмечает, что на сцене "дети были хороши, естественны, правдивы и характерны, все исполняли свои роли с наивной правдивостью, с искренним простодушным увлечением, с непринужденной натуральной бойкостью".

Родители-крестьяне охотно разрешали своим детям участвовать в спектаклях. Театр развивал школьников, приучал их любить искусство. Многие из них, став взрослыми людьми, занимаясь тяжелым крестьянским трудом, навсегда, благодаря театру, сохранили любовь к культуре.

Подробно освещает Бунаков большое воспитательное и эстетическое значение спектаклей для деревенских зрителей, большинство которых впервые в своей жизни увидели театр. Билеты всегда раскупались, зрители смотрели по несколько раз одну и ту же пьесу. Особым успехом пользовались пьесы героико-романтического репертуара. Эта "простая театральная публика, руководимая только непосредственным впечатлением, обладает хорошим и верным чутьем, легко угадывающим всякую фальшивую выдумку, сочиненную для поучения, как бы искусно она ни была замаскирована. Она также легко раскусывает противное ей поучение, предлагаемое ей под видом удовольствия, как ребенок чует касторовое масло, примешанное к сладкому сиропу".

Но правительство и духовенство неодобрительно относилось к деятельности Бунакова. Школа и театр были закрыты. Тем не менее, по примеру Бунакова драматические коллективы стали возникать в других местах. Аналогичный театр, организованный режиссером В.А. Шеншиным, существовал в Кромском уезде Орловской губернии, другой - в селе Кривцове - глухом уголке Болховского уезда той же губернии под руководством артистки Е.И. Лавровой. Такими же были коллективы, созданные педагогами в селе Рыбках Смоленской губернии, в селе Рождественском Московской губернии и в ряде других мест.

В 1895 году на 4-й Всероссийской сельскохозяйственной выставке Московский комитет грамотности отвел целый раздел народному театру, наглядно демонстрируя его связь с делом народного просвещения. Среди экспонатов были и материалы школьного театра Н.Ф. Бунакова в селе Петино Воронежской губернии.


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования