Не успеть, или Многознание впрок

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 5 2003 год >> Не успеть, или Многознание впрок >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/14/8


Школа для подросткаШкола для подростка

На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками.

Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.

Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.

Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.




Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ

(Санкт-Петербург)

Не успеть, или Многознание впрок

Одна моя знакомая очень обижается на своего кота за то, что он не пьет свежее молоко именно тогда, когда она ему наливает. Когда же он - в ему ведомое время - подходит, наконец, к миске, то молоко уже прокисло. Знакомая искренне считает, что виноват кот. Однако так не считает ее сын, который умудряется наливать коту молоко тогда, когда тот его действительно хочет. В первом случае кот не успевает полакать свежего молока, а во втором - успевает.

К чему это я? Да все к тому же - к школьной успеваемости. Проходят столетия, а многие педагоги до сих пор преподносят знания своим ученикам так же, как моя знакомая молоко коту. Она раба собственной программы, которую хочет навязать животному. Удивительно, что кот этому не поддается? Неужели же человек в роли ученика должен этому поддаваться? Почему ученик должен "грызть гранит науки" тогда, когда у него нет аппетита или болят зубы, а не тогда, когда есть и не болят? Если кота не спрашивают, то почему не спрашивают человека?

Я то тут, то там вижу, как прекрасные душевные люди с творческим потенциалом, находясь в роли учителя, буквально превращаются в фанатиков-инквизиторов, когда речь заходит о сокращении знаниевого содержания учебных программ. Все вольнодумства относительно обязательного объема знаний по тому или иному предмету объявляются чуть ли не еретическими, рассматриваются как покушения на догматы некоей веры в программу учебного предмета. Откуда это?

Я предполагаю, что многое, видимо, идет от культа еды, имеющего коллективные бессознательные корни. Сытость - это догма благополучия и догма - своевременная сытость. Кормление традиционно должно состояться не тогда, когда хочется есть, а тогда, когда есть еда. Мол, надо есть впрок, потому что потом еды может и не быть. Что ж, вполне понятные историко-культурные стереотипы поведения. Хотя не совсем понятна полезность такой еды впрок. От того, что ты заранее объешься и будешь при этом не очень хорошо себя чувствовать, ты не станешь более сыт, когда через какое-то время еды не будет.

Так же и со знаниями. Как будто их надо вовремя, следуя программе питания, освоить из-за того, что потом их может и не быть. Хорошо. Понятно, почему когда-то может не оказаться еды, но почему когда-то может не оказаться знаний? Что, с возрастом человек теряет разум или перестает черпать и перерабатывать информацию из бесконечного пространства вещей и смыслов окружающего мира? Какой такой знаниевый голод ему угрожает в его зашкольной жизни? Почему ученик должен объесться знаниями за 10-12 лет, а потом тупо питаться заготовленным впрок жиром своей образованности? Или здесь другой подход: преподавать пищи для ума больше, зная, что все равно половина пойдет мимо рта? Так нет ведь: хотят, чтобы ничто не пропало даром. Неужели образованность как лишние килограммы знаний полезнее для здоровья и счастья личности, чем образованность как непрерывный процесс пожизненного вкушения тех знаний, которые полезны и вкусны в те или иные жизненные моменты?

Но кто же знает, когда ученик голоден на математику, а когда на литературу? Если в расписании уроков или в учебной программе указано, что в такое-то или за такое-то время нужно воспринимать математику, то кто доказал, что всем это и в таком-то объеме полезно? Это, с точки зрения методологии науки, доказать невозможно. Не ориентированные на личность подобные расписания иррациональны.

Я давно понимаю проблемы и сочувствую тем, кто не успевает, потому что не хочет есть по кем-то выстроенной программе. Я против того, чтобы учителя выполняли функции автоматов быстрого питания, действующих в образовании по далеко не "здоровьесберегающим технологиям". Рациональное питание предполагает тщательное прожевывание пищи, умеренность и баланс калорий, кислот и щелочей. В обучении же мы обычно спешим и предлагаем много тяжелой пищи академических знаний, тогда как нашим ученикам не хватает витаминов опыта от самой природы.

Знаниевое обжорство при личностном авитаминозе - не очень хорошая перспектива на года, когда наиболее необходимо духовное и профессиональное подвижничество, творческое самосозидание.




Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования