https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/14/10
Опасное и безопасное замещение"А нам всегда чего-то не хватает: зимою лета, осенью весны" - примерно так пелось в одной популярной песенке 70-х годов. Интересно, а вот чего не хватает подросткам, начинающим употреблять наркотики? Если не брать чисто психофизиологическую сторону дела, то мне кажется, что данное злоупотребление во многом связано с потребностью ребят время от времени переживать риск путешествия в иные миры, в то ирреальное пространство-время, которого они лишены в череде серых будней, задаваемых деловой суетой взрослых. То есть речь идет о неограниченном внешними нормами и обыденной бюрократией внутреннем путешествии-бегстве от кажущегося бессмысленным мира. Зачастую мир взрослых лишен для подростков смысла. Однако наркотическое путешествие - это бегство просто в иную, более красочную и замысловатую по формам бессмыслицу. Наркотики позволяют ломать костные устои обыденной жизни, не прибегая к внешнему экстремизму. Хотя, конечно, сама потребность в наркотиках, их добывание может приводить к преступлению нравственных норм общества. Поэтому ради еще одной дозы или бутылки некоторые готовы пойти на преступление, ибо надеются убежать от страха наказания, погружаясь в галлюцинаторные миры. И это напоминает то детское поведение, когда ребенок прячется от страшных ночных теней под одеялом. "Нас не догонят" - татушный девиз сексуального наркотика иной ориентации. Страх перед наказанием за нарушение общественных норм и стремление спрятаться от него в иных мирах тянется с самого раннего детства. Наркотики в виде химических препаратов обычно самые мощные и опасные. Они, словно ракета, уносящая от скуки выстроенного взрослыми быта и цинизма занудно воспитывающей цивилизации. Не случайно основной лейтмотив в жаргоне наркоманов выражает стихию полета как хохочущего улета от тверди взрослых. Твердь земных забот, конечно, надежна, но это пристанище уже много испытавших и давно оперившихся, а не дерзкой молодежи. Вот он и выбор: или улететь, или стать молодчиком, или экстерном повзрослеть. Как правило, в мир галлюцинаций улетают слабые, те, кому уже в детстве пообломали крылья надежды на достижение гармонии с внешней средой и близкими людьми. Хотя, конечно, есть и те, кто убегает и ради творческого вдохновения, но это, обычно, явление редкое и происходит несколько позднее. Разница между взрослыми и подростками, употребляющими наркотики, лишь в том, что первые пристращаются в основном к безопасным замещениям страха перед встречей разума с жизненной и после-жизненной пустотой, а вторые - к опасным. Для первых основными наркотиками становятся работа и деньги, которые культивируются и нормируются обществом и государством. Для вторых же - ненормируемое извне романтическое, смешное и ужасное приключение в космосе бессознательного. Представителей таких дальних полетов-путешествий условно можно назвать нарконавтами, а далеко уже не подростков, представителей околоземных полетов - алконавтами. Одни стартуют из кровеносной системы, другие - из пищеварительной. То есть взрослые летают ниже, ибо отягощены житейскими заботами и материальной пищей больше. Вообще же человеческая жизнь пронизана различными замещениями того подлинного, чего мы за многие века прогресса оказались лишены. В качестве такого подлинного я часто вижу восторг от чувства точного непосредственного понимания других людей и природы вещей, от чувства сопричастности мирозданию в целом. И ведь это присуще не только философу, но и простой деревенской бабушке, которая, правда, вынуждена ощущать такие моменты реже, и подростку, который чувствует, что находится в состоянии расставания с детским доверием к миру. Для подростка эта боль очень свежа и поэтому он естественно безрассудно прибегает либо к наиболее радикальным средствам замещения, например, к химическим наркотикам, либо к менее радикальным - компьютерно-виртуальным. Может быть я и ошибаюсь, но как-то размышляя о фатальности протезирования человеческой жизни и культуры, пришел к выводу, что одно из решений проблемы наркомании среди подростков состоит в том, чтобы сильным опасным наркотикам найти замену в виде не менее сильных безопасных наркотиков, а этим в свою очередь найти замену в виде сильных безопасных смыслов жизни. Безопасные наркотики - это прежде всего нетоксичные и не приводящие к сильной зависимости. Возможны ли такие? Да. Например, одним из них является наркотик гармоничного самосовершенствования личности как постоянная потребность в духовной и психофизической практике. Однако поскольку он не приносит немедленного удовольствия и кайфа, то поэтому крайне редко употребляем. Правда, и здесь возможен выход, состоящий в том, чтобы находить гармонию личностного роста в ситуации "здесь и сейчас", видеть и ощущать ее в создании духовно-нравственных и физических мини-шедевров повседневной жизни. По сути дела, речь идет о кайфе осознавания удачных встреч с пусть еще редкими, но вполне находимыми в тьме будней личностно-значимыми проблесками прекрасного и доброго. Легко сказать...Но как находить кайф в реальном и малом? Подростки проходят мимо этого, потому что по возрастной природе своей невнимательны, резки и экстремальны. Порой, кстати, эта экстремальность спасает тем, что приводит их к физическому совершенствованию, но при этом, бывает, и часто калечит. Лечит же союз экстремальности и интремальности, которого еще так мало в искусстве и атлетике. Преобладает установка на внешний эффект и успех, внутренние же резервы души и тела подростков как правило не активизируются и не развиваются педагогами и тренерами. Этого нет в культуре? Да, очень мало в западной, но если хорошо поискать, то есть в восточной. Именно в восточных духовных практиках заметнее всего прослеживается "кайф в малом". Восточная духовная культура из различных изобретенных цивилизацией протезов-усовершенствований не сделала культ технического идола и не стала так зависима от них, как культура западная. Поэтому она не жаждет наркотиков до умопомрачения. Она ищет гармонию с природой, стремясь обходиться без химических, технических, психоделических и визуальных протезов. Правда, и у нее есть грех - впадение в зависимость от наркотиков духовно-религиозных и идеологических. Однако это уже экстремизм иного рода: когда древность "впадает в детство" и бунтует против "взрослой" западной цивилизации. Если подростки так любят различные формы рискованных путешествий и приключений, то может быть и стоит тогда создавать их в образовании, тем самым замещая потайную тягу к наркотикам.
|