Авторские лагеря Костромской области

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Авторские лагеря Костромской области >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5/28/17


Под редакцией Б.В. Куприянова

Очерки общественной педагогики

Авторские лагеря Костромской области: история и современность

Учебное пособие «Авторские лагеря Костромской области: история и современность» состоит из двух частей. В первой — с позиций социальной педагогики представлены особый вид воспитательных организаций, изложен краткий очерк региональной истории внешкольного социального воспитания. Во второй части — хрестоматии представлены газетные публикации, интервью раскрывающие деятельность авторских лагерей Костромской области в 1974-2005 гг. Предназначено для студентов вузов педагогических специальностей, ученых, широкой педагогической общественности.


Под редакцией Б.В. Куприянова

Авторские лагеря Костромской области: история и современность: учебное пособие для студентов педагогических специальностей; Под ред. Б. В. Куприянова. — Кострома: КОИПКРО, 2006.- 180 с.

Литературный редактор О.В. Заикина

ИД №03618 от 25. 12. 2000.

Подписано в печать 10.10.2005

Формат 60х90/16

Условных печатных листов — 8, Уч.-изд.л. 3,2.

Сбор материалов и его публикация выполнены при поддержке РГНФ (проекты № № 02-06-0193а, 04-06-0222 А)

© Куприянов Б. В., 2005

Публикуется на сайте «Технология альтруизма» с разрешения автора


Предисловие

Словосочетание «авторские лагеря Костромской области» возникло с чьей то легкой руки в начале 90-х годов. Скорее всего, именно в это время были осознаны не-одиночность и не-однообразность данного социокультурного явления. Видимо, название сформулировалось по аналогии с авторскими школами (воспитательными системами), закрепилось в повседневной речи и научных исследованиях, однако должного обоснования не получило. В предлагаемом издании читатель сможет познакомиться с авторскими лагерями Костромской области в аспекте социального воспитания детей, подростков и молодежи.

Авторские лагеря Костромской области являются не только социально-педагогическим, но и социокультурным феноменом. Специфическая культура социального воспитания детей в летнем загородном лагере отразилась в духовной жизни многих жителей региона и нашей страны, русскоговорящего зарубежья. Стала явлением заслуживающим внимания профессионалов и широкой общественности.

Структура учебного пособия включает два раздела. В первом «Особенности социального воспитания в авторских лагерях» раскрываются специфика особого рода воспитательных организаций, представлена история социального воспитания в авторских лагерях Костромской области. Во второй части — хрестоматии приведены публикации об авторских лагерях Костромской области в периодической печати и в сети Интернет, воспоминания участников программ.

Рождение этой книги было общественно-педагогическим процессом, начиная с 1999 года, многие идеи и материалы, опубликованные здесь, обсуждались в широких и узких компаниях, на кухнях и в научных аудиториях. В 2001 году первым пробным камнем в освоении данной тематики послужила брошюра «Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области»1., затем в 2002 — 2005 гг. был опубликован ряд статей. Важной вехой в разработке темы стал курс лекций, прочитанный в 2002 году в Институте педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова для студентов специальности «социальная педагогика». В сборе материалов для представляемой работы принимали участие слушатели этого курса: Вдовина Ольга, Гагарина Марина, Грушкова Ирина, Гнездилова Ирина, Голубева Надежда, Дмитриева Наталья, Дьяконова Анастасия, Ибрагимова Мария, Кашина Анна, Киселева Наталья, Копылова Ольга, Кузнецкая Анна, Мищук Елена, Новожилова Мария, Павлова Елена, Петрова Надежда, Прохорова Анастасия, Савина Светлана, Смирнова Алена, Смирнова Виктория, Свердлов Михаил, Соломатина Ольга, Тихомирова Юля, Торопова Евгения, Фомичева Александра, Хитрова Екатерина, Чикулаев Константин, Шашкина Анна, Шибалов Евгений. Большую помощь в обработке материалов оказала О.В. Заикина.

Авторские лагеря как воспитательные организации

Одним из наиболее адекватных вариантов трактовки феномена авторского лагеря является понятие — «воспитательной организации». А.В. Мудрик под воспитательной организацией предлагает понимать разновидность социальных организаций, которые специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеют своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения2.

Для понимания специфики авторского лагеря важно, что появление этой разновидности воспитательной организации связано двумя векторами: общественная инициатива и решение социокультурных проблем государственными органами. Р.В. Соколов, характеризуя общественно-педагогические сообщества, называет такие специфические черты, которые вполне применимы к обозначению особенностей авторского лагеря. В частности, движение авторских лагерей представляет собой педагогическую самодеятельность, «работу населения с населением» (взрослых с детьми) в сфере досуга, воспитание подростков в коллективе и через коллектив. Кроме того, можно утверждать, что внешкольная сфера (сфера досуга) стала экологической нишей общественно-педагогического движения и «полем самореализации» для социальных новаторов в деле воспитания. Следует согласиться с Р.В. Соколовым в том, что источниками возникновения движения авторских лагерей являются способность населения к самоорганизации, цели и мотивы социального творчества и социально-педагогической инноватики, нормы взаимопомощи, сети ассоциативности, взаимной и социальной ответственности3. Поэтому авторский лагерь, прежде всего, социальная общность взрослых (студентов, работников образовательных и социальных учреждений, преподавателей вуза) и подростков, обладающая своей корпоративной культурой. Одна страта этой общности — самодеятельная молодежная организация, вторая существует в виде слабо организационно оформленной группы подростков одиннадцать месяцев году (все время, за исключением смены). Один раз в год на две — три недели авторский лагерь становится воспитательной организацией более привычного вида на территории той или иной базы летнего отдыха, тогда отношения участников первой страты формализуются обязанностями работников загородного детского оздоровительного центра (ЗДОЦ), а положение подростков оформляется статусом воспитанника данного учреждения.

Сочетание двух основных ипостасей является еще одной отличительной чертой данного феномена. В первой происходит социальное воспитание студентов почти круглогодично в течение всего времени нахождения студента в педагогическом коллективе (от года до пяти). Во второй ипостаси осуществляется социальное воспитание подростков в ходе лагерной смены один раз в год (часть ребят приезжают сюда неоднократно, некоторые — до четырех раз). Кроме того, в рамках этой воспитательной организации проводятся научные исследования, разрабатываются и внедряются новые методики и технологии социального воспитания.

Особенности авторских лагерей как воспитательных организаций могут быть сформулированы на основе выделенных А.В. Мудриком факторов:

— принцип вхождения воспитанника в организацию, характеристики жизнедеятельности, поддерживающие мотивацию участия в общности,

— функция воспитательной организации в национальной (региональной) системе социального воспитания, история оформления этой функции в общественном сознании,

— взаимоотношения с воспитательными организациями, осуществляющими свои функции параллельно (на данном этапе социализации данной возрастной или социальной категории),

— правовой статус, присущий данному типу воспитательных организаций (варианты статуса),

— взаимоотношения с государством, различными общностями, организациями,

— пространственно-временные характеристики жизнедеятельности воспитательной организации,

— специфика субъектов, осуществляющих социальное воспитание, преобладающий в общности стиль отношений.

Принцип вхождения воспитанника в воспитательную организацию. Рассмотрение авторского лагеря как воспитательной организации связано с выделением двух пластов: первый — воспитательная организация для студентов, вторая — для школьников. По принципу вхождения оба пласта имеют общие черты и отличия, общей является, прежде всего — добровольность. Для студентов участие в деятельности авторского лагеря обусловлено полным перечнем мотивов:

— престижность (многие лагеря имеют позитивный образ в вузе, в регионе),

— прагматические мотивы (многие руководители лагерей обладают возможностями повысить социальный статус молодого человека, в случае его участия в деятельности авторского лагеря),

— любительство (привлекает определенный вид деятельности — хобби, будь то ролевые игры, волонтерская деятельность, научные исследования и т.п.),

— общение, референтность педагогического коллектива, определенных конкретных личностей,

— стремление к обретению профессиональной компетенции, чаще всего в сфере психолого-педагогической деятельности и т.п.,

— стремление быть вместе с людьми, имеющими сходные ценности, убеждения, взгляды. С этим вариантом связан такой принцип вхождения как ретро-мотивация — по данным ряда исследований среди педагогов авторских лагерей 7% побывали здесь в качестве воспитанников.

Для школьников мотивы приезда в авторский лагерь также разняться в зависимости от того, в который раз подросток участвует в программах. В первый раз школьники приезжают на смену того или иного авторского лагеря, узнав о лагере от сверстников, либо в силу того, что родители купили путевку. В начале ХХI века появилось новое явление — определенное число родителей отправляют своих детей в авторские лагеря, потому что сами в них были детьми или педагогами. Второй, третий раз приезд на смену обусловлен эффектом ценностного резонанса, когда детско-взрослое сообщество в пространстве и времени обеспечило реализацию потребностей подростка. В этом случае подростки уже пытаются влиять на родителей, иногда готовы зарабатывать деньги, чтобы оплатить стоимость путевки.

Взаимоотношения с государством, различными общностями, организациями — отдельная сфера существования авторского лагеря. Представляется возможным выделить несколько групп субъектов, взаимодействующих с авторскими лагерями: «объективные заказчики» (государство, родители, образовательные учреждения), «реальные партнеры» (базы отдыха, оздоровительные центры), «родственные объединения» (педагогические отряды, другие самодеятельные группы).

Отношения авторского лагеря (в первую очередь педагогического коллектива) с региональными властями играют немаловажную роль в существовании и развитии общности. На эти отношения влияет тот факт что для ежегодного проведения смены нужны деньги и немалые. В условиях современной России чуть не единственным финансовым донором выступает областная власть.

В 70-80 годы важную роль в отношениях с «Соколенком», «Комсоргом», «Комсоргом ПТУ» играли Обком ВЛКСМ (региональный орган общественно-государственной организации), Областной совет профсоюзов, управление профессионального образования. С начала 90-х годов, руководство летней оздоровительной компанией было поручены Комитету по делам молодежи Администрации области (государственный орган). На характер отношений авторский лагерь — областная власть существенное влияние оказывает способность одних сформулировать государственный заказ на социальное воспитание и способность других этот заказ выполнить.

Отношения любой воспитательной организации с родителями следует интерпретировать как выполнение заказа. В тоже время, можно утверждать, что на данный момент, большая часть родителей не готовы сформулировать четкий заказ в сфере социального воспитания собственных детей. Скорее речь может идти о рамочном варианте: «Надо, чтобы ребенок хорошо провел время, не набрался дурных привычек, не заболел и т.п.». Взаимоотношения реализуются в четырех ситуациях: покупка путевки, проводы ребенка в лагерь, родительский день (приезд родителей на территорию лагеря) и встреча после окончания смены. Особенно важен для любой лагерной смены родительский день. Для подростков-участников смены важно показать родителям свои достижения, рассказать о том, что их переполняет. Для представителей педагогического коллектива встреча с родителями имеет значение в плане имиджа лагеря, программы, возможны и общие воспитательные темы для разговора.

Еще одна черта авторского лагеря в том, что участники педагогического коллектива выступают, время от времени как профессионалы в социальном воспитании подростков, организации досуга молодежи, обучения новым педагогическим технологиям профессионалов. Здесь осуществляется работа на заказ, существование в деловом режиме (организация и проведение мероприятий). Взаимными требованиями становятся качество (профессионализм) решения соответствующих задач. Представители педагогических коллективов авторских лагерей нередко проводят семинары в различных образовательных учреждениях, коммунарские сборы в школах.

Партнерами общности авторского лагеря являются представители базы проведения смены (работниками детского оздоровительно центра, дома отдыха). Эти отношения, прежде всего деловые, однако, как показывает опыт, работники базы (повара, технические служащие, завхоз, начальник лагеря, электрик и т.п.) вместе с педагогами лагеря существуют еще и в корпоративном, а иногда и в воспитательном взаимодействии.

Родственные отношения связывают авторские лагеря с детскими объединениями, которые по содержанию своей деятельности соответствуют профилю лагеря. «Комсорг» и «Соколенок» были тесно связаны с первичками общественных организаций, которые были размещены в общеобразовательных школах, для «Комсорга ПТУ» это были первичные организации ВЛКСМ в ПТУ области. В последние несколько лет представители педагогических коллективов лагерей выступили в качестве инициаторов создания детских объединений и школ допрофессиональной подготовки в учреждениях дополнительного образования города Костромы. Так родилась новая практика отношений между взрослыми и детьми участниками тематических смен авторского лагеря. Это отношения взрослых и детей членов профильных групп, которые весь год готовятся к участию смене. Особая линия отношений возникает между представителями лагеря с одной стороны и участниками самодеятельных объединений аналогичной направленности. Для большинства авторских лагерей «родственные чувства» вызывают педагогические отряды из различных регионов, для лагеря «Кентавра» — клубы ролевых игр, для «Города Надежды» — объединения юных предпринимателей, юных психологов.

В Костромской области ни один авторский лагерь долгое время не имел юридического статуса, значительного имущества, помещений и т.п., поэтому всегда был встроен в другую воспитательную организацию, являющуюся образовательным учреждением. По правовому статусу авторские лагеря ближе всего к молодежным самодеятельным объединениям, интересные доказательства в пользу этого тезиса, можно почерпнуть из книги В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского «Технология группы». Объединения в той мере могут быть названы самодеятельными, в какой зависят от воздействия извне, насколько сами вольны, изменять свой состав, идеологию, формы, методы работы, сферы интересов. Еще один критерий — это мера свободы выхода из группы отдельных участников. Каждый человек может легко покинуть авторский лагерь, так как по большому счету не привязан к группе «жизненно важными «вещными» (материальными, физическими) благами или соображениями престижа». По классификации В.И. Ланцберга и М.Б. Кордонского авторские лагеря принадлежат:

— к экстернальным объединениям — группам, чья активность направлена вовне,

— могут быть рассмотрены как соединение двух социотехнических форм: «молодежный коллектив студентов и преподавателей», отличающийся достаточно высокой стабильностью состава и сплоченностью и «детско-подростковый поток» допускает одноразовое участие в мероприятиях группы большинства ее членов.

Функции воспитательной организации могут быть разделены на несколько групп, где основные функции: социального воспитания подростков-участников программ, социального воспитания студентов — участников программ, проведения научных психолого-педагогических исследований, и обслуживающие функции: совершенствования методики организации совместной деятельности, развития концептуальных идей, составляющих теоретическое обоснование программ деятельности, преобразования социально-педагогической среды, осваиваемой общностью.

В свою очередь функции социального воспитания в авторских лагерях можно представить как последовательную реализацию трех уровней предназначения.

Первый уровень — функции включения в деятельность — предусматривает участие в деятельности, обретение личностного смысла участия в деятельности, удовлетворенность процессом, промежуточными состояниями и конечными результатами, отношениями, возникающими в деятельности.

Второй уровень — функции осуществления содержания — включает организацию социального опыта, образование, в том числе допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку, индивидуальную педагогическую помощь в преодолении трудностей, связанных с несоответствиями между возрастными задачами и наличными возможностями воспитанника.

Третий уровень — функции обретения смыслов в жизни — предполагает следующие аспекты: ориентация воспитанника на общие и дифференциальные социокультурные ценности, содействие воспитаннику в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции, конструировании варианта собственной жизни.

Взаимоотношения с воспитательными организациями, осуществляющими свои функции параллельно (на данном этапе социализации данной возрастной или социальной категории). Самые туманные отношения связывают авторские лагеря с общеобразовательными школами, которые фактически играют ключевую роль в социализации подростков — учащихся — участников профильных смен. Возможно, объяснение этому факту кроется в том, эти типы воспитательных организаций антагонистичны по своим социокультурным контекстам (обязательность, официальность, длительность школы — с одной стороны и добровольность, неформальность, кратковременность лагеря — с другой).

Однако отношения со школой не распространяются на другие образовательные учреждения, именно на их базе разворачивается деятельность авторского лагеря. В течение года это может быть одно учреждение, которое предоставляет помещения для встреч, хранения оборудования и т.п. В момент проведения тематической смены авторский лагерь сливается с детским образовательным центром, санаторием, базой отдыха и другим оздоровительным учреждением. Хотя в истории авторских лагерей Костромской области был прецедент, когда смена «Соколенка» провели на теплоходе, но это исключение из правил.

Первоначально основным «местом базирования» в течение учебного года выступал педагогический вуз. Отношения авторских лагерей с альма-матер, которая в разные годы называлась по-разному: историко-педагогический факультет Костромского пединститута, социально-педагогический факультет Костромского педуниверситета, Институт педагогики и психологии Костромского госуниверситета — особый сюжет. Возникал своеобразный социокультурный механизм воспроизводства: школьник попадал в лагерь, становился его «фанатом», а затем стремился поступить на факультет, чтобы поехать в лагерь в качестве педагога. Постепенно местом базирования авторских лагерей стал областной дворец творчества юных, областной комитет Российского союза молодежи, другие образовательные и социальные учреждения. С середины 90-х годов изменился и состав педагогов авторских лагерей, если первоначально значительную часть составляли студенты истпеда (соцпеда, ИПП), то сегодня какую-либо тенденцию для всех лагерей выявить сложно.

Пространственно-временные характеристики жизнедеятельности авторского лагеря связаны с сезонностью. Авторский лагерь существует в своей развернутой форме (подростки и педагоги) только в периоды студенческих и школьных каникул, когда учащиеся не заняты в учебном процессе и могут стать участниками программ. В остальное время участие педагогов в деятельности авторского лагеря похоже на посещение объединения по интересам, периодично, параллельно с основными видами занятий (участие в производственной деятельностью, учеба и т.п.).

А вообще повседневность и событийность жизни авторского лагеря может быть представлена в виде годового цикла. Начинается год с анализа прошедшей смены. Эмоциональный фон этого мероприятия зависит от характера отношений, которые сложились в ходе смены. На самом деле этому мероприятию придается большое значение, так как именно здесь определяется, кто поедет на следующую смену.

Годовой цикл функционирования авторского лагеря как воспитательной организации может исчисляться с момента уточнения организационной структуры сообщества, набора новичков в педагогический коллектив и организованного знакомства с ними. Эти события происходят, как правило, в ноябре — декабре. В связи с достаточно сильным влиянием графика учебного процесса вуза, в авторских лагерях может наступать временное затишье в период сессии и студенческих каникул. Правда, не так уж редки случаи проведения в школьные Рождественские каникулы (январь) кратковременных программ (от 5 до 14 дней) для учащихся на базе загородных центров отдыха, санаториев, пансионатов либо на базе образовательных учреждений в городе.

Следующий шаг годового цикла авторского лагеря (январь- апрель) связан с разработкой программы новой смены, уточнение состава творческих групп, запуск их работы. Деятельность творческих групп включает проектирование отдельных аспектов смены, проведение различных мероприятий внутри педагогического коллектива.

Вся масса черновой работы проверяется на майских сборах — маевках, здесь на выезде педагогический коллектив живет в достаточно интенсивном ритме — проживая ключевые моменты будущей смены. В конце мае — июне педагогический коллектив собирается для того, чтобы поздравить выпускников с окончанием вуза, для ряда студентов это — своего рода прощание с сообществом авторского лагеря.

Непосредственно накануне смены (как правило, за неделю) педагогический коллектив собирается на сборы — подготовку к смене, здесь происходит переход от самодеятельной добровольной организации к педагогическому коллективу детского учреждения.

Очередная смена — ключевое событие в жизни авторского лагеря, его общность, проходя через них, может существенно видоизменяться — рушатся старые деловые, межличностные, корпоративные отношения, возникают новые. Очередная смены для жизни воспитательного сообщества авторского лагеря представляет собой событие столь значительного масштаба, что все остальные просто не идут не в какое сравнение. Данное обстоятельство объективно наделяет авторский лагерь свойствами студийности.

Начиная с последнего сбора в смене и продолжая в сентябре, в авторском лагере происходит анализ прошедшей смены. Каждой смене сопутствует своеобразный удлиненный финал, куда входят встречи участников программы подростков и взрослых в сентябре- ноябре.

Достаточно давно в качестве «ежегодной витрины» в ноябре для авторских лагерей на базе университета проводится такое мероприятие как «Лето в красном галстуке». В последние годы это мероприятие приняло вид фестиваля, где кроме традиционного показа небольшого представления — визитки, от каждого авторского коллектива требуется проведение мастер классов, выпуск газеты, подготовка одного представителя на конкурс вожатского мастерства.

Кроме содержательного цикла существования авторского лагеря как воспитательной организации для данного вида воспитательных организаций весьма важен социально-психологический четырехлетний цикл существования сообщества4.

Жизненный цикл объединения М.Б. Кордонский условно делит на пять этапов:

— контакт (длительность 2-3 недели) — приход первых новичков,

— становление (длительность 2-3 года) — освоение воспитанниками социального опыта,

— сотрудничество (длительность 0,5-1 год) — выстраивание партнерских отношений между лидерами и ведомыми,

— кризис (длительность 1-3 месяца) — лидер попадает под огонь критики, возникают межличностные конфликты, катастрофическое падение эффективности совместной деятельности,

— конец цикла, после эмоционального накала и затухания конфликта возможно выпуск «старичков» (потенциальных бунтарей), полное закрытие объединения, начало работы со следующим поколением.

Как показывает анализ практики, история существования авторского лагеря, его общности представляет собой цепь перерождений, взрослений, старений, а иногда и смертей. В основе развития авторского лагеря лежит ряд противоречий между:

— структурой общности и ее культурой,

— традициями, сохраняющими общность и инновациями, изменяющими ее,

— воспроизводством общности и сменяемостью состава педагогов.

Специфика субъектов, осуществляющих социальное воспитание, преобладающий стиль отношений. Особенность ситуации педагогов авторского лагеря — студентов вуза состоит, в том, что он с одной стороны, они субъекты воспитания подростков, а с другой — воспитанники небольшой группы команды старших (по возрасту, опытности, положению в общности) педагогов.

Все участники молодежного педагогического коллектива — коллеги, сотрудники одной организации, которые вместе работают, участвуют в субботниках, отдыхают, развлекаются. Так, например, при подготовке смены, сборов педагогический коллектив включается в творческое созидание, выступая как своеобразное проектно-конструкторское бюро. Продуктом разработки становятся программы работы, планы проведения сборов, методические рекомендации и сценарии мероприятий. В каждом авторском лагере от времени практикуются мероприятия, рассчитанные в первую очередь на педагогический коллектив — это различного рода игры, конкурсы. Одним из кульминационных моментов в жизни авторского лагеря являются «генеральные репетиции» смены. Они проходят, как правило, в каникулы зимой и весной (два-три дня) и непосредственно перед сменой (в течение пяти-шести дней). Основные задачи этих форм можно сформулировать так: прожить отдельные элементы смены, окончательно выстроить последовательность эпизодов программы, скоординировать взаимодействие служб, центров, временных объединений, вжиться в символику быта лагеря: разучить песни, ритуалы. Определенное место при подготовке к смене занимает изготовление символика, атрибутики, а накануне заезда детей в лагерь при подготовке базы к началу смены, весь без исключения педагогический коллектив включается в грандиозную уборку. Общий для всего педагогического коллектива «философский кружок» возникает в какие-то принципиальные моменты жизни лагеря: после проведения смены, сборов и т. п.

Существует один момент во взаимоотношениях детей и взрослых, когда они ощущают единство и причастность к сообществу авторского лагеря это встречи — сборы участников смен в сентябре &;mdash; октября. В основе возникновения этой традиции — желание обратиться к совместным переживаниям прошедшей смены, увидеть друзей.

Обоснование понятия. В двадцать одной диссертационной работе по филологии и по одной (искусствоведение, философия, история), которые были защищены в нашей стране с 1987 года по настоящее время, проблема авторства рассмотрена в следующих контекстах: автор как элемент художественного процесса определенной эпохи, в том числе институт авторства как социокультурный феномен; философская концепция автора, авторское мировоззрение; формы, способы, стиль творческого выражения авторской позиции, точки зрения и проч.; диалог автора с иными субъектами творческого процесса, например с героем, читателем, или в системе автор- посредник (герой, повествователь, текст)- читатель.

Для психолого-педагогической науки категория авторства также не является новой. Проблему распознавания авторской позиции при изучении школьниками и студентами литературы поднимали Л.А. Забродина, В.А. Лимерова, Е.Н. Плыщевская, И.В. Рогожина. А.И. Беляева в 1999 году обратила внимание на формирование умений авторского редактирования у студентов университета. Т.Г. Пузыни в своей кандидатской диссертации, ввела категорию «авторство подростков». Впервые понятие авторство было применено по отношению к ребенку, воспитаннику, ученику. Главной задачей в этом смысле, как указывает в обосновании актуальности проблемы сам соискатель, является преодоление искусствоведческого, психологического характера, метафоричности при использовании термина «авторство». Диссертантка попыталась показать, как в детоцентричном образовательном процессе должна строиться педагогическая деятельность по развитию у подростка мотивации и способностей к самоидентификации в качестве творца — созидателя.

Разрабатывалась феноменология педагогического авторства: авторские курсы учителя (Т.П. Михайлова), авторский урок (И.Б. Трубникова), авторское учебное пособие (И.Ю. Кукушкина), авторские учебные программы (С.В. Обоева, Л.Н. Кузьмина), авторская методика в начальных классах (Н.Н. Ананьева), авторская система деятельности педагога-мастера (В.В. Анисимова, А.В. Перушкин), авторский класс (О.А. Извина). Авторство в рамках педагогических (воспитательных) систем высокого уровня, авторская школа (Т.С. Перекрестова, Т.В. Цырлина). На основе трактовки понятия в словарях, можно считать, что «авторство» — не что иное, как принадлежность произведения автору, разновидность субъектного и субъективного отношения к творческому продукту (произведению науки, литературы и искусства) в процессе его создания и использования. В соответствии с этим, авторский — это лагерь, задуманный и осуществленный автором (авторами).

Согласно современным словарям под авторской школой понимают обычно экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Опираясь на те же источники можно утверждать, что авторские лагеря возникли вслед за авторскими школами, в рамках определенной моды на педагогическое авторство. В своей кандидатской диссертации Т.Ф. Асафова назвала данное явление социально-педагогическим творчеством. Автор определила социально-педагогическое творчество как «процесс создания новых образцов жизнедеятельности поливозрастных воспитывающих общностей, обеспечивающих саморазвитие личности в процессе преобразования окружающей социальной среды»5. Опираясь на эту идею можно говорить об авторских лагерях как социально-педагогической инновации, общественно-педагогической инициативе.

Доказательством того, что авторские лагеря возникли вслед за авторскими школами, может служить тот факт, что расцвет авторских лагерей пришелся на начало 90-х годов, а термин авторская школа вошел в обиход в конце 80-х годов. Также как и авторские школы, лагеря появились в обстановке «децентрализации управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением принципа их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования».

Общей чертой авторских школ и авторских лагерей является еще и то, что их концепции и практика обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и лагерей, «часто строятся на противопоставлении этой практике, её критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными». Основа авторского лагеря, как и авторской школы — это заранее разработанный оригинальный (отсюда — авторская школа) концептуальный проект.

Еще одна аналогия. Если в авторских школах в роли создателей выступали как учёные, так и практики, то в авторских лагерях это были практики, часть из которых становилась учеными в процессе создания своей авторской концепции воспитания. Широкая эксплуатация понятия «авторская школа», привела к тому, что этот термин стали применять и к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий («колония А.С. Макаренко», «школа В.А. Сухомлинского» и др.). То же самое можно сказать и о «Комсорге», «Комсорге ПТУ» времен А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского, о «Соколенке» 70-80гг.

Поэтому рискнем предположить, что авторский лагерь, это такая воспитательная организация, в которой все участники общности (опытные и начинающие педагоги, дети и взрослые) ориентируются на самореализацию в качестве автора, развиваются и соответствующие способности. Причем предметность у этого авторства различная: для педагогов — авторское мероприятие, методическая разработка, авторская программа, авторская система работы и т.д., а для подростков — авторство поступка, выбора, проекта маленькой жизни, называемой лагерной сменой.

Остановимся на региональной истории социального воспитания в авторских лагерях последних четырех десятков лет.

Как указывал С.А. Шмаков, «в 60-е годы — годы «оттепели» — ведущей идеей стала коллективная организаторская творческая деятельность, создание самобытных лагерных детских организаций»6. Существенную роль в осуществлении воспитательных инноваций сыграл Всероссийский лагерь «Орленок», который «стал ориентироваться на личность ребенка, ... на акции заботы об окружающей жизни (идеи коммуны юных фрунзенцев И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро, г. Ленинград), на развивающий досуг как феномен отечественной культуры (С.А. Шмаков, О.С. Газман, А.А. Фомин, С.Н. Сафонов, Л.А. Балашкова, г. Новосибирск). В этот период, по свидетельству С.А. Шмакова, «стали возникать авторские клубы и летние лагеря энтузиастов каникулярной педагогики — «Искатель» Е. Волкова (г. Тула), «Каравелла» Вл. Крапивина (г. Свердловск), «Синегория» О. Газмана (г. Новосибирск), «Неунывайки» В. Ширяева (г. Липецк) и др.

Возможно, родственным или родительским явлением по отношению к авторским лагерям следует считать течение организаторов педагогических отрядов 70-х годов (движение педотрядов).

Определенную роль в развитии общественно-педагогического движения в стране сыграли решения XII съезда ВЛКСМ, проходившего в апреле 1958 года. В документах съезда указывалось на необходимость воспитания активных, умелых, убежденных граждан, развития у подрастающего поколения общественной активности и «формирование навыков общественника».

В работе И.М. Андромоновой отдельный параграф посвящен подготовке учащихся-организаторов в лагерях актива. Первым региональным инструктивным лагерем комсомольского актива старшеклассников был созданный в 1961 году в Курской области «Комсорг». Основателем лагеря был Л.И. Уманский, в развитии его идей большую роль сыграли Е.И. Дымов, А.С. Крикунов, А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков, А.С. Чернышев, Е.А. Шанин. Задачи курского «Комсорга» определялись следующим образом: «подготовка лидеров к организаторской работе в школе, поиск новых эффективных форм организации жизнедеятельности старшеклассников»7.

В Костромской области отправной точкой в формировании современной ситуации следует считать 1973 год — создание лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг». В 1978-79 году возникают лагеря комсомольского актива учащихся ПТУ — «Комсорг ПТУ» и пионерского актива — «Соколенок». Как видно из анализа педагогической практики тех лет, активно шли инновационные процессы в воспитании (правда, мы сейчас говорим о провинции).

Хотя лагерь пионерского актива в Костромской области существовал и до «Соколенка»- 1957-61 гг., его организатором был С.М. Миценгедлер. Период до 1973 г., не может быть непосредственно признан началом истории авторских лагерей, так как эта тенденция не нашла в полной мере продолжения в дальнейшем.

Возникновение костромского «Комсорга» связано с переездом в начале 70-х из Курска — Льва Ильича Уманского и Анатолия Николаевича Лутошкина. По мнению С.Д. Полякова в этот период, обнаружилась тенденция к замыканию коммунаров в своих коллективах, к уменьшению числа коммунарски-ориентированных педагогов. Кроме этого, произошло снижение социального пафоса движения, на первый план вышли внутренние педагогические, а порой досуговые задачи8.

Лагеря актива в этот момент стали островками коммунарства, замкнутыми педагогическими лабораториями, сохранявшими коллективно-творческую деятельность в качестве социально-педагогического инструмента. Своеобразие периода создания авторских лагерей в Костромской области состоит в том, что в этом явлении переплелось социально-педагогическое с общественно-педагогическим. Ведь, с одной стороны, лагеря актива создавали комсомольские органы, с другой, в них в полной мере отражалась педагогическая самодеятельность преподавателей и сотрудников пединститута, студентов, общественности. Творчество педагогов-общественников так ярко разворачивалось в условиях временного летнего объединения, скорее всего благодаря специфики загородного центра. Здесь возможно развернуть достаточно «плотно контролируемое» пространство — воспитывающую среду.

Первые авторские лагеря, как следует из документов и научных публикаций 70-х гг. были предназначены для «обучения и воспитания комсомольского актива школ области и исследования эффективности подготовки комсомольского актива школьников в условиях специализированного лагеря. Параллельно с этой задачей, в тесном взаимодействии и взаимопроникновении с предыдущей, решается задача исследования социально-психологических аспектов развития лагерного комсомольского отряда как коллектива», — писали А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский в 1976 г. В 1989 А.Г. Кирпичник указывал: «Более пятнадцати лет практической и исследовательской работы педагогического коллектива Костромского областного лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг» имени лауреата премии Ленинского комсомола А.Н. Лутошкина были направлены на поиск оптимальной системы обучения и воспитания старшеклассников, в которой главное действующее лицо — сам старшеклассник.

Если в начале 70-х «Комсорг» был классическим лагерем — школой комсомольского актива. Само слово «школа» задает традиционное значение определенного места, куда приходят учиться, следовательно, на первом месте стоит овладение учащимся знаниями, умениями, навыками. С другой стороны, то, что комсорги считали себя в лагере представителями школьных комсомольских организаций, оформляло миссионерский контекст: «мы должны научиться здесь комсомольской работе, чтобы улучшить жизнь своих сверстников в родных школах». С третьей стороны Костромской «Комсорг» отличала военизация и игровая символика гражданской войны. Характерно такое наблюдение: «...в 1989 году я первый раз приехал в «Комсорг» в качестве гостя. Был вечер, лагерь собирался на «вечернюю поверку» — так назывался ритуал, завершающий день жизни. Отряды выстраивались рядом с плацем, во главе — командир отряда, рядом — инструктор. Духовой оркестр заиграл марш. Отряды строгими колоннами друг за другом выходили и занимали свое место. Прозвучали четкие команды, рапорт командиров — ответственному дежурному по лагерю...Затем очень коротко выступили комиссар лагеря и начальник штаба лагеря...».

В такой внешней атрибутики быта и жизнедеятельности лагеря угадывались черты, описанные А.С. Макаренко в главе «Командирская педагогика» «Педагогической поэмы». Практика совместной деятельности поставила на повестку дня вопрос о том, как называть временное объединение, возникшее в колонии им. А.М. Горького для заготовки хвороста. Опираясь на военно-партизанскую романтику революционной борьбы, которая непосредственно и существенно отразилась в сознании колонистов, А.С. Макаренко, пользуясь терминологией, принятой в Красной армии, задал слова, определившие игровой контекст жизни и быта колонии на долгие годы: «отряд», «рапорт», «командир отряда».

В школе комсомольского актива овладение старшеклассником организаторской деятельностью было связано с предъявлением образцов этой деятельности педагогически коллективом, соревновательность между отрядами «Комсорга» формировала общий дух стремления к победе, преодоления себя, совершенствования себя как организатора совместной деятельности.

Характеризуя этикет первого этапа существования «Комсорга», следует отметить формулу официального обращения, обязательное ношение форменных элементов одежды — «комсорговских пилоток».

Для понимания взаимоотношений в процессе обучения важно, что задача педагога в лагере актива — удовлетворение спроса учеников на знания, навыки; задача ученика — потребительская (узнать, научиться)4. Объективно воспитатель осуществляет воздействие на ребенка с целью усвоения последним необходимого учебного содержания. Поэтому в воспитаннике ценятся способности к обучению, природные данные, усердие, доминирующий критерий оценки здесь успеваемость. По социальному контексту отношения педагога и воспитанника можно трактовать при помощи таких социальных ролей как тренер, преподаватель, мастер. Посещение занятий является обязательным для ребенка, принявшего решение стать учащимся, так как пропуск занятий препятствует успешному освоению последующего материала. Образование в лагере комсомольского актива в высокой степени профессионализировано, как правило, поэтому специфично высокой регламентированностью обучения: строгим расписанием занятий, обязательностью для всех воспитанников освоения учебного содержания.

Специфика просвещения в лагерях 70-80 гг. была связана с тем, что значительное число участников смен оставляли учащиеся старших классов сельских школ области, поэтому — содержательно ориентировано на расширение общей эрудиции. Во-вторых, особенность просвещения вызывалась характером информации, доступной для значительной части населения в тот период. Закрытыми в 70-80 гг. были очень многие темы, и пытливые старшеклассники не находили ответы на важные ответы, поэтому просвещение в «Комсорге» было направлено на снятие и этих противоречий. «Комсорг» в первые годы своей жизни известен уникальными Колизеями, по воспоминаниям современников А.Н. Лутошкин по приезде на базу организовывал строительство необычного сооружения, напоминавшего по форме древнеримский Колизей. На этой площадке возникали удивительные диалоги, которые чаще всего вел сам Анатолий Николаевич.

Содержание индивидуальной педагогической помощи связано с содействием в самоопределении по отношению к осваиваемой организаторской деятельности, которая для многих становилась основой будущей профессии, некоторые сложности возникали у старшеклассников при овладении организаторской деятельностью.

Большой интерес вызывают изменения, которые стали происходить в авторских лагерях в середине 80-х годов. Прежняя яркость коммунистических идеалов утрачивалась, однако, открытый отказ от идеологии ВЛКСМ и ВПО им. В.И. Ленина был не возможен.

За период в 70-80 годы во всех трех авторских лагерях происходили динамические процессы. Так, например, первоначальная группа людей, которые основали лагерь «Комсорг» в конце 70-х — начале 80-х реально уступила место второй команде, а в конце 80-х годов в «Комсорге» вновь произошло изменение группы руководителей.

Середина 80-х годов весьма любопытное время, когда вначале незаметно, а потом все более ощутимо социокультурный социального воспитания в авторских лагерях стал меняться. В этот период в «Комсорге» и «Соколенке» закладывались основы нового видения предназначения авторского лагеря, которые можно обозначить как студийность. Черты этого нового явления можно описать так:

— в студии молодежь участвует в совместном творческом процессе под руководством авторитетного мастера, постепенно приобретая все большую самостоятельность,

— студия предполагает на только обучение основам художественного ремесла, но и способствует формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца,

— студия обозначает также группу молодых художников, объединенных общими взглядами на искусство.

Особая ситуация в авторских лагерях того периода связана с возрастанием роли художественного творчества, может быть особую роль сыграла ценность методического творчества среди группы старших по возрасту педагогов. Определенную роль сыграла специфика коллективной организации деятельности, которая прекрасно укладывается в схему разработки и реализации творческого проекта. В содержании организуемого социального опыта значительную роль стали играть опыт совместной созидательной художественной деятельности, опыт демонстрации результатов творческого процесса, опыт созерцания художественных произведений. Среди форм особое место заняли массовые шоу-мероприятия (концерты, спектакли, представления-конкурсы). Педагоги по отношению к воспитанникам все чаще выступали в социальной роли художественных руководителей (режиссеров, хореографов, постановщиков). Специфично выглядело в то время просвещение подростков: японская поэзия, лирика серебряного века и т.п.

Второй этап развития авторских лагерей в Костромской области — 90 годы ХХ века и начало ХХI века. Начавшие изменения были обусловлены противоречием между социально-педагогическим энтузиазмом, захватившим студентов и преподавателей историко-педагогического факультета и, ограниченностью пространства для его реализации. Другими словами, воспитывающая общность историко-педагогического факультета в своем развитии стала социокультурной стихией изменения социальной среды, создав новые ниши воспитательной деятельности.

Вторым источником возникновения являлось ощущение неполного соответствия существующих программ деятельности «Комсорга» и «Соколенка» новым общественным условиям. Отсюда понятно, почему основной идеей, по которой создавались авторские лагеря в этот период, была альтернатива. Это означает, что созидание проходило под девизом «Делать все не так, как в «Комсорге», «Соколенке»!». Альтернативное направление объективно выражалось как в поиске форм организации деятельности, так и в попытках проектирования нового содержания деятельности временных летних детских объединений. В то же время не стоит забывать, что альтернативные идеи выдвигали и воплощали выходцы из «Комсорга», «Комсорга ПТУ», «Соколенка». Авторские лагеря в это время возникали в ситуации высокой степени независимости от государственного заказа на содержание социального воспитания и отсутствия государственной регламентации при оформлении педагогического замысла.

Начало процесса положила организация в 1989 году лагеря пионерского и комсомольского актива города Шарьи «Трубач». Следует подчеркнуть, что «Трубач» 1989-90 года лагерь пионерского и комсомольского актива, — своеобразный микрокомсорг, только в отдельно взятом районном центре. Объективно эта программа была ориентирована на подготовку организаторов досуга. С 1991 года в «Трубаче» возникает и развивается тенденция к подчинению совместной деятельности осмыслению духовно-нравственных ценностей.

Основными органами самоуправления в «Трубаче» были ежевечерний сбор участников программы (детей и взрослых) и кратковременные объединения организаторов тематических дней. В зависимости от игровой легенды смены общий сбор назывался «Парламент» — 1989-1990, «Государственная Дума» — 1991, 1993, «Ученый Совет» — 1992 г., а объединение организаторов почему- то все годы именовали «Кабинетом Министров». «Кабинет Министров» состоял из двух педагогов и пяти- шести ребят. Премьер-министром назывался педагог, ответственный за проведение тематического дня (он, как правило, и набирал ребят в свой кабинет). Второй из педагогов отвечал за соблюдение распорядка дня, порядка в столовой и на территории лагеря. Работа Кабинета продолжалась три дня. В течение двух дней группа разрабатывала день и все мероприятия, на третий день они непосредственно реализовывали свои задумки и анализировали результаты организаторской деятельности.

Особо хотелось бы описать порядок проведения общего ежевечернего сбора (несмотря на отличия в игровом материале той или иной смены, ритуал сбора оставался неизменным). Прежде кратко обрисуем организацию пространства. Общий сбор проводился в самом большом помещении в лагере. Правда, надо сказать, что мы избегали проводить его в клубе, тем самым подчеркивая и особую торжественность, и серьезность мероприятия. Место, где обычно шли дискотеки и другие развлечения, явно не подходило. В центре зала находился стол со стоящими вкруг него стульями, полукругом с одной стороны были расставлены скамьи для временных детских объединений (у каждого из них было свое место), напротив амфитеатра стояли кресла для педагогического коллектива, разделенные на два крыла. Посередине кресел на некотором возвышении был установлен стул для начальника лагеря. Зал заседаний всегда был оформлен: вымпелы временных объединений, символы и атрибуты игры. Каждое заседание проходило при свечах, что, безусловно, добавляло таинственности и романтики. Непременным правилом для всех взрослых участников общего сбора была парадная форма. Юноши должны были приходить в костюмах, светлых рубашках и галстуках, а девушки в нарядных, но строгих платьях. Уже через два года существования лагеря «Трубач» сами ребята, которые приезжали во второй или третий раз (таких было до 30-50% от общего числа) привозили с собой соответствующую одежду. Какое бы дело ни проходило накануне общего сбора, весь лагерь переодевался. Надо отметить, что после организационного периода напоминать об этом необходимости не было.

Начинался общий сбор с торжественного входа всех участников. Изначально в помещении уже находились организаторы прошедшего дня. Они сидели в центре зала за отдельным столиком. После специального сигнала под звуки торжественной музыки распорядитель громким голосом объявлял каждое временное объединение (в разные годы в соответствии с игрой они назывались общинами, республиками, городами, факультетами и т.п.), затем в зал приглашался педагогический коллектив, который назывался лордами, сенаторами, ректоратом. Самым последним в зал входил начальник лагеря С. А. Фоминых, исполнявший в разные годы роли монарха, ректора, государя императора в эмиграции и т.п. Каждый год перед сменой велись серьезные споры о том, под какую музыку надо входить ребятам, педагогам, начальнику лагеря. Но после дискуссий удавалось найти торжественную и настраивающую на серьезный лад музыкальную композицию.

Содержательная часть общего сбора включала в себя анализ дня и планирование на завтра. С анализом выступали по очереди представители всех временных объединений, затем оценку и разбор деятельности давали педагоги, потом группа организаторов, а заключительное слово предоставлялось начальнику лагеря. Заканчивал он свою речь словами: «Благодарю за работу всех, кто организовал сегодняшний день». Распорядитель просил организаторов пройти на свои места в амфитеатре.

Вторая часть открывалась объявлением группы организаторов предстоящего дня. Распорядитель называл педагога, ответственного за день, а тот в свою очередь приглашал за стол всех остальных. Представитель группы организаторов зачитывал программу на день, объяснял, что и почему они предлагают провести. Затем начиналось обсуждение предложенного распорядка во временных объединениях и в педагогическом коллективе. По сигналу распорядителя представители каждого детского объединения, педагогического коллектива по порядку высказывали свои вопросы, замечания, предложения в адрес организаторов. Организаторам давали слово для ответов, и, если принципиальных возражений не было, итог подводил начальник лагеря. Всего несколько раз за пять лет программу, подготовленную «Кабинетом Министров», отклоняли. Завершалось заседание ритуалом исполнения гимна лагеря и торжественного выхода под музыку: начальника лагеря, педагогов, детских объединений и группы организаторов.

Конечно, содержательно общий сбор в «Трубаче» напоминает коммунарский круг. Наверное, первоначально поиски в организации самоуправления шли в области формотворчества.

За счет перехода педагогов из одного лагеря в другой, проведения совместных мероприятий, общего социокультурного пространства историко-педагогического факультета Костромского педагогического института происходило влияние новых авторских лагерей на «Комсорг» и «Соколенок». В обоих лагерях определенный импульс получили инновационные процессы. Нельзя, конечно, не учитывать то обстоятельство, что именно в это время отошли в небытие ВПО имени а и ВЛКСМ. К тому же в обеих общностях сменились руководители.

С 1990 года ведет свою историю лагерь абитуриентов Костромского пединститута «Летний колледж» (в некоторых документах лагерь «Абитуриент»), где С.П. Афанасьеву удалось воплотить оригинальную идею образовательной программы подготовки абитуриентов к поступлению в вуз. Сама идеология «Летнего колледжа» во многом опережала свое время и была, да, наверное, и остается, по сей день, не в полной мере соответствующей отечественной культуре воспитания в летних объединениях (чего стоит, хотя бы отказ от традиционной организации ночного отбоя). Остроумное сочетание в образовании — школьно-репетиторской схемы, а организации социального опыта — игрового клуба было замечательной находкой авторов программы.

Костяком программы этого лагеря были учебные занятия для потенциальных абитуриентов по подготовке их к поступлению в вуз. По замыслу организаторов смены (С. П. Афанасьев, С. В. Коморин), старшеклассники успешно окончившие курс и получившие положительные оценки на сессиях (в середине и в конце смены) могли рассчитывать на льготы при поступлении в Костромской педагогический институт. Как это ни странно было в 1990 -91 годах, за посещение занятий необходимо платить, правда, игровой валютой. Игровые деньги можно было заработать на ряде общественных объектов, наймом на которые занималась «Биржа». Среди вариантов трудоустройства следует назвать уборку территории лагеря, работу в столовой, проведение досуговых мероприятий для участников программы и проч. Справедливости ради надо сказать, что к середине смены возник черный рынок, где можно было купить игровые деньги на настоящие рубли.

Лагерь старшеклассников «Город Надежда» возник в том же году, что и «Летний колледж», при поддержке городского комитета ВЛКСМ. И по подбору старшеклассников, и по содержанию деятельности эта программа была клубной, ориентированной на содействие юношам и девушкам — жителям города Костромы в организации своего свободного времени. Затем все большее число ребят стали составлять советы старшеклассников школ города, а в 1995 году «Город Надежда» стал лагерем советов старшеклассников Костромского района (это было связано с тем, что команда лагеря перешла на работу в одну из школ района). Сложности финансирования программы из средств муниципального образования привели к тому, что уже с 1998 года лагерь превращается в лагерь областной ассоциации учащейся молодежи Российского Союза Молодежи. Новый виток изменений связан с тем, что в 2000 году «Город Надежда» объединил три программы: две образовательные — «Школа юного фермера», «Школа юного менеджера» и — программу для старшеклассников Российского Союза Молодежи. В 2004 -2005 годах педагогический коллектив «Города Надежды» включил в свою программу кружковцев Областного дворца творчества юных.

Лагерь «Город Надежда» в основу своей программы положил модель, созданную в 1989 году ленинградскими педагогами и орлятскими вожатыми в дружине «Комсомольской» (Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орленок»). В «Орленке» модель эта называлась «Город Комсомольский», а в Костроме «Город Надежда». И там, и там это была сюжетно-ролевая игра в город. Весьма показательно, что при одной и той же игре как форме организации профильной смены, содержание деятельности (профиль) несколько раз принципиально изменялся, кардинально изменялась и модель социального воспитания (ценности, контекст, цели, стиль отношений и т.д. и т.п.).

В июле — августе 1993 года в Костромской области возникает летняя математическая школа, ныне — летняя многопредметная школа (ЛМШ). Получив поддержку современных меценатов, этот авторский лагерь являет собой пример реализации программы с образовательного профиля. Базой для ЛМШ является государственное образовательной учреждение дополнительного образования детей «Центр по работе с одаренными школьниками».

В начале 90-х годов общественно-педагогическое движение авторских лагерей приобрело принципиальное отличие от практики предыдущих лет. Отличие состоит в отказе от попыток сделать всех детей — участников временных объединений — субъектами организации совместной деятельности. Более принципиальным стало обеспечить субъектность ребенка в его собственной деятельности. Кроме того, особенность нашего времени состоит в оформлении целостного профиля возникающего лагеря. Поиск содержания и форм закончился к середине 90-х, началось созидание законченных систем.

В 1994 году проводит свою первую смену лагерь ролевых игр «Кентавр». Новым в явлении этого лагеря было открытое признание игрового содержания совместной деятельности. Старшеклассников приглашали поиграть в сказочный мир, описанный американским фантастом Роджером Желязны в книгах «Янтарные Хроники» («Хроники Амбера»). Вызревание и рождение «Кентавра» происходило в общности лагеря «Трубач». Педагоги «Трубача» в ходе инновационного поиска остановились на использовании ситуационно-ролевых игр, заимствовали подходы и методики объединения по интересам «Город Мастеров», пригласили их в Шарью, сами стали участниками многих мероприятий в Москве и Подмосковье. Так в основу деятельности лагеря «Кентавр» положены ролевые игры, правомерное признанные многими в качестве вида художественного творчества это сообщество по своему характеру следует признать студийным объединением.

На следующий год после «Кентавра» был организован лагерь клуба старшеклассников города Костромы, названный впоследствии «Мир людей». Как и «Город Надежда» в начале своей истории, «Мир людей» представляет собой реализацию клубной модели социального воспитания. Это обстоятельство научно доказывают кандидатские диссертации Е.М. Карповой, И.Р. Конжина, Ю.А. Устиновой.

Социокультурный контекст клуба — общность людей имеющих сходные или близкие интересы, занятия; сообщество похожих людей, собирающихся время от времени в часы досуга. Понимание организации социального опыта в модели «клуб» связано с целью: обеспечить участников объединений опытом совместного времяпрепровождения. Своеобразие данной модели состоит в том, что преобладание среди сфер жизнедеятельности объединений общения приводит к дефициту смыслов, который в свою очередь преодолевается миссионерской и (или) игровой идеологией. Правила и нормы взаимодействия отличает низкая регламентированность общения и отношений, рамочные ограничения, структура социальных роли взрослых и детей включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнеров по времяпрепровождению. В этой модели осуществления социального воспитания систематическое обучение, как правило, отсутствует, просвещение проводится стихийно, по запросу воспитанников, самообразование направленно на бытовую задачу, хобби. Индивидуальная помощь в «клубе» призвана в значительно большей степени, чем в других моделях стимулировать рефлексию, развивать саморегуляцию, способствовать восстановлению отношений с родителями, социального статуса в общеобразовательной школе, группе сверстников.

В 1995 году для студентов вузов и ссузов — членов Российского Союза Молодежи была запущена программа «Академгородок», несколько лет спустя возник еще один студенческий лагерь — «Лидерлэнд».

Подводя итог краткому социально-педагогическому очерку, следует отметить, что авторские лагеря Костромской области представляют собой социокультурный феномен, повлиявший на духовную культуру страны и русскоговорящего СНГ.

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ


Список литературы

1. Андромонова И. М. Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики (1960-1985гг.). Дисс...канд. пед. наук. — Кострома: КГУ, 1999. -133 с.

2. Афанасьев С. П., Коморин С. В., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. — Кострома: МЦ «Вариант», 2001. — 224 с.

3. Басов Н.Ф. Кафедра социальной педагогики Костромского педагогического университета: становление и развитие 1969-1999 гг. -Кострома: КГПУ, 1999. — 103 с.

4. Вахтин А.В. Специфика подготовки педагогов-организаторов детских объединений имеющих в своей основе длительную массовую развивающую игру// Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений: Материалы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции.- Кострома: КГПУ им. Н..А. Некрасова, 1994.-С.42-43.

5. Возжаева Е.И. Подготовка вожатого к работе с детскими организациями и объединениями (Из опыта работа педагогического отряда лагеря актива «Соколенок») // Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров детских и юношеских объединений: Материалы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции.- Кострома: КГПУ им. Н..А. Некрасова, 1994.-С.71-73.

6. Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Республика «Наследие». Программа лагеря актива ФДПО «Соколенок».- Кострома, 2000-68 с.

7. Захарова Н.С., Смирнов Э.Л. Областной лагерь актива «Соколенок» — школа подготовки будущего учителя//Подготовка студентов к воспитательной работе в школе: Межвуз. сб. научн. тр. — Кострома: КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1992.- С. 32-37.

8. Ижицкий В.П., Злыгарева Г.А. «Особенности включения личности в сводные объединения общелагерного коллектива//Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе. — Кострома: КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1989.-С.104-110.

9. Ижицкий В.П. Психологическая служба лагеря «Комсорг» // Коммунарская методика как феномен педагогической действительности: Материалы заседания Научного Совета «Проблемы интеграции психолого-педагогической науки и школьной практики», проведенного 30 ноября-1 декабря 1987г. в г. Москве/ Под ред. А.Г.Кирпичника, Н.Л.Селивановой. — Кострома, 1989.- С.104-110.

10. Киpпичник А.Г., Ижицкий В.П. Летние объединения старшеклассников. — М.: Знание, 1984. — 80с.

11. Кирпичник А.Г., Лутошкин А.Н., Уманский Л.И. Лагерь «Комсорг» — база подготовки комсомольского актива для школ области и объект психолого-педагогического исследования// Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Сборник научных трудов. Выпуск № 45.-Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1976.-С.167-172.

12. Кирпичник А.Г. Временный коллектив старшеклассников в системе коллективного воспитания//Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе. — Кострома: КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1989.-С.10-18.

13. Кирпичник А.Г. Коммунарская методика в лагере «Комсорг»: подготовка школьного комсомольского актива// Коммунарская методика как феномен педагогической действительности: Материалы заседания Научного Совета «Проблемы интеграции психолого-педагогической науки и школьной практики», проведенного 30 ноября-1 декабря 1987г. в г. Москве/ Под ред. А.Г.Кирпичника, Н.Л.Селивановой.- Кострома: КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1989.- С.101-110.

14. Крылова Н. Культурная среда детского лагеря// Народное образование. — 2000. — № 4-5. — С. 25-33.

15. Ланцберг В.И., Кордонский М.Б. Технология группы (сокращенный вариант) // Сельская школа со всех сторон .- 2001.- №20. -12 с.

16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.-192 с.

17. Областной лагерь комсомольского актива «Комсорг» (Методический материал в помощь комсомольскому активу по организации лагерей школьного актива)/ общ. ред. А.Г. Кирпичника. — Кострома: Костромской ОК ВЛКСМ, КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1984. -47с.

18. Педкласс -пединститут (Программно-методические материалы). -Кострома: КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1993.-107с.

19. Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. — М.: Знание, 1990.- 80 с.

20. Программы социальной и психологической помощи молодежи города Курска/ Под общ. ред. проф. А.С.Чернышева. — Курск: изд-во «Пед-Сервис», 1997.-120с.

21. Соколов Р. Социальное участие и социальное воспитание в контексте представлений о гражданском обществе// На стороне подростка. — №3. -2000-2001.- С.21-28

22. Таран Ю.Н. Летний лагерь: слагаемые системы деятельности//Проблемы школьного воспитания. — Н.Новгород: Департамент образования Нижегородской области, 2000.- № 2.- С.11-21.

23. Тимонин А.И., Кананина А.В. Идеал личности старшеклассника в представлении педагогических коллективов авторских (профильных) лагерей г. Костромы//Технологии досуговой педагогики в работе со старшеклассниками. — Кострома: Гор. клуб старшеклассников и учащейся молодежи, 1999.-С. 29-37.

24. Уманский Л.И., Гаврилова Н.В., Кашницкий В.И., Кирпичник А.Г., Крюкова Т.Л. Лагерь «Комсорг ПТУ» — база внедрения результатов психолого-педагогических исследований в практику коммунистического воспитания в системе профтехобразования// Психология воспитания в первичном коллективе: Межвузовский сб. науч. тр. — Вып. 58. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1980. — С.174-179.

25. Чернышев А.С., Лунев Ю.А, Тенденции развития личности и коллектива школьников (подростков и юношей) в социальных оазисах//Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технология, эксперимент: Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2001.- С.76-86.

26. Шанин Е. А. Социально-психологическая характеристика деятельности центра подготовки молодежных лидеров//Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технология, эксперимент: Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2001.- С.264-267

27. Шмаков С. А. Нужна ли летнему лагерю идеология?// Народное образование. — 2000.- № 4-5.- С.69 -73.

Авторская библиография

Куприянов Б. В. Очерки общественной педагогики: Авторские лагеря Костромской области. — Кострома: Изд-во КГУ имени Н.А. Некрасова, 2001.- 64 с.

Куприянов Б.В. Авторский лагерь как общественно-педагогическое явление//Социально-психологическая помощь подросткам и юношам в личностном развитии: теория, технология, эксперимент: Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2001.- С.40-43.

Куприянов Б. В. Пространство личного и профессионального становления учащейся молодежи// Современные технологии подготовки и переподготовки специалиста-профессионала в условиях непрерывного образования: материалы Росс. научно-метод. конф.- Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2002.-С.14-21.

Куприянов Б.В. Особенности лагеря ролевых игр «Кентавр» как воспитательной организации //Ситуационно-ролевая игра во временных летних объединениях старшеклассников: Сборник статей/ Под ред. А.Е. Подобина. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. — С.7-18.

Куприянов Б.В. Социально-педагогическое исследование бытия воспитанника// Личность и бытие: субъектный подход: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции./ Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. — в 3 кн., Кн. 2 — Краснодар: Куб ГУ, 2003. — С.72-80.

Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Способы совместного бытия педагогов и воспитанников в лагере ролевых игр «Кентавр»//Ситуационно-ролевая игра во временных летних объединениях старшеклассников: Сборник статей/ Под ред. А.Е. Подобина. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. — С.32-47


1.  Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области.  — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001.- 68с.

2.  Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина.  — 2-е изд.  — М.: Издательский центр «Академия» , 2000.  — С.111.

3.  Соколов Р. Социальное участие и социальное воспитание в контексте представлений о гражданском обществе// На стороне подростка.  — №3.  — 2000–2001.  — С.22-24.

4.  Ланцберг В., Кордонский М. Технология группы (сокращенный вариант)// Сельская школа со всех сторон .- 2001.- №20.

5.  Асафова Т.Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в российской провинции второй половины ХХ века: автореф. дисс... канд пед. наук. - Кострома: КГУ, 2002.- С.8.

6.  Шмаков С. А. Нужна ли летнему лагерю идеология?// Народное образование. - 2000.- № 4-5.- С.70/

7.  Андромонова И.М. Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики (1960-1985): Дисс... канд. пед. наук.- Кострома. КГУ им. Н.А.Некрасова, 1999. - С.85.

8.  Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. - М.: Знание, 1990.- С.16.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования