https://altruism.ru/sengine.cgi/5/27/9
ДОКТОР "ЛЕС"
Вид списка победителей (мы попытаемся связаться и с другими лауреатами), свидетельство Устинова о том, что в последние годы на разных сборах НКО он видит всё больше людей, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО работают с детьми и прежде всего, сам факт присуждения гранта Устинову, - все это можно трактовать как некоторое изменение в политике грантмеккерства в России за последние 5 лет. Тридцатипятилетнюю уникальную педагогическую деятельность Устинова, вкупе с его личностью, в прессе и педагогической науке определяли разными, как хорошими, так и плохими словами. Но никто еще, ни почитатели ни враги, не называли его "западником", "демократом" или "либералом". Устинов - педагог глубоко русской традиции. Его преемственность с Макаренко прослеживается даже на личностном уровне: в юности Устинов посещал педагогические семинары Терского. В молодости, до серии скандалов, ссор и расколов, Устинов был в одной упряжке с Владиславом Крапивиным, Владимиром Черноволом, Олегом Газманом и тому подобными, которые грантов не получали, или получали в короткий романтический период после революции. Организация, получившая грант, не имеет офиса, ее юридическим адресом является место жительства Устинова. Он не выглядит, как "человек среднего класса", не знает английского языка, не носит крестика, объявляет свою деятельность экологической, но не обещает при этом организовать митинг протеста против промышленности.
Ниже на этой странице приведен текст Устиновской заявки на грант (предоставлен для
публикации автором). На второй странице этого материала
приведены описание условий конкурса и список победителей
с официального сайта Фонда Сороса.
Подробнее о педагогической деятельности Юрия Устинова и "Тропе" читайте на нашем сайте:
"Наивная педагогика Юры Устинова"
ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС ПАМЯТИ МАТЕРИ ТЕРЕЗЫ "ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ"ПРОЕКТ "Доктор Лес"Краснодарская региональная детская общественная организация "Клуб ЮНЕСКО "Тропа - Солнечная Сторона"Описание проекта. Как правило, ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, в том числе - жертве насилия и жестокого обращения, оказывается один или несколько видов специализированной помощи. Признавая необходимость участия в ребенке узких специалистов и специализированных организаций, отметим, что такой подход часто вырывает ребенка из контекста реальной непрерывной жизни, социальной, игровой, трудовой и иных видов деятельности, переводит его в разряд объектов заботы и воздействия, лишая возможности быть субъектом процесса, активно участвовать в помощи себе и своим сверстникам. Такое утверждение представляется нам справедливым и в отношении детских сообществ как социальных (социокультуроприродных) организмов (группы, микрогруппы, группировки), о терапии которых вне пределов наших программ за 35 лет нашей деятельности значительных сведений собрать не удалось. Цели проекта - организация детьми при помощи взрослых социоприродной терапевтической среды на основе детских групп, занимающихся активным туризмом; оказание детьми с помощью взрослых специалистов поддержки и помощи сверстникам, пережившим насилие и жестокое обращение, побуждение детей, переживших драматический опыт к благотворительной и правозащитной деятельности в составе детских сообществ. Задачи:
Проект является частью уставной деятельности нашей организации и мог бы стать базовым для развития программ создаваемой по инициативе Федерации Клубов ЮНЕСКО России Ассоциации педагогически ориентированных Клубов ЮНЕСКО России "Солнечная Сторона", в частности:
Проект, строго говоря, не является уникальным. Ещё в первых в России "брефотрофиях", организованных Екатериной II, использовался метод взаимодействия детей и детских сообществ, на нём в значительной степени была основана жизнь и деятельность детских коммун 20-х - 30-х годов, а позже - коммунарских отрядов 60-х - 70-х, детских клубов и отрядов "по интересам", массово порождённых вместе с "педагогикой сотрудничества" предыдущей социально - политической оттепелью в стране, и, - что важно для нас в данном проекте. - детскими туристскими группами и отрядами 30-х - 70-х годов. Уникально, видимо, лишь то, что мы обращаем внимание на этот опыт, стараемся осознать его и использовать. Жестокое обращение с детьми и различных видов насилие над ними распространены во всех социальных группах населения. Жестокость на уровнях "государство - ребёнок", "взрослый - ребенок" и "ребёнок - ребёнок" стала неотъемлемой частью жизни общества. Особое внимание при реализации проекта мы уделим детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, воспитанникам интернатных учреждений, детских домов, приютов. Из всех аспектов популяризации проекта нам представляется важнейшим популярность его в детской среде, естественное стремление детей к социально значимой благотворительной и правозащитной деятельности в составе детских сообществ. Одним из основных инстинктов ребёнка и/или детского сообщества является поиск "референтной" группы сверстников, свойства и ценности которой можно было бы воспринять и разделить, (либо активно отвергнуть, но всегда - исследовать). В данном проекте таким "референтным" звеном стремится быть созданная в 1966 году и существующая поныне, благодаря эффекту социального наследования, детская группа с высокой степенью самоопределения, самоорганизации и самоуправления, юные адепты которой продолжают свою деятельность в городе Туапсе Краснодарского края. Помощь сверстникам, находящимся в трудной жизненной ситуации представлена в этой группе как ценность (см. видеоприложение). Занимаясь реальной деятельностью на протяжении 35-ти лет (экспедиционная группа "Тропа", "Школа Спасателей", " Братство лесных мусорщиков", "Лесной Лоцман" и др.), группа находится в постоянном открытом контакте с детской средой, привлекая к своей деятельности детей, имеющих проблемы развития, поведения, отношений с окружающими, выполняя на своём уровне функции "коллективного социального терапевта". Поскольку все виды самостояния (самоорганизация, самовоспитание, самоуправление, самообслуживание и т. п.) являются приоритетными ценностями в "референтной" группе, ребёнок или сообщество, переориентируясь на эти ценности, превращается из объекта в субъект деятельности, становится способным к самостоятельному принятию обдуманных решений, их исполнению и ответственности перед собой, в том числе и за естественные для человека правозащитные действия в отношении себя самого и сверстников, которые в таких действиях нуждаются. Практика показывает, что дети, сами пережившие драматический опыт социального бедствия, превращаясь в социальных спасателей, охотно и качественно оказывают помощь сверстникам, прекрасно ориентируясь в особенностях детских проблем, и даже ценно консультируют взрослых специалистов. Особенно это проявляется, когда дети принимают участие в групповой деятельности, - сотрудничают с "референтной группой", либо вливаются в неё. При определённой помощи детям в организации информационной среды, явление "дети помогают детям" охотно копируется и творчески обогащается детьми, приобретая черты общественного движения, транслируется в места их постоянного пребывания. Задача взрослого персонала - обеспечение и поддержка условий, в которых явление "дети помогают детям" может успешно происходить и развиваться. На первом этапе реализации проекта оборудуются места занятий с группами, вместе с детьми календарно, конкретно планируется деятельность сообщества, приобретается и осваивается снаряжение и оборудование, необходимое для реализации проекта. Производится модернизация Банка данных по детям, семьям и учреждениям "зоны риска" (жестокое обращение, насилие). Приводится в действие механизм оповещения о событиях и их оценке, существующий внутри самой детской среды, где информация представляется детям более авторитетной, чем та, которая организована взрослыми. Формируются группы детей для занятий, отраженных в проекте. Второй этап - собственно полноформатная деятельность, обозначенная в проекте. На основе детского активного туризма, экспедиционной, трудовой и краеведческой деятельности организуется и поддерживается социотерапевтическая среда - постоянно существующее детское сообщество, где помощь сверстникам, пережившим трудные жизненные ситуации, правозащитная деятельность представлены как ценность. Основная задача данного этапа - интеграция детей в устойчивое, социально и нравственно здоровое детское сообщество. В периоды зимних и летних каникул школьников планируется проведение основных туристских мероприятий проекта - Зимних учебно - тренировочных сборов, летней трудовой экспедиции "Тропа-2002", ежегодного туристского слёта воспитанников приютов, реабилитационных центров, интернатных учреждений и детских домов "Кубок Надежды-2002", проведение учебно - практических семинаров для специалистов с включением их в реальную деятельность сообщества. Ведётся работа по модернизации с помощью современной оргтехники Банка данных на детей "зоны риска", с помощью электронной связи с родственными организациями и через Интернет пополняется информационно - методическая база программы. Представляется существенным, что данный проект поддерживает уже существующую десятки лет деятельность сообщества, придаёт ей больший формат, обеспечивает более качественное исполнение функций группы, где дети и взрослые сотрудничают в достижении общих целей. Эффект социоприродной терапии достигается комплексными средствами: особо расположенные, связанные между собой и кочующие по полигону туристские трудовые лагеря определяют поливариантную основу для различных видов деятельности педагогов, психологов и детей и позволяют максимально точно выбирать средства решения как индивидуальных задач, так и задач коллективной деятельности. Природосообразность лесной жизни, удалённость и защищённость от травмирующей среды, дружелюбное, доброе отношение окружающих, перспектива оказания помощи сверстникам в составе выбранного и желаемого коллектива дополняют процесс реабилитации, оздоровления ребенка, причём термин "оздоровление" следует в данном случае воспринимать в широком контексте. Детский активный туризм давно известен как мощное комплексное средство социальной адаптации и социально-педагогической коррекции различных категорий детей, имеющих проблемы развития, воспитания, взаимоотношений с людьми. Совершив открытия, находки, пройдя солидный набор туристских приключений, в совместном трудовом творчестве, в реальном общинном масштабе, в ситуациях, близких к экстремальным, ребята, как правило, обретают нравственные ориентиры и иммунитеты. Имея практику социально значимой бесконфликтной совместной деятельности, они самоутверждаются в полном самообслуживании и помощи окружающим, т. е. - приобретают черты социализированных, готовых к трудовой, общественной и творческой деятельности групп. Содержание полевых работ детских групп - создание экологических троп, обслуживание маршрутов спасательных служб и участие в их работе в горах, детский экологический патруль, теория и практика спасательных работ в различных ситуациях и средах, биология, археология, история, краеведение, работа со специальной аппаратурой, полный цикл самоорганизации (синергетика малых групп), самоуправление и самообслуживание, и, как результат, - снижение межличностной проблематики, способность к ансамблевой самоорганизации при решении сложных задач своей деятельности - социотерапевтических контактах с пережившими жестокое обращение детьми. Методика социотерапевтического взаимодействия детских сообществ, лежащая в основе проекта, неоднократно опробована в период 1966-2000 годов разными творческими педагогическими объединениями (всесоюзное педагогическое объединение "Тропа", Московское педагогическое товарищество "Компас", Одесское объединение детских клубов "Версия", РОО "Защита Ребенка" - Самара, Общество помощи детям им. Выготского - Волгоград и др.) Реализация проекта закладывает основу для попытки создания единой региональной инфраструктуры, системно занимающейся проблемами защиты и обеспечения прав ребенка, состоящую из общественных и государственных организаций и служб, в том числе детских правозащитных бюро при детских учреждениях.
|