https://altruism.ru/sengine.cgi/5/27/12
Эволюция меценатстваРечь пойдет о, казалось бы, простом, хотя и не типичном факте: в течение уже 10 лет коммерческая фирма -провайдер Интернет "ПАКО линкс" - предоставляет бесплатный Интернет образовательным и социальным программам. В разные годы это были: "Федерация социальных служб и программ "Перекресток", "Телефон доверия", Объединение детских клубов "Версия", клуб "Чужой ребенок", "Приют", детский клуб "Смайлик", ассоциация молодых журналистов "Нова хвиля", детский клуб "Эрудит", социально-педагогические программы "СТО" (помощь детям-инвалидам), "Площадка" (контакты с молодежью "группы риска") и многие другие. По грубым оценкам, за эти 10 лет дети просидели в Интернете три года круглосуточно. Это не считая большого проекта 1996-1998 годов, где часть расходов оплатил Фонд Сороса, а бесплатным Интернетом пользовались преподаватели одесских ВУЗов. Сверх того, огромных затрат интернет-ресурсов, труда высокооплачиваемых специалистов и прямых денег потребовала одесская городская олимпиада по Интернету среди школьников - уникальное мероприятие, которого пока никто в русскоязычном Интернете не повторил. Первое, что сказали в фирме, когда я сообщил об идее этой статьи: "А к нам не кинутся?" Знаете, у каждого свои проблемы, одни думают: "А нас не кинут?" - а другие... Не кинутся ли толпы просителей? Чуть-чуть думающему человеку, у которого мозги еще не заменены на какую-нибудь Всеобщую Декларацию Равных Прав Для Всех-Всех-Всех, включая тараканов и микробов, совершенно очевидно, что благотворительная помощь предоставляется НЕ ВСЕМ. И что при любой политической и экономической системе право выбора человека (будь он директор или хозяин) тратить свои деньги (силы, время) на то, что он считает нужным, - это прагматическая реальность, побивающая все-все-все декларации. В развитых странах меценату еще приходится доказывать целесообразность своего выбора фискальным службам. У нас ввиду фактического отсутствия налоговых льгот это только личный выбор. (Естественно, за исключением принудительной благотворительности, но в этой статье о ней речи не будет.) Как это все происходит? Альтруизм как черта характера в большей или меньше мере присутствует у каждой особи вида Homo Sapiens: без этого человечество просто не выжило бы как биологический вид (так считали ученые О.Конт, Л.Н. Гумилев, В.П. Эфроимсон и другие). В патологических крайностях человек, у которого этого свойства излишне много или микроскопически мало, становится подвижником или мизантропом, но подавляющее большинство людей - гармоничные личности с терпимым содержанием всего понемногу, в том числе и потребности делать добро. В развитых странах этот естественный фон почти незаметен, его заслоняют два мощнейших фактора: социальный - общественное мнение о том, что делать благотворительность - значит "быть как все", и экономический - налоговые льготы. У нас ввиду почти полного отсутствия подобных факторов не принудительная благотворительность проявляется, прежде всего, из личных свойств хозяина или полномочного менеджера. Так случилось, что создатели фирмы "ПАКО линкс" до того, как стать предпринимателями и Интернетовцами, были программистами и участниками сети телекоммуникаций Fidonet. Эта всемирная общественная организация никогда не имела ни спонсоров, ни членских взносов, ни вообще счета в банке, а все ее существование зиждется исключительно на бескорыстном труде ее членов. Естественно, человек, не имеющий заметной доли природного бескорыстия, в такую организацию не пойдет. Мы говорим о десятилетнем юбилее благотворительности, но фирме "ПАКО линкс" всего восемь лет. До того как создать свое предприятие, нынешние директора Олег Левченко, Игорь Хасилев и Александр Иванов работали в других фирмах программистами, сисадминами. И предоставляли Интернет детским программам на терпении своего начальства к их "странностям". Является ли этот фактор первичным? В данном конкретном случае считаю - является, а вообще - не знаю. Во всяком случае, он не универсален. Наверное, у других меценатов другая история. Начавшись с одного бесплатного шлюза между экзотически дорогим тогда Интернетом и шаровым Fidonet, структура меценатства развивалась вместе с развитием технической, экономической и административной структуры фирмы, которая на сегодняшний день является одним из крупнейших провайдеров Интернет на юге Украины. Ныне отношения между "ПАКО линкс" и ее подшефными представляют собой сложный конгломерат из меценатства, благотворительности, спонсорства и бартера. Эти составляющие настолько переплетены, что подсчитать их процентное соотношение для каждой акции - сложная задача для экономистов... Которую никому не надо решать. Просто все происходит. Спонсорство. Многие социальные программы, поддерживаемые "ПАКО линкс", широко освещаются в СМИ. В начале 90-х паковцы отказывались от упоминания их фирмы, но произошла определенная эволюция взглядов, и теперь охотно на это соглашаются. Хотя публиковать такие факты журналистам все труднее. Рекламомания в наших СМИ достигла уровня полного идиотизма и продолжает развиваться. За каждый "позитив" хозяева газет требуют оплату рекламной площади, бесплатно и охотно можно публиковать только грязь и компромат. Кстати, это одна из причин "чернушности" нашего информационного поля. Но некоторые социальные акции СМИ замалчивать все же не в состоянии. Например, когда "ПАКО линкс" первой на Украине и второй после Москвы в СНГ ввела у себя бесплатную услугу "Детский Интернет" (недоступность сайтов с порнографией, наркотиками, насилием), многие одесские газеты об этом бесплатно написали. Тем более невозможно было обойти молчанием вышеупомянутую Олимпиаду: ее освещали большинство одесских как бумажных, так и медийных СМИ. Спонсоры упоминались. В телепередачах знаменитого Бориса Бурды, который среди прочего успевал еще и вести детский клуб "Эрудит", в программе упоминался электронный адрес Бурды, предоставленный ПАКО. Мелочь, но приятно: влияет на подсознание зрителя. С точки зрения маркетинга такие публикации доходят до труднодоступной части целевой группы: до людей, которые мало потребляют другие виды рекламы. Бартер Детский клуб "Версия", которому "ПАКО линкс" предоставляла Интернет, имел в распоряжении от фонда Сороса ризограф. На нем в течение многих лет печатались все прайс-листы и другие документы фирмы. Бартерные отношения поддерживаются и с большинством СМИ. Меценатство и благотворительность. Как и десять лет назад, некоторые ресурсы предоставляются безо всякой отдачи, хотя бы и косвенной. Например, хостинг для украинского зеркала сайта "Технология альтруизма". Личные неформальные отношения. Можно ли сказать, что подарок твоему другу и хорошему человеку - благотворительность? Это сложный философский вопрос, не будем его здесь разбирать. Допустим для простоты, что неформальные отношения сами по себе не являются ценностью. Но они являются инструментом. Чего? Краткий ответ: ДОВЕРИЯ. Есть основания предполагать, что многие наши бизнесмены добровольно занимались бы благотворительностью, если бы БЫЛИ УВЕРЕНЫ, что их деньги:
Как получить такую уверенность? Богатые страны в процессе эволюции создали сложную инфраструктуру благотворительных фондов, имеющих свой административный аппарат для сбора, распределения и контроля за использованием благотворительных пожертвований. Это работа профессионалов, равных по квалификации менеджерам коммерческих фирм. Что делать нашему потенциальному меценату, который, исходя из реалий нашей жизни, не доверяет никаким сторонним организациям? Самому, что ли, разбираться с каждым просителем, бегать и проверять, туда ли пошли деньги? Нет у него на это ни времени, ни сил, ни желания! И все-таки не принудительная благотворительность существует. Иногда решения о выделении средств принимаются импульсивно, на интуитивно возникшем доверии к просителю. Но каждый нормальный человек, а тем более успешный предприниматель знает, что аферисты - обаятельнейшие ребята. Развитие местных благотворительных фондов, создание и укрепление их общественного авторитета являются хорошим решением проблемы доверия. Но не единственным. Неформальные отношения играют заметную роль даже в чисто коммерческих отношениях субъектов предпринимательской деятельности в западных странах, не говоря уже о восточных (Япония). В некоммерческой же сфере роль неформальной составляющей может быть значительно выше. Руководители "ПАКО линкс" просто-напросто уже десять лет лично знают руководителей социальных программ, доверяют им и их рекомендациям и принимают решения с минимумом затрат админресурсов. Как и любое технологическое решение, эта конструкция социотехники имеет и достоинства, и недостатки. Однако она существует и жизнеспособна. Июль 2002 г.
|