СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ, УТРАТИВШИХ РОДИТЕЛЬСКУЮ ОПЕКУ
>>
Необходимость профилактической работы по безнадзорности и беспризорности учащихся
>>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5/26/9/4
Необходимость профилактической работы по безнадзорности и беспризорности учащихся проживающих в микрорайоне моу со школы N 93Государство в целом и город в частности ставит перед собой задачу целенаправленного уменьшения роста количества детей, утративших родительскую опеку. К сожалению, социальное сиротство детей, возникая вследствие неблагополучия семей, зависит от экономической и социальной обстановки в городе. В Первомайском же, в силу некоторой обособленности, отдалённости, массовой безработицы, малой обеспеченности, повального пьянства - эти проблемы наиболее обострены. Многие семьи детьми не просто не занимаются, но и сами родители вовлекают своих детей в пучину пьянства (по анкетам, проведённым с учащимися с 4 по 9 класс, 80% учащихся пробовали спиртное, причём 60-68% из них - с родителями). Ученики школы - это 1\8 часть жителей посёлка Первомайского. Социальный статус родителей и материально-бытовые условия накладывают свой отпечаток на личностное развитие детей. Анализ социальных портретов школы N 93 за три года показывает, что, несмотря на демографическое уменьшение количества детей, их социальное неблагополучие растёт (Приложение 1). Приложение 1
Именно эти дети, испытывая уже с первых дней пребывания в школе трудности в учёбе, часто становятся неуспевающими и попадают в "зону риска". Начальное отставание в учёбе приводит к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной дезадаптации; бесконтрольность со стороны родителей - к бродяжничеству, безнадзорности. Это же является одной из основных причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. В школах города всегда велась и ведётся работа по профилактике сиротства - в традиционных формах. Это и советы профилактики, и приглашения родителей с учащимися на КДН, рейды в трудные семьи совместно с сотрудниками ОППН и родительской общественностью и т. д. К сожалению, статистика такова, что работа в этих формах непродуктивна и редко приводит к положительным результатам. Это видно на примере истории семьи Новиковых: 12 лет работы школьного совета профилактики и КДН - результат отрицательный - родители не работают, уклоняются от воспитания, пьют. Последнее решение КДН - интернат (в отношении младшего ребёнка), но попасть в квартиру, даже с милицией и сообщить семье об этом смогли только через две недели после заседания комитета. Или такой пример: семья Проскуркиных - 6 лет работы школы, результат - ограничение родителей в правах на год (по суду), дети в детском доме. Семья Монаковых - 9 лет работы школы и КДН - результат - родители в тюрьме за воровство; девочки, уже, будучи взрослыми, стали пьющими одинокими мамами. Этот перечень можно продолжить. Проанализировав сложившуюся ситуацию, школа стала продумывать новые формы работы в соответствии с концепцией "Школа - как центр открытого образовательного пространства микрорайона" (ООП). Для того чтобы объяснить, что это такое, сделаю небольшое отступление. Ещё в начале 2000 года, придя к выводу, что без помощи общественных структур, без взаимодействия со сферами, обеспечивающими интересы и нужды школьников, школа не в состоянии справиться с проблемами воспитания. И в сентябре 2000 года педсовет рассмотрел и принял к действию концепцию, которая представляется, как система консолидации усилий семьи, общественности, органов здравоохранения и правопорядка в целенаправленной работе по воспитанию личности школьника. ООП предполагает согласованность действий в течение длительного периода и преследует цель улучшения нравственно-психологического климата в микрорайоне и создание в нём развивающей среды личности ребёнка. Поэтому-то и появилась необходимость изменить инфраструктуру образовательного пространства за счёт создания системы кооперационных, координационных связей между социальными службами, занимающимися с детьми в пределах Первомайского. Первым шагом было создание совета директоров учреждений и предприятий посёлка, который уже в декабре 2000 года утвердил структуру ООП, включающего в себя различные предприятия на территории Первомайского, а также и за его пределами, но являющимися субъектами образовательной деятельности. Координатором совместной работы является школа.
На одном из этапов сотрудничества, совет директоров был привлечён к профилактической работе по безнадзорности и беспризорности. Взаимодействие наше с советом выглядит так:
Приложение 2
Проект взаимодействия МОУ со школы N 93 с предприятиями, организациями и общественностью поселка.
Как результат такой работы - одним - помощь в трудоустройстве, другим - поощрение (через предприятия) за хорошее воспитание детей. Помогли и индивидуальные собеседования с учащимися, имеющими проблемы в поведении и учебе, их родителями и т. д. Отдельные родители учащихся прислушались к рекомендациям педагогов, врачей, психологов и других членов Совета, предоставляя своим детям необходимую медицинскую и психолого-педагогическую помощь специалистов. Но этого, как мы увидели, также было недостаточно. Анализ ситуации показал, что все эти меры не решают проблемы, когда семья много лет ведет асоциальный образ жизни и уже стала неоперабильна. Начинать работу необходимо на ранних этапах становления молодой семьи, помогая ей решать возникающие проблемы комплексно, чтобы не направлять позже свои усилия на преодоление уже вторичных деформаций, произошедших с ребёнком.
Для этого школа вместе с Комитетом по Защите Прав Материнства, Отцовства и Детства, вышла на социальный эксперимент, разработав специальную программу по работе различных служб и ведомств по обеспечению безопасности, защиты прав несовершеннолетних из семей, входящих в "группу риска" через социальное патронирование во взаимодействии всех организаций и служб города(Приложение 3).
Приложение 3 Давайте рассмотрим механизм работы комиссий: 1. Социальные педагоги школы, детских садов N 55 и N 66, находящихся на территории Первомайского, работая с семьями, решают в каком случае необходима и уместна помощь межведомственной комиссии. 2. На втором этапе, комиссия, работающая при школе, составляет проект плана работы с семьёй. 3. Утверждает проект - межведомственная комиссия. Здесь же обсуждается кто из специалистов, из какого ведомства может помочь в решении вопроса. 4. Далее идёт непосредственная работа специалистов и одновременно социальный патронаж, осуществляемый социальными педагогами.
5. После всей проделанной работы - заключительная оценка, подробный анализ полученного результата. При необходимости, внесение изменений в план по защите прав несовершеннолетних. Работа началась в июне 2002 года. В эксперименте задействованы семьи, ещё не скатившиеся в пучину пьянства, но стоящие перед проблемами, решить которые самостоятельно - не в состоянии, а дети, в силу бесконтрольности и незаинтересованности в них родителей, уже начали испытывать эти проблемы на себе. Так, на I этапе - в июне-августе 2002 года, для работы были отобраны 13 семей. На начало сентября, межведомственная комиссия констатировала, что по работе с этими семьями положительный результат наблюдается у 9. Приведу примеры семей, с которыми шла работа: 1. Одинокая мать живёт с пьющими родителями, жилья нет, начинает попивать сама. Отец ребёнка не принимает участия в его воспитании и содержании. Сейчас: Отец и мать живут в гражданском браке, вместе занимаясь сыном. Оба работают. 2. Конфликт старшего и младшего поколений - матери и бабушки ребёнка. В результате - энурез, логоневроз у малыша. Оказана психологическая помощь семье, ребенку. Конфликт исчерпан. Ребёнок идёт на поправку. 3. Мать троих малолетних детей не имела жилья, жила в садовом домике. Дети неухожены, мать в депрессии. Сейчас: Мать устроена на работу в школу N 93 (гардеробщицей), материально защищена, ждёт квартиру, муж стал часто посещать семью. 4. Развод, отсутствие жилья, издевательство над матерью и ребенком, пьющим отцом. После неоднократных разъяснений об ответственности за нарушение прав человека, отец прекратил преследование семьи. Восстановлены документы матери, предоставлено бесплатное питание ребёнку, семья поставлена на очередь в жилищном отделе. И т.д. II этап - октябрь-декабрь 2002 года. Более сложные случаи - всего 17 семей. Родители этих детей злоупотребляют спиртным более 10 лет, некоторые ранее судимы. Проблемы здесь более серьёзные, как то: безнадзорность подростка, склонного к бродяжничеству, жестокое обращение с ребёнком, беспризорность десятилетнего ребенка в течение двух месяцев и т. д. Удачное решение в восьми случаях, с остальными семьями работа идет дальше. В марте - в работу было взято ещё 15 семей. Здесь особенно нужна помощь специалистов межведомственной комиссии: 1) В диагностике состояния здоровья ребенка (патология развития) - работа ЦМСЧ-51; 2) Возбуждение уголовного дела - УВД; 3) Установление опеки - КВСМОД; 4) Решение жилищного вопроса - Администрация, Жилотдел. Работа с этими семьями только начата, о результатах говорить рано, но можно констатировать, что все службы с готовностью идут на помощь. Таким образом, мы видим, что в процессе эксперимента, помощь детям и подросткам из социально-неблагополучных семей, оказывалась с целью обеспечения безопасности и защиты их прав через социальное патронирование, используя силы как педагогов школы и ДУ, так и представителей разных ведомств.
1. Так как в межведомственной комиссии сотрудничает со школой зав. поликлиникой, есть возможность выявления детей из нуждающихся во внимании семей уже на раннем этапе - с рождения. НО: отсутствие социального работника микрорайона не даёт возможности заняться вовремя этими семьями. 2. Появилось сотрудничество с детскими садами. Есть возможность реабилитации семей с детьми дошкольного возраста. НО: сил социальных педагогов ДУ не хватает, так как это не освобождённые сотрудники, а воспитатели, работающие в этом направлении за 3% к заработной плате. 3. Очень много учащихся из неблагополучных семей, которым требуется помощь психиатра. Наблюдений психологов и лечения у невропатолога явно недостаточно. Необходимо привлечь психиатрическую службу города к вопросам профилактики безнадзорности, так как бродяжничество, агрессия детей, истерические состояния, воровство и другие формы, похожие на психические заболевания, захлестнули не только Первомайский, но и весь город. 4. Обилие неоперабильных семей, где помощь социального педагога и участвующих в работе ведомств, в силу запущенности, неэффективна, ситуации с детьми являются часто критическими, создаётся угроза жизни и здоровью ребёнка. Например, - Виталий Т. - квартиры своей нет, мать пьёт, бабушка и отчим - тоже. Ребенок практически живёт на улице. Следующий пример, - Роман К. - после увиденного в доме убийства, ночью бежал через весь город к бабушке - на Восточную. Там оказалась пьяная компания, и мальчик пошёл искать приюта дальше - у тёти на Курчатова. Паша П. - часто не может попасть домой, так как пьющая мать с отчимом исчезают из дома на неделю, запирая квартиру на ключ. Ребенок забирается на 5-ый этаж через балкон соседей. Сейчас ситуация, после принятых мер, улучшилась, НО надолго ли…
Мы надеемся на продолжение взаимодействия всех служб города и помощь Администрации города в решении возникших проблем.
|