https://altruism.ru/sengine.cgi/5/24/12
ИДЕИ БЕЗ ИДЕОЛОГОВПисьменная идеология Системы возможна при некоторых условиях. Мне кажется, что это будет не призыв, а просто изложение реально существующей позиции. Чтоб ссылка на подобный текст облегчила общение (если текст ясно написан, родственные люди смогут сразу же найти друг друга, что-то вместе сделать, а другие просто пройдут мимо, не мешая). Всем все будет ясно с самого начала. Авторский текст (к тому же написанный в одиночку) не может выражать идеологию как таковую: это только личный взгляд, не больше. Идеологические тексты, как мне кажется, должны быть коллективно-анонимными. Чтоб ссылку можно было делать непосредственно на идеи, а не на чью-то личность. Подобный манифест можно дополнить авторскими материалами, если нужно для успеха дела: но на первом месте как первоисточник должен стоять коллективно-анонимный текст. В бесписьменных сообществах идеология поневоле "привязана" к ее носителям: для сохранения традиции возникает институт старейшин и так далее. Но Система ведь имеет отношение к письму (самиздат, магнитоиздат). По большому счету, вся идеология Системы выражена в текстах песен: слушая записи, человек не обучается у кого-то конкретно ("учитель - ученик"). Он сравнивает разные тексты от разных людей, возникает резонанс: "это моё". Фраза оттуда, пара фраз отсюда, сотня своих мыслей: лоскутное одеяло. В Систему идут люди, уже сделавшие первый шаг. Одинокие пиплы, которые уже занимаются творческим поиском и открыты миру. Они просто обнаруживают, что не так уж одиноки, и начинают говорить на общем языке: резонанс возникает мгновенно. Коллективный опыт жизни этих одиночек создает идеологию, которая обнаруживает себя как специфически системная. Но первоначальный импульс вообще "бесцветен". Человек может быть пиплом, не зная этого, не имея контакта с Системой. Именно такие люди в нее и приходят: "да, я тоже пипл". Так "появляется" новый системный: наставничество не нужно. Идейное облако (через творчество) пополняет каждый пипл, и каждый что-то из него берёт. Это лоскутное одеяло, в сущности, не только коллективно, но и анонимно: ведь никто не знает, в какой комбинации-интерпретации что-то будет взято и что привнесет в общее идейное облако берущий. То, что подходит людям, теряет связь с конкретной личностью. Если же рассматривать общение пиплов друг с другом, то это взаимообучение: один другого научил аккордам - другой посоветовал, как лучше стопить. Не вижу в этой ситуации необходимости, чтобы кто-то являлся живым символом стопа, а кто-то - гитарной игры. Всё, что связано с Системой, может быть словесно выражено (в отличие от религиозной практики: невыразимость мистического опыта действительно диктует необходимость отношений "учитель - ученик" для безмолвной передачи знания). Система же не религия; слова способны жить самостоятельно: поэтому человек-символ не нужен. Что касается конкретной деятельности системных, лидерство отнюдь не вытекает из ее характера (как это происходит в партиях). Системе просто не нужна подобная координация, так как деятельность осуществляется автономными одиночками (и творчество, и вписка): поэтому, опять-таки, люди-символы не нужны. Коллективные и анонимные Манифесты иногда пишутся (особенно в коммунах), и это нормально. У "флэтового сообщества" в 96-м тоже был такой манифест. Что касается рок-групп, рок-клубов, самиздата (и то не всегда!) - да, лидеры бывают. Но эта роль доступна для любого: нет слоя лидеров, нет ходячих символов. Бывает, те же самые люди, исполняя песни одного пипла, называются "А", а песни другого - "Б". Музыкант может создать другой проект с теми же людьми (если его песни не вяжутся со стилем группы). Одним словом, человек-символ, бессменный лидер не нужен нигде. Если люди. Есть идеи. Эти сферы гармонично взаимодействуют только тогда, когда не смешиваются: когда "каждый имеет право сказать" и "песня живет своей собственной жизнью". Совершенно не важно, чем сейчас занимается автор, если когда-то ему удалось выразить общий дух. Если посредник превратится в символ, это только повредит надличностной идее. Разумеется, существуют и другие (кроме музыки) культурные образцы: всякие телеги, рассказы о случаях. Это изначально устный жанр, в отличие от манифестов... Мне почему-то никогда не приходило в голову записывать антинаркотические "былички" (которые в данном случае можно было бы классифицировать на "деградашки", "МВДшки-КГБшки" и "мистички"). К тому же в них указываются реальные имена, реальные события. Подобными историями могут обменяться близкие друзья, приватно: но писать их на бумаге как-то странно. История о том, как наркоману-шиваиту явился Шива и, показывая на своё синее горло, заявил, что уже выкурил за него все косяки (чтоб верующий не сторчался) - не могу себе представить это на бумаге! Но идея интересная: мне просто никогда не приходило в голову записывать такие вещи. Как можно избежать появления идеологов при распространении идей? - Вот в чем вопрос! И ох, какой болезненный: нельзя же наступать на грабли.
Апрель 2002.
|