https://altruism.ru/sengine.cgi/5/23/7/7
Педагогика сотрудничества и формирование будущих лидеровУважаемые коллеги, я бы хотела обобщить то, о чем мы с вами говорим на сегодняшнем пленарном заседании. Итак, заявленная тема "Коммунарское движение и педагогика сотрудничества √ вчера, сегодня, завтра", оказалось настолько всеобъемлющей, что далеко не все проблемы коммунарского движения и педагогики сотрудничества сегодня были подняты. Вероятно, эта дискуссия будет продолжаться далее на заседаниях секций и во время работы площадок. Действительно, в конце 80-х, в 90е годы в российском обществе проявился некий социальный пессимизм. В 1997 году в "Учительской газете" (╧49 от 9 декабря) Евгений Беляков в статье "Несчастный цветок социализма" по этому поводу писал следующее: "Новые идеалы, наши идеалы" ┘, а жизнь без идеалов - трудная задача". И духовно выжить в таком вакууме могут лишь единицы. Коммунарство было человечным. Оно давало последний идеал в ряду тех, в которые ещё хоть кто-то верил┘ И он был совершенно реальным - этот стиль жизни. Он давал практические ответы на многие практические проблемы жизни. Это был заданный стиль отношений одного человека к другим людям ("наша цель √ счастье людей"), да ещё и притом окруженный ритуалами, песнями, преданиями. Я не ошибусь, если скажу, что для многих поколений архангелогородцев, жителей архангельской области, в том числе для моего поколения, коммунарские сборы и работа в городском штабе школьников действительно явились школой жизни. В силу многих субъективных причин я не могу судить о том, каков штаб теперь. В начале 80 годов я немного отошла от этого движения и от штаба. Но у меня есть своё видение и коммунарской методики, и штаба. Может быть, оно в определённом смысле стереотипно, идеалистично, но оно такое, какое есть. Я бы хотела рассмотреть деятельность штаба конца 70-х √ начала 80-х годов и коммунарской методики в контексте подготовки лидеров. В современной литературе существует масса определений понятия лидерства (более 300), они разным образом классифицированы. Одинаково можно дать некий обобщённый вариант. Для меня таким обобщённым вариантом является следующее определение: лидерство √ есть вид социального действия, социально-психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которого является добровольность, а главными характеристиками √ наличие перспективы, новации, оправданный риск, созидание, активное вовлечение последователей в деятельность организаций. Понятно, что процесс лидерства происходит в определённой среде, под воздействием которой складывается и качество в личности, развиваются знания людей, а также умения и навыки действия в соответствии с принятыми ролями и функциями. И эти характеристики формируются в ходе влияния ближайшего окружения данного конкретного человека, с развитием его собственной Я-концепции и накоплением опыта взаимодействия с другими членами коллектива. Особенно эффективно формирование лидерских качеств происходит: во-первых, в детском и юношеском возрасте, а во-вторых, в детских так называемых воспитательных коллективах, таковыми и являются, на мой взгляд, как раз коммунарские группы типа штаба школьников. В таких коллективах была предпринята попытка решения четырёх основных задач:
Каждый человек, приходящий в такой коммунарский коллектив или штаб в данном случае, сделал свою карьеру через различные ступеньки роста: от кандидата в члены штаба, через члены штаба в выпускники и даже в "коммунары √ гайдаровцы" (почётное звание в АГШШ, которое даётся наиболее активным, наиболее авторитетным членам коллектива). Особую роль занимает в коллективе руководитель. Сегодня уже многие наши выступающие подчёркивали роль взрослого в формировании детского коллектива в воспитании лидерства или лидерских качеств в среде подростков. Я ещё раз хочу выразить благодарность, которая уже звучала с этой трибуны прежде всего В. А. Сотрудинову, потому что он был действительно Учителем с большой буквы для всех нас, В. Н. Дурневу. Сегодня не упоминали об этом, но был ещё третий человек √ Е.Е. Орлова, которой, к сожалению, уже нет с нами. Эти взрослые люди смогли в нас - детях воспитать те ценные качества, которые каждый из нас старается пронести через свою жизнь. Если говорить о том, как распределяют и распределяются потоки семантически-эмоциональной информации, социальной активности и полезной деятельности внутри таких коллективов, то здесь можно обозначить три основных аспекта: 1. Это направленность и энергетики, и действия коллектива на общество, на окружающий мир через различные системы дел; 2. Это передача энергии, информации от руководителей членам данного коллектива и, соответственно, взаимовлияние детей друг на друга; 3. Это передача информации и семантической, и эмоциональной от выпускников - уже взрослых людей - обществу. И если попытаться проанализировать (думаю, что рано или поздно мы это непременно сделаем), сколько выпускников штаба и участников коммунарских сборов сейчас работают учителями, преподавателями вузов, в наших управленческих организациях - я думаю, что их окажется очень большой процент. Таким образом, системообразующим признаком коммунарской методики является наличие неформальных коллективов, в которых обучение производится путём глубокого включения всех членов коллектива в игру, реализующую часть общества, живущего по тем идеям, которым надо обучить и воспитать. Если говорить об идеологии, которая культивировалась в такого рода коллективах, то среди идеалов, которые преобладали и которые пытались определить жизненный стиль, я бы отметила следующее: ответственность как антитезу безответственности, искренность как антитезу лицемерия и лжи, бескорыстие как антитезу стяжательству, и эстетические ценности, прежде всего чувство прекрасного и любовь к природе, целеустремлённость, умение организовать. В социально-психологическом и педагогическом аспектах для таких коммунарских коллективов характерны, во-первых, передача опыта и информации прежде всего по схеме учитель - коллектив - ученик, а не только по схеме учитель - ученик, как это часто происходит в школьных коллективах. Демократические законы в таких коллективах и система самоуправления создают своеобразный стиль взаимоотношений между руководителем, комиссаром и членами коллектива, потому что отношения, как правило, складываются дружеские, неформальные и воспитательный процесс идёт более активно, чем в школе. С точки зрения социальной, типичным для такого рода коллектива можно считать стремление к активной общественной деятельности, с помощью которой не только реализовывается идеология коммунарства, но и распространяется её влияние на окружающий мир. Очень часто так бывает, что под этим влияние изменяется и ближайшее социальное пространство. Я, к примеру, помню, что в 70-х - начале 80-х годах это было очень характерно. Многие, как теперь говорят, "продвинутые" школьные коллективы использовали коммунарскую методику. Итак, из коммунарства вышло множество интересных, конструктивных лидеров, это творческие, смелые, не боящиеся ответственности люди. Таким образом, мы вполне можем охарактеризовать коммунарскую методику как педагогику гуманизма, ибо она ориентирована на сотрудничество взрослых и подростков. Она создала и создаёт условия для осуществления таких деловых контактов, которые характерны для людей мыслящих будущим и готовых построить некоторое общество содружества. Эта педагогика ориентирована на включение каждого в коллективное планирование, проведение намеченного, обсуждение и подведение результатов дела. Ценность коммунарской методики состояла в том, что она готовила юношей и девушек к будущей взрослой жизни, учили "держать удар" и созидать. И если даже эта самая "будущая жизнь" оказалась не такой, какой мы ее себе представляли в 70-80 годы XX века, тем не менее те люди, кто прошли через коммунарство, не испугались перемен, сумели найти и самореализовать себя в новых социально-экономических условиях.
А это значит, что коммунарская методика, педагогика сотрудничества доказали свою жизнеспособность и правильность. Они актуальны и сегодня.
|