https://altruism.ru/sengine.cgi/5/23/7/21
Школьное самоуправлениеНяндомская специальная школа закрытого типа ≈ это учреждение, где обучаются и воспитываются подростки, совершившие правонарушения и направленные сюда по решению суда. Создавая воспитательную систему нашей школы, мы исходили прежде всего из реалий сегодняшнего дня. Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. Воспитательная система школы должна учитывать свою главную цель ≈ воспитание личности, способной принимать решения в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения прежде всего перед собой. В связи с этим самоуправление в школе для учеников должно быть прежде всего управлением самим собой. Над системой самоуправления наш педагогический коллектив работает второй год. На 2001-2002 учебный год мы определили цель: создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка; повышение значимости самоуправления в школе; формирование навыков самоуправления у воспитанников и педагогов. Выработали два основных направления в работе: 1. Через проведение общешкольных и классных мероприятий и КТД создавать новый стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми. Стиль совместной равноправной, взаимно развивающей, творческой, интеллектуальной деятельности. 2. Создавать условия для развития индивидуальных творческих способностей личности ребенка через организацию различных видов деятельности (трудовой, учебной, игровой, клубной). Схема самоуправления в няндомской спецшколеГлавным органом в системе самоуправления является собрание, в работе которого участвуют взрослые и дети. Оно проводится два раза в течение учебного года. Активное участие в подготовке и проведении общего собрания принимает совет школы и активы классов. Совет школы занимает центральное место в системе самоуправления. Возглавляет совет председатель из числа воспитанников школы, а курирует работу заместитель директора по воспитательной работе. Совет школы является исполнительным органом ученического самоуправления в школе, призванным активно содействовать становлению сплоченного коллектива, формированию у каждого воспитанника сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям. Совет школы избирается в начале учебного года сроком на одну четверть открытым голосованием на классном собрании. В совет школы избираются наиболее активные, дисциплинированные учащиеся, пользующиеся у своих товарищей авторитетом, способные повести за собой. В состав совета школы входят командиры, старосты (ответственные за учебную деятельность), бригадиры (ответственные за производство и трудовую деятельность). Совет школы собирается не реже одного раза в месяц для обсуждения и решения вопросов в школьной жизни. Отчетным документом является протокол совета школы. Совет школы руководит и координирует работу комиссий: учебной, трудовой, по дисциплине. Каждая из комиссий разработала свое положение, график рейдов, в которых участвуют и дети, и взрослые. Итоги рейдов доводятся до каждого воспитанника через стенную печать. Так учебная комиссия (объединяет старост всех классов) организует взаимопомощь в учении, способствует сохранности оборудования учебных кабинетов. Трудовая комиссия (объединяет бригадиров) организует работу на производстве, помогает формировать положительное отношение к различным видам трудовой деятельности. Целью комиссии по дисциплине (объединяет командиров) является контроль за соблюдением правил поведения воспитанников в школе, разбор и анализ чрезвычайных происшествий. Все комиссии курируются педагогами школы. Связь совета школы с классными коллективами осуществляется через командиров на классных собраниях. Классные собрания принимают решения по вопросам деятельности классного коллектива, заслушивают информацию о решениях совета школы, намечают конкретные меры по выполнению этих решений. В работе органов самоуправления решающим обстоятельством, как учил нас А.С. Макаренко, является её регулярность. Каждый орган самоуправления, если он почему-либо не собирается, теряет свой авторитет и фактически должен считаться несуществующим. "Работа органов самоуправления только в том случае будет актуальной и важной, если вся жизнь воспитательного учреждения так построена, что замирание деятельности того или другого органа сейчас же отражается на работе учреждения и ощущается коллективом как недостаток" (А.С. Макаренко, т.5). С введением элементов самоуправления повысилась ответственность каждого воспитанника за порученное ему дело. Выполняя обязанности "начальников", дети приобретают очень много ценных знаний, умений и навыков организаторской работы. У ребят воспитывается принципиальность, ответственность, организационные способности. Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития.
Таким образом, педагогический коллектив считает, что самоуправление в школе возможно, более того оно необходимо. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, хозяев своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники поймут, что они что- то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
|