https://altruism.ru/sengine.cgi/5/23/4/9
Валентина Максакова, ═кандидат педагогических наук, доцент МПГУ ШТАБ ШКОЛЬНИКОВ═ г. АРХАНГЕЛЬСКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ═ ФЕНОМЕМ Наблюдение (как включённое, так и
опосредованное) за жизнедеятельностью Архангельского городского штаба
школьников позволяет утверждать следующее. АГШШ изначально был явлением
феноменальным. Ему были органически присущи определенные особенности, сделавшие
архангельский штаб уникальным явлением в новейшей педагогической истории нашей
страны. Действительно он едва ли ни единственный из множества подобных штабов,
в обязательном порядке создававшихся в 60-е годы во всех городах, районах,
областях, республиках СССР, который живет и действует и сегодня. Чем же обусловлена его уникальность? Прежде всего, самой историей рождения
штаба Он создавался не по приказу свыше а по личной инициативе человека,
формально далекого от политики и педагогики √ В. А Сотрудинова. С этим связаны и другие особенности
рассматриваемого явления. Добровольность, а не обязательность участия в
деятельности коллектива, внутренняя свобода, а не жесткая зависимость каждого
штабиста, чувство собственного достоинства и ответственности - принципиально
отличали штабистов во все годы существования АГШШ. Дела, который организовывал штаб, никогда
не проводились для отчета. Они всегда были интересны и важны для школ города
жителей Копачева и пр. В силу этого он был реальным фактором развития
социокультурного пространства (по меньшей мере) города. Одновременно штаб
оказывался мощнейшим фактором развития и каждого человека: конкретного пионера,
комсомольца, взрослого, включавшегося в жизнедеятельность этого объединения Штаб═
воплощал модель эффективного детского коллектива, описанную А. С.
Макаренко. Его структура, система внутриколлективных и внешних связей,
оформление межличностных отношений, требования, традиции, правила и нормы были
хорошо продуманы и осознаны. Но феномена АГШШ не было бы, если бы в основе его
жизнедеятельности лежала только теория, только прагматика. Чрезвычайное
значение имели романтические устремления не только подростков, но, прежде
всего, поверивших в оттепель взрослых. Штаб был реализацией их мечты о
достойном образе жизни. Штаб был субъективно значим для его
руководителя и большинства штабистов, для многих родителей и друзей штаба,
воспринимался ими как одна из высших ценностей их индивидуальной жизни. Такое отношение к штабу объясняется ещё и
тем, что он, больше, чем любой другой коллектив, удовлетворял наиболее
актуальные возрастные потребности подростков. Он создавал возможности для их
интенсивного разноуровневого общения. В том числе и с референтными взрослыми.
Здесь завязывалась настоящая дружба, возникала любовь.═ В штабе возникала целая гамма жизненно
важных в подростковый период ощущений: своей исключительности и глубокой
внутренней связи с коммунарами всего Союза, своей силы и защищённости и т.д. Феноменальность АГШШ состоит в том, что на
протяжении многих десятилетий он связывает поколения горожан, в том числе
родителей-штабистов с их собственными детьми. В том, что, не руководимый
профессиональными педагогами, он заметно повысил уровень педагогической
культуры в городе. А в определённый момент определял (через своих выросших
штабистов) духовный облик Архангельска. В том, что для большинства штабистов он
стал референтной группой, задавшей систему ценностей на всю жизнь. В этом
заключены не только позитивные, но и негативные тенденции. Бывшим штабистам
пришлось преодолевать максимализм внутренних установок и требований к людям,
ограниченность своего, во многом нетрадиционного, исключительного жизненного
опыта и пр. Путь, который прошли в этом смысле штабисты, способы их адаптации к
жизни, особенно в последние годы, заслуживают пристального и вдумчивого
осмысления, результатом которого могут оказаться уроки, весьма полезные людям в
настоящее время.
|