руководитель детского общественного объединения коммунарской направленности «Пионерская дружина «Сигнальщики» в городе Москве. Занимается научно-исследовательской деятельностью по теме «Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия подростков в детском общественном объединении». Аспирант Центра теории Воспитания ИТИП РАО.
Попытка препарирования детского общественного объединения по социально-имущественному признаку
или размышления практика по осмыслению собственного опыта
Мое знакомство с коллективными творческими делами, а потом и с методикой известной как коммунарская состоялось еще в пору пионерского детства и, вполне естественно, что впоследствии, когда я сам уже стал руководителем неформального детского коллектива я стал делать «по образу и подобию» того, что видел в собственном детстве.
Естественно, что методику проще перенять, чем понять, но через некоторое время я понял, что отнюдь не удовлетворен результатами своей работы.
Я прочитал «Фрунзенскую коммуну» и «Воспитание творчеством» С.Соловейчика, книги А.С.Макаренко и А.Лутошкина, но, признаюсь честно, никакого полезного опыта они мне не дали. Дали только эмоциональное ощущение относительно того «Вот как оно бывает» и желание добиться того же. Ответа на вопрос «как?» я так и не получил.
Казалось бы, мы в лагерях и в городе делаем то же самое, проводим с детьми творческие дела, описанные и самим Ивановым в его «Энциклопедии КТД» и его последователями во множестве методичек, но результата особого нет. Что делать? Почему? Что мы делаем не так? Почему у нас нет того ошеломляющего педагогического результата как у Иванова и его последователей? Что-то мы упускаем? Но что?
Велик соблазн свалить все на историческую ситуацию в обществе, в которой, как в зеркале, отражаются наши дети. Дескать, в 60-е годы у Иванова, и в 30-е у Макаренко в стране был эмоциональный подъем, всеобщее устремление в светлое будущее и вообще общее желание строить коммунизм. Поэтому-то дети и стремились в коллективы, которые провозглашали своими целями нечто созвучное («Наша цель — счастье людей...» и так далее). А сейчас совсем иные настроения в обществе, ну и в детской среде, естественно тоже. Дети уже не стремятся помогать тем, кто нуждается в помощи и так далее, а нуждаются в деньгах, чтобы получить от жизни больше удовольствий, которых вокруг развелось великое множество — и журналы и игровые автоматы и «продвинутые» телефоны и компьютерные игры... Так что не нужны им больше никакие детские коллективы и никакие творческие дела.
Так ли это? Да, безусловно, все педагоги отмечают снижение активности участия детей в общественной и внешкольной работе. Но вот в чем причины? Действительно ли это обусловлено только изменением идеологической, экономической и политической ситуации в нашей стране?
Самое забавное во всем этом, что привыкшие к большим делам и колоннам детей-пионеров и комсомольцев педагоги (я имею в виду тех, кто имел счастье начать свою педагогическую деятельность еще во время существования Всесоюзной Пионерской организации имени Ленина) никак не могут привыкнуть, что масштабы дел и коллективов существенно изменились и поделать с этим ничего нельзя. Если раньше акция посвященная, например, Дню защиты детей, собирала несколько тысяч детей, приведенных по разнарядке вожатыми и классными руководителями, а летний городской лагерь насчитывал полторы сотни ребят, то сейчас сто детей собравшихся на дело в одном месте это уже много, а летние городские лагеря существуют по одному на пять-десять школ и составляют примерно группу в 30-40 ребят октябрятского возраста.
Остальные бродят по улицам.
Именно это породило в детском движении среди педагогов страсть к преувеличению и поверьте, что ни одной цифре, названной вам руководителем детского коллектива (отряда, дружины, штаба) верить нельзя. Ну просто не может примириться человек, некогда руководивший районной пионерской организацией в несколько тысяч пионеров что теперь у него коллектив из 12 детей. Из них 4 — актив, а остальные временные приходящие...
Где же все остальные дети? Демографическая ситуация хоть и изменилась к худшему, но не настолько же!
Так вот остальные, как и было сказано, бродят по улицам.
Не все конечно. Анализируя последние 10 лет ситуацию в Москве (да, все вышесказанное тоже в большей мере относится к Москве, хотя в других городах ситуация примерно сходная — по отзывам иногородних коллег, хотя естественно и «труба пониже» и «дым пожиже», Москва все-таки столица), так вот, анализируя ситуацию с занятостью детей в Москве можно сказать что на данный момент существует несколько групп семей с точки зрения внешкольной деятельности детей, которые живут в этих семьях. (разделение, разумеется, условное).
ХО — Хорошо Обеспеченные. Это те у кого родители обладают довольно большой финансовой свободой и, следовательно, дети занимаются в коммерческих высокооплачиваемых объединениях, целью которой ставится приобретение полезных навыков в дальнейшей жизни. Это, например, «Фигурное катание», «Теннис» и прочее. Дети эти чаще всего учатся в коммерческих школах, а если учатся в обычных или полуобычных, то имеют обыкновение смотреть на окружающих (в том числе педагогов) свысока и так же реагировать на всю школьную внеурочную деятельность. Дескать, нужны мне были ваши старостаты, школьные думы и прочие творческие дела, если у меня «Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота...»
Кстати говоря, проработав пять лет директором учреждения дополнительного образования, могу утверждать, что все большей популярностью пользуются такие объединения как «Английский язык», «Театр», «Танцы» и разнообразные спортивные секции от какой-нибудь «умной» якутской борьбы до флорбола. Мало кому нужен авиамоделизм, малопопулярен туризм, и уж точно никому не нужны всякие плетения, выжигания и резьбы по дереву.
Я, конечно, очень уважаю взрослых, владеющих этими разнообразными ремеслами и вполне допускаю, что в отдельно взятом Доме детского творчества уездного города N может быть невероятной популярности кружок росписи матрешек, куда ломится очередь и конкурс 10 человек на место. Но я говорю о ситуации в целом.
СК — Средний класс. Это дети, у которых родители являются средним звеном нашего общества, не олигархами и не директорами фирм, но и не уборщицами. Денег у этих детей поменьше (хотя все равно есть). Именно эти дети составляют 70% наших детских объединений, хотя мне почему-то кажется, что они попадают туда не по наводкам родителей, а сами или после рекламы друзей или руководителя. Если в первом случае (у Хорошо Обеспеченных) занятость ребенка строго планируется, потому что это во-первых деньги, а во-вторых будущее, то в данной группе отношение родителей к занятости ребенка в объединении чаще всего равнодушное. Если объединение бесплатное — ну и бог с ним, пусть ходит в свой клуб, отряд, дружину, кружок. Главное, чтобы учиться хуже не стал.
Кстати, тут часты случаи, когда родители видя ухудшение учебы у ребенка (которое, как правило, все равно происходит на рубеже 7-9 классов, состоит он в детском объединении или нет) тут же начинают использовать стремление ребенка в детский коллектив в качестве «кнута и пряника», дескать — получишь двойку — не поедешь на школу актива.
Все разговоры о том, что глупо наказывать за плохую учебу отлучением от объединения, в котором ребенок тоже, между прочим, чему-то учится, ни к чему не приводят.
ПФ — Пофигисты. В этой группе собраны те родители, дети которых не страдают от избытка внимания. Как правило, в этих семьях родителям абсолютно все равно где, как и с кем проводит время их ребенок. При этом совершенно не обязательно, что родители являются алкоголиками или тунеядцами, встречаются вполне обеспеченные семьи, которые, тем не менее, считают, что их родительский долг равен необходимости снабжать свое чадо карманными деньгами, кормить и покупать ему одежду, причем, часто бывает, что именно у детей этой группы бывает больше денег чем, например, у детей группы Среднего Класса. С точки зрения участия этих детей в деятельности объединений — таких тоже хватает. Этих детей у нас процентов 30%. Их везде и без проблем отпускают и денег тоже дают.
С другой стороны, если бы все дети из заявленных выше групп в том процентном соотношении пребывали бы в детских объединениях численность их была бы неизмеримо выше, нежели сейчас. От общего числа данных групп у нас в коллективах присутствуют процентов 5, если не меньше.
Кто же они? Какой признак является ведущим? Кто те ребята, которые приходят в детские объединения? Здесь, при рассмотрении данного вопроса, стоит, пожалуй разделить детские объединения дополнительного образования и детские общественные объединения. Так, у первых ведущей деятельностью является профильная деятельность. У туристов — туризм, у исторических реконструкторов — историческая реконструкция у модельеров одежды — моделирование одежды. Туда приходят те дети, которые чувствуют склонность к данному виду деятельности. И этот мотив будет в данной ситуации на первом месте. Идут те, кому интересен тот или иной вид деятельности.
Сложнее с детскими общественными объединениями. Они, конечно, тоже занимаются разнообразной деятельностью и среди них встречаются нередко однопрофильные (например, пионерский поисковый отряд), но деятельность там не является ведущей, и, следовательно, не служит мотивом к приходу ребенка в это объединение. Точнее, мотивом прихода служить может, но спустя некоторое время после прихода, например, в пионерскую парусную флотилию, он понимает, что в морское училище поступления ему никто не обещает, и что флотилия помимо обучения морскому делу занимается еще много чем, причем далеким от моря, и тут ему приходится еще раз отвечать для самого себя на вопрос «А зачем, собственно, я здесь?»
И вот тут, пожалуй, стоит разобраться в вопросе, что именно является ведущим для детского коллектива и что самое важное для ребят в нем? Подчеркиваю — важное не для педагога, но для ребят!
Обращаясь с вопросом «Что тебе важно в дружине (отряде, клубе), почему ты здесь» к ребятам из детских общественных объединений я в подавляющем большинстве случаев слышал ответы: «Атмосфера», «Общение», «То, как ребята относятся к друг другу» и так далее.
Итак, ведущей деятельностью для ребят в детском общественном объединении, как это ни странно, является общение.
Самое страшное в этом то, что сформировав соответствующую атмосферу в своем детском коллективе, педагог может навязать детям практически любые идеалы — от Мао Цзедуна до Маркса и Березовского. Глубоко уважаемая мной вожатая, достаточное количество лет проработавшая с детским коллективом (не находящимся, впрочем, в составе никакой организации) утверждала, что в течение пары месяцев убедит своих ребят, что надо носить серо-буро-малиновые галстуки, произносить любые слова девиза и прочее, прочее, прочее. И никакими способами кроме создания мощной организации это излечить нельзя.
Так вот общение. Именно оно притягивает подростков в коллектив и цементирует внутри него крепче чего бы то ни было. И именно поэтому в настоящий момент с таким большим трудом новые ребята приходят в объединение. Общение ведь не лежит на поверхности. Его нельзя показать как спортивные успехи, модель планера или роспись по шелку. Чтобы его оценить и прочувствовать, надо прожить с коллективом какое-то время, ощутить атмосферу и отношения людей на собственной шкуре.
Мы давно уже привыкли у себя в коллективе к тому, что лучшим способом набора новичков является лагерный сбор, где подросток волей-неволей вынужден в течение времени сбора окунуться в атмосферу и общение.
И самое интересное, что главное здесь — не дела этого сбора. Я был свидетелем нескольких лагерных сборов, где проводилось достаточное количество дел, но при этом не уделялось должное внимание общению между ребятами — его никто не контролировал, не оценивал и никто не влиял на него. И что же? Результаты были весьма призрачны.
Анализируя состав собственного детского общественного объединения за более чем десятилетие его существования, а так же из опыта коллег можно прийти к выводу, что у нас в коллективах в основном ребята, которые по тем или иным причинам неуспешны в общении в своих других группах — в классах, во дворах и т.д. Они не реализовали свою потребность в общении, не могут ее реализовать в других местах, а она есть! И вот находится место, где и отношения мягче, чем в классе и во дворе и атмосфера гораздо более доброжелательная. И спустя несколько лет такой ребенок настолько разительно отличается от того, который пришел в объединение, что только диву даешься.
Конечно, анализируя все вышесказанное, нельзя сказать, что все именно так и никак иначе. Автор просто попытался выявить наиболее характерные тенденции, которые предстают перед его глазами в последние годы в детском движении. Выявить с исключительно корыстной целью — чтобы разобраться вместе с читателем почему же это детское движение так малочисленно и очагово (по крайней мере в Москве) и как бы сделать так, чтобы эта ситуация изменилась...
Июль 2007 г.