https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/7/8/4/2
111 лет "новому образованию"
В начале двадцатого века "новые школы" появились практически повсеместно, включая Россию. Возникли международные общественные организации, объединявшие их усилия, такие как "Международное бюро новых школ", а позже - "Лига нового воспитания". Издавались многочисленные журналы, посвященные педагогическому творчеству. К педагогическому движению, стоявшему за "новыми школами", можно (иногда с оговорками, иногда без) отнести таких известных деятелей образования как Д.Дьюи, В.Кильпатрик, Е.Паркхерст, О.Декроли, А.Феррьер, С.Френе, Р.Кузине, М.Монтессори, Р.Штайнер, П.Петерсен, Г.Винекен, А.Нейл, Я.Корчак и другие. В тридцатые годы, когда в Европе и в СССР усилились тоталитаристские тенденции, там это движение постепенно угасло. Однако после поражения фашизма оно вновь набрало силу на Западе. В России и на Украине в первой трети двадцатого века "новое образование" также было активно представлено. Если до революции это, преимущественно, выражалось в обсуждении идей, в работе небольшого числа учебных заведений, то после нее - активным участием многих педагогов и детских заведений, почва для появлений которых была подготовлена работой предшествующих лет. С.Шацкий, А.Ривин, В.Сорока-Росинский, Н.Попова, Е.Ионин и многие другие (не получившие по разным причинам такой известности) по своим взглядам и по сути того, что они делали, принадлежали именно к этому общемировому течению педагогических поисков. В двадцатые годы в России педагогические ценности движения к новой школе совпали с преобразовательским пафосом новой власти. Это позволило развернуться широкому обсуждению идей и практики новой школы, апробации целого спектра педагогических методов, способов организации учебной и внеучебной работы, соответствующих ценностям "нового образования". Следствием этой активности был всплеск педагогической журналистики; возникновение множества центральных, республиканских, местных изданий, со всех сторон обсуждавших педагогическую проблематику. На рубеже 30-х годов отношение государства к школьным поискам резко изменилось. Власть окончательно решила, что для ее социальных преобразований нужны не преобразователи, а исполнители. Индикатором этого служила и судьба педагогической журналистики. В первой половине тридцатых годов издания для учителей исчезали на глазах. В 1933 году был закрыт один из лучших журналов - "На путях к новой школе". К 1936 году в СССР были закрыты ВСЕ педагогические журналы (см. статью "Журналы" в Российской педагогической энциклопедии). Единственным теоретическим журналом стала "Советская педагогика", открытая чуть позже, в 1937 году. Одновременно с исчезновением изданий общепедагогических, начиналась биография большинства методических: "Физика в школе", "Химия в школе", "География в школе"┘ Так закладывалась господствующая до сих пор тенденция взгляда на журнал для учителей как на то, что должно обслуживать не педагогическую мысль, а текущие потребности урокодателя-предметника. Принято говорить, что все эксперименты двадцатых годов были забавными и по большому счету провалившимися. А, мол, "регулярная" советская школьная система достигла замечательных высот, позволила запустить спутники в космос и освоить передовые рубежи науки. Но вот известный педагог и историк Михаил Левит (в статье опубликованной в 2000 году в газете "Первое сентября") невзначай раскрывает "секрет полишинеля": как не высчитывай годы, оказывается, что и войну выиграли, и спутники в космос запустили прежде всего те люди, кто учился в бурной, запутанной, экспериментальной школе 20-х годов.
Движение "нового образования" активно существует и сегодня. За рубежом опыт педагогов первой трети двадцатого века продолжают множество школ и ассоциаций. Использование образовательных технологий, заимствованных у "новых школ", стало нормой в европейских традиционных школах. Замыслы и надежды "нового образования" вернулись в общественное сознание нашей страны десять-пятнадцать лет назад. И сегодня не ясно: находимся ли мы перед эпохой широкого влияния идей самостоятельности, открытости, самореализации, сотрудничества на всю школьную систему - или в конце очередной попытки, которую снова примутся клеймить и высмеивать как курьезные, "не выдерживающие государственной линии", непозволительные "эксперименты на детях". Представляется, что основная задача педагогов, работающих в русле "нового образования" (хочется продолжить: "при таких обстоятельствах", - но, наверное, и при таких обстоятельствах, и при многих других) - найти разумные формы воплощения его идей и ценностей в практику конкретной "новой школы", в методы работы, соответствующие этому педагогу, этим конкретным детям, этому конкретному сообществу.
Здесь важен каждый удачный опыт - от существования целой школы (или объединения школ) в течение ряда лет, до удачно найденного методического приема помощи ребятам в становлении их собственного опыта жизни в этом мире.
|