Школа для подростка
Юрий ДОМРАЧЕВ, Сергей ПОЛЯКОВ
Кто на новенького?
Может быть, острее всего судьба новичка сказывается в пятом классе. Три года он адаптировался, притирался к окружающей обстановке, к одноклассникам, к учителю. И учитель уже много о нем знает, понимает: где надо потребовать, где простить, что заметить, что не заметить. Жизнь вроде бы спокойна, положительна, страхов в меру, ель немного достижений, есть привычный круг общения.
Но вот двери начальной школы распахиваются, и открывается яркий, пестрый «мир», где стремительно меняются события, учителя, уроки; нет определенности, привычности. Наступает время тревог, неопределенностей, эмоциональных всплесков и торможений — и всплывает во всей своей сложности, разнообразии, трудности знаменитая адаптационная проблема пятиклассников.
А если в пятом классе он оказался в другом городе, в другой школе, в другом классе, страхи, опасения, тревоги набегают вдвойне и втройне.
Новичок
Так произошло и с Игорем. Новая школа, новый класс, сложившиеся отношения и ожидания школьников. Ты для них никто, лишний.
Он прячется, насуплен; с учителями не говорит, а выдавливает слова. Но слово за слово ниточка разговора учителя и новичка завязывается.
Игорь:
— Да, в третьем классе была хорошая учительница. И ребята незлые. А еще у меня там друг был... А здесь учителя непонятные и ребята недружные... Нет, не обижают, но и не зовут. Что хочу? Чтобы дружили. Чтобы вместе что-то делали, играли. Что могу, умею? Да всякое. В «снайпер»? Да, играл — но так, средне. В команду? — Не возьмут. Возьмут, но риск? Может не получиться? Рисковать? — Буду! А если не получится? — Пробовать еще буду.
Учитель:
— Ну вот и договорились.
Беру на себя уговорить классных асов по «снайперу» испытать новичка. А тут как раз случай и подвернулся. В начале второй четверти школьный турнир пятых-шестых классов. У нас четыре выигрыша. Мы уже в полуфинале. Но против шестых дело не ладится: у нас осталось трое из десяти, у шестиклашек — семь. А к новичку я уже присмотрелся: увертливый и кистевой бросок — неплохой.
Говорю капитану: «Попробуй». Согласился. Новичок на площадке... и мы в финале. Что тут началось! Этого «незаметного» новенького чуть ли не на руках в класс, на второй этаж занесли. Свой стал.
Но дело не кончено — нужно разговаривать.
— Игорь, как ты себя теперь чувствуешь? Получилось? А что получилось? А если «снайпера» больше не будет? А вот так, раз — и не будет... Пригодится этот случай?.. Подружитесь — это понятно. А если вдруг снова переезжать придется — у военных ведь какая судьба (отец Игоря — военный), учителя ведь рядом может и не быть, понимаешь, дело какое — у нас, учителей столько дел — можем и не заметить «снайперский талант»... Сам будешь пробовать, браться? Ну-ну, может, в этом и дело — сам! Ну, пошли к ребятам. Про «сам» еще будет время поговорить.