Надстройка
Сфера управленческих идей и решений вокруг образования — вроде бы не основная для подростковой темы. Скорее она выглядит этакой дополнительной пристройкой или (если угодно) НАДСТРОЙКОЙ к ней. Но совсем без обсуждения этих вопросов не обойтись. Большинство возможных и родительских, и педагогических решений, так или иначе, нуждаются в увязывании с подобными надстроечными механизмами.
Татьяна ГДАЛИНА,
заместитель директора частной школы «Эпиграф», С.-Петербург
Где найти учителей поколения next?
Другие дети
Те, кому традиционная школа не подходит
За три года работы заместителем директора частной школы «Эпиграф» у меня сформировалось довольно твердое убеждение в том, что дети, которые приходят учиться к нам в школу, отличаются от большинства детей из государственных школ. И дело тут не в проблемах, связанных с поведением, оценками или отношениями с учителями. Просто они не вписываются в существующую систему обучения. По тем или иным причинам она просто для них не подходит. Им требуется что-то другое. Видимо, как раз то, что сейчас называется модным словосочетанием «индивидуальный подход». И чем больше я общаюсь с учениками школы, тем больше я в этом убеждаюсь. Они — другие. Именно поэтому они здесь.
И, следовательно, учить их надо по-другому. А если в классе сидит 6 человек, и учитель проводит урок так же, как будто в классе их 30 — ничего не получается. Результаты обучения не устраивают ни учеников, ни их родителей, ни нас самих.
Другие учителя
Те, у кого больше гибкости, разнообразия методик, заинтересованности
Учителю в частной школе работать сложнее. Это я точно знаю. Многие механизмы, работающие в государственной школе, здесь не работают. Не потому, что учитель, как многие ошибочно думают, не ставит плохих оценок... Еще как ставит! По крайней мере, в нашей школе и отчисляют за неуспеваемость! Как это ни парадоксально звучит, но от учителя, работающего с 6-10 учениками, требуется большая гибкость, большая вариативность в выборе методов и приемов обучения. Потому что все 6 (8, 10) учеников в классе — очень разные. По своим психологическим особенностям, предшествующему опыту, уровню обученности, мотивации и запросам.
А результаты обучения в частной школе родителям требуются в качественном выражении, а не в номинальных оценках в аттестате. Вот и получается, что учителю необходимо приготовить не один, а два, три разных урока, да еще и провести их одновременно. Этакий сеанс одновременной игры: пока объясняешь задание одному, двое других в режиме «вопрос-ответ» повторяют пройденное, а мальчик, который сегодня первый раз пришел в школу, заполняет тест, позволяющий выявить уровень его владения предметом.
Другая школа
Там, где важны не стены, а учителя
И еще один важный момент. В частной школе, в отличие от государственной, очень четко понимаешь, что образование есть ни что иное, как предоставление определенного вида услуг. И тут самое главное — найти верное соотношение между словами «образование» и «услуга». Потому что образованием занимается государственная школа, услугами — бизнес, образовательными услугами — частная школа. А чтобы они были действительно качественными, требуется не только и не столько удобные помещения, компьютеры и тренажеры, сколько другой учитель. Другой — это значит не только высокопрофессиональный, гибкий, творческий, опытный, внимательный к детям и т.д. Другой — по менталитету, отношению к своей деятельности, отношению к ученикам, ориентированный на развитие и саморазвитие, готовый к сотрудничеству и уважающий личностные особенности учеников. Если хотите, учитель поколения next.
Другой пединститут
Без отрыва от производства
Мы очень тщательно относимся к вопросу подбора кадров для своей школы. Иногда интуитивно понимая, сработается ли новый человек с нами, а мы с ним или нет. Потому что, как мы успели убедиться, никакие свидетельства о заслугах и достижениях (равно как и их отсутствие!) не гарантируют необходимого отношения учителя к работе, к ученикам, к самому себе.
К сожалению, я не знаю, какие высшие и средние профессиональные учебные заведения готовят других учителей. Поэтому мы делаем это сами. Одна из моих обязанностей, как заместителя директора по развитию — разработка и проведение тренингов для сотрудников организации.
В августе перед началом учебного года проходит 1-2-х дневный тренинг подготовки к началу учебного года. Основные задачи этого тренинга — настроить людей на работу после отпуска, обсудить новые программы развития школы, поделиться идеями и планами и, конечно, помочь новым сотрудникам быстрее адаптироваться в новых для них условиях, поближе узнать своих будущих коллег, а главное — почувствовать себя комфортно в пока еще незнакомой обстановке.
С сентября по май проходят тренинг-семинары, посвященные актуальным для любой школы проблемам — успеваемости, выполнения домашних заданий, поиска эффективных технологий обучения и пр. И оказывается, многие проблемы легче решить, обсудив их друг с другом, найти иные подходы, посмотрев на ситуацию с другой стороны.
Еще одно направление — тренинги организационного развития. Здесь учителя и администрация планируют стратегическое развитие школы, обсуждают принципиальные позиции, проектируют дальнейшую деятельность. Главное, на мой взгляд, что появляется в процессе такой работы — общее видение сегодняшнего и завтрашнего дня, желание и готовность к сотрудничеству. Да и людям интереснее работать в организации, где созданы условия для их профессионального роста и развития.
Школа, а частная школа в особенности, ежедневно стоит перед очень простым выбором — либо развитие, либо деградация. Школа сегодня должна быть динамичной, развивающейся организацией, выстраивающей, в том числе, и политику управления человеческими ресурсами. Многие бизнес-структуры это уже давно поняли и активно используют тренинговые технологии для обучения своих сотрудников. Почему же школа не должна использовать интерактивные технологии для своего развития?