https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/7/8/12/42
Коллективный интелект заменяет учителяУчительство старо как мир. Но, похоже, с появлением Интернета и новых информационных технологий массовая профессия - учитель - может кануть в Лету так же, как с появлением книгопечатания исчез цех переписчиков. Естественно, элитного образования, когда мастер передает свои знания талантливым ученикам, это коснется в незначительной мере, но даже метр будет рекомендовать своим ученикам получать рутинные знания в системе массового электронного самообразования. К таким выводам автора данной статьи привел как бурный прогресс информационных технологий, так и успешный опыт применения нового метода коллективного творчества - "генетического консилиума", апробированного им в многочисленных экспериментах. Так, было показано, что применение нового метода, отличающегося от метода мозгового штурма отсутствием координатора и наличием неких строго регламентированных эволюционно-генетических процедур, позволяет существенно повысить коэффициент интеллекта IQ коллективного разума по сравнению с индивидуальными IQ людей, составляющих генетический консилиум. На данном эффекте усиления IQ коллективного разума может быть построена самоорганизующаяся система самообразования в сети Интернет, лишенная недостатков, присущих традиционной системе образования.
Последовательность шагов Один из простых алгоритмов функционирования коллективного интеллекта, апробированный автором на ряде разных задач, как в компьютерной сети, так и в "безмашинной" среде, в общем виде можно представить следующим образом.
Решаемые задачи Метод ГК ("генетического консилиума") был апробирован на следующих задачах. В экспериментах участвовали группы учащихся от 4 до 20 человек.
Проведенная совокупность экспериментов позволила сделать вывод о том, что коэффициент интеллекта коллективного разума выше, чем интеллект отдельного учащегося, и при его работе происходит диффузия знаний от учащихся, знающих какой-либо раздел курса лучше, к остальным. Метод позволяет ранжировать учащихся по вкладу в творческий продукт, давая им объективные оценки естественным путем, исключая субъективизм преподавателя.
Модель очного образования Можно представить следующую схему организации учебного процесса. Группа студентов, прослушав лекцию или ознакомившись с новым материалом самостоятельно, в компьютерном классе или в сети коллективно решает практическую творческую задачу. После завершения проекта верхняя половина рейтингового списка учащихся считается сдавшей зачет по пройденному материалу, а нижняя половина присоединяется к подгруппе студентов, только что ознакомившейся с новым материалом и подвергающейся тестированию на творческое применение его и так до тех пор, пока отстающие, накопив достаточный опыт, не победят новичков. Поскольку процесс творчества длительный, "списывание" практически исключено. Метод с успехом может быть применен и для дистанционного образования, поскольку носит ярко выраженный сетевой характер.
...и заочного
Предлагается следующая схема организации (самоорганизации) самообразования учащихся в Сети на базе этого метода. На сайте виртуального университета, основанного на принципах самоорганизации, регистрируется непрерывный во времени поток желающих учиться какому-либо предмету из списка существующих и поддерживаемых в университете. Каждый предмет разбит на необходимое количество занятий, состоящих из теоретической части (лекционного материала), и ряда практических занятий, сформированных в виде тестов. Из новичков формируются виртуальные временные группы, например, по восемь человек, и такая группа получает теоретический материал, который каждый учащийся изучает самостоятельно. При возникновении неясностей, возникающих в ходе изучения, учащимися посылаются вопросы по известному всем адресу консультационного почтового ящика. Из учащихся, находящихся на более высокой ступени самообразования, заранее формируется "коллективный преподаватель", работающий по принципу генетического консилиума, который и отвечает на вопросы учащихся младшей группы. Далее "коллективный ученик", составленный из учащихся этой группы, решает тестовое практическое задание. По итогам выполненного задания учащиеся ранжируются по степени результативности участия в коллективном решении тестового задания. Учащиеся, находящиеся в верхней части рейтингового списка, переходят к изучению лекционного материала второго занятия, а отстающие остаются на первой ступени. Из пришедшей вновь в виртуальный университет четверки новичков и четверки отставших, формируется новая виртуальная группа первой ступени, и она повторяет путь предшественников. Победившая четверка учащихся переводится на второе занятие и объединяется с перешедшей туда подгруппой ранее. Лучшие ученики из группы второй ступени переводятся на третью, поджидают новую четверку и двигаются по ступеням знаний дальше до тех пор, пока не пройдут весь курс занятий, сдавая по существу зачеты в виде решения тестов на каждой ступени. Все ученики старших ступеней, как это говорилось выше, в роли преподавателей участвуют в консультировании учащихся младших ступеней, дополнительно закрепляя при этом учебный материал младших ступеней. Они также "освежают" вопросы тестовых заданий, для того, чтобы было невозможно кому-либо составить базы данных ответов на тестовые задания. Составление новых вопросов также способствует закреплению пройденного материла.
Прошедшим полный курс обучения, в качестве выпускного экзамена может быть предложено, например, написание лекций по теме курса. При этом группа выпускников объединяется в "коллективного автора". Таким образом, происходит обновление лекционного материала и его соответствие духу времени.
|