Коллективный интелект заменяет учителя

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 3 2003 год >> Коллективный интелект заменяет учителя >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/7/8/12/42


  Идея "образования без учителя" издавна уже носится в воздухе. Один из гипотетических вариантов ее реализации - использование ресурса Коллективного Интеллекта. Все новые и новые энтузиасты-одиночки и их группы, возвращаются к ней и, бывает, достигают хороших результатов.
  То, что предлагают разработчики этих идей, выглядит не слишком привычно. Но часто оказывается, что в том, что они делают, есть и свои преимущества, как впрочем, и свои особенности и свои сложности. Вероятно, такая система организации учебных занятий подразумевает совершенно иное, чем традиционное, отношение учеников к собственному обучению и технологии организации общей работы, отличные от традиционных. Мы не беремся утверждать, что именно из этого опыта возникнет новая революционная система образования, но подозреваем, что если не из этой, то из подобных проб, отчасти не до конца понятных, и вырастает настоящее НОВОЕ, которое потом становится ЛЕГЕНДАРНЫМ...

Владислав Иванович Протасов

Таганрог,
зав. кафедрой информационных систем Таганрогского государственного педагогического института, президент Таганрогского клуба латерального мышления

Коллективный интелект заменяет учителя

Учительство старо как мир. Но, похоже, с появлением Интернета и новых информационных технологий массовая профессия - учитель - может кануть в Лету так же, как с появлением книгопечатания исчез цех переписчиков. Естественно, элитного образования, когда мастер передает свои знания талантливым ученикам, это коснется в незначительной мере, но даже метр будет рекомендовать своим ученикам получать рутинные знания в системе массового электронного самообразования. К таким выводам автора данной статьи привел как бурный прогресс информационных технологий, так и успешный опыт применения нового метода коллективного творчества - "генетического консилиума", апробированного им в многочисленных экспериментах. Так, было показано, что применение нового метода, отличающегося от метода мозгового штурма отсутствием координатора и наличием неких строго регламентированных эволюционно-генетических процедур, позволяет существенно повысить коэффициент интеллекта IQ коллективного разума по сравнению с индивидуальными IQ людей, составляющих генетический консилиум. На данном эффекте усиления IQ коллективного разума может быть построена самоорганизующаяся система самообразования в сети Интернет, лишенная недостатков, присущих традиционной системе образования.

 

Последовательность шагов

Один из простых алгоритмов функционирования коллективного интеллекта, апробированный автором на ряде разных задач, как в компьютерной сети, так и в "безмашинной" среде, в общем виде можно представить следующим образом.

  1. Сформулированы одна или несколько целей проекта и требования к нему. Определен состав участников и способ их взаимодействия. Сформулирована и роздана система правил генерации вариантов решений (или их частей), оценки, ранжирования, отбора лучших вариантов, скрещивания.
  2. Задаётся каркас проекта (под каркасом понимается: план проекта, структура документа и т.д.). Каркас проекта также может быть получен в результате коллективного творчества.
  3. Участники приступают к работе. Вначале они генерируют первое приближение (заполняют слоты каркаса полностью или частично) и оценивают их. По правилам взаимодействия они обмениваются копиями своих решений.
  4. Каждый участник ранжирует варианты по своему усмотрению, выполняет оператор естественного отбора, оставляя несколько лучших вариантов.
  5. Каждый участник комбинирует из оставленных им вариантов новые, (эквивалент кроссинговера), оценивает их, ранжирует все варианты и снова отбирает лучшие. Лучшие (лучший) варианты отправляются респондентам, и он также получает лучшие чужие варианты.
  6. Когда популяция решений выродится (прислано много одинаковых решений), проект считается выполненным, иначе осуществляется переход на п. 4.

 

Решаемые задачи

Метод ГК ("генетического консилиума") был апробирован на следующих задачах. В экспериментах участвовали группы учащихся от 4 до 20 человек.

  1. Коллективное создание фоторобота.
  2. Многокритериальная задача оптимального выбора назначений из n претендентов на m вакантных должностей при n>m.
  3. Коллективное написание стихов и музыки.
  4. Составление психологических портретов известных личностей - Аллы Пугачевой, Владимира Жириновского и своих однокурсников.
  5. Сборка простых программ для ЭВМ.
  6. Выбор лучшего продолжения шахматной партии, решение шахматных задач.
  7. Задача коммивояжера.
  8. Рисование портретов.
  9. Абстрактная графика.
  10. Коллективное заполнение тестов Айзенка.
  11. Перевод с иностранных языков.
  12. Составление коллективного ответа на тест по физике.

Проведенная совокупность экспериментов позволила сделать вывод о том, что коэффициент интеллекта коллективного разума выше, чем интеллект отдельного учащегося, и при его работе происходит диффузия знаний от учащихся, знающих какой-либо раздел курса лучше, к остальным. Метод позволяет ранжировать учащихся по вкладу в творческий продукт, давая им объективные оценки естественным путем, исключая субъективизм преподавателя.

 

Модель очного образования

Можно представить следующую схему организации учебного процесса. Группа студентов, прослушав лекцию или ознакомившись с новым материалом самостоятельно, в компьютерном классе или в сети коллективно решает практическую творческую задачу. После завершения проекта верхняя половина рейтингового списка учащихся считается сдавшей зачет по пройденному материалу, а нижняя половина присоединяется к подгруппе студентов, только что ознакомившейся с новым материалом и подвергающейся тестированию на творческое применение его и так до тех пор, пока отстающие, накопив достаточный опыт, не победят новичков. Поскольку процесс творчества длительный, "списывание" практически исключено. Метод с успехом может быть применен и для дистанционного образования, поскольку носит ярко выраженный сетевой характер.

 

...и заочного

Предлагается следующая схема организации (самоорганизации) самообразования учащихся в Сети на базе этого метода.

На сайте виртуального университета, основанного на принципах самоорганизации, регистрируется непрерывный во времени поток желающих учиться какому-либо предмету из списка существующих и поддерживаемых в университете. Каждый предмет разбит на необходимое количество занятий, состоящих из теоретической части (лекционного материала), и ряда практических занятий, сформированных в виде тестов.

Из новичков формируются виртуальные временные группы, например, по восемь человек, и такая группа получает теоретический материал, который каждый учащийся изучает самостоятельно. При возникновении неясностей, возникающих в ходе изучения, учащимися посылаются вопросы по известному всем адресу консультационного почтового ящика. Из учащихся, находящихся на более высокой ступени самообразования, заранее формируется "коллективный преподаватель", работающий по принципу генетического консилиума, который и отвечает на вопросы учащихся младшей группы. Далее "коллективный ученик", составленный из учащихся этой группы, решает тестовое практическое задание. По итогам выполненного задания учащиеся ранжируются по степени результативности участия в коллективном решении тестового задания. Учащиеся, находящиеся в верхней части рейтингового списка, переходят к изучению лекционного материала второго занятия, а отстающие остаются на первой ступени.

Из пришедшей вновь в виртуальный университет четверки новичков и четверки отставших, формируется новая виртуальная группа первой ступени, и она повторяет путь предшественников. Победившая четверка учащихся переводится на второе занятие и объединяется с перешедшей туда подгруппой ранее. Лучшие ученики из группы второй ступени переводятся на третью, поджидают новую четверку и двигаются по ступеням знаний дальше до тех пор, пока не пройдут весь курс занятий, сдавая по существу зачеты в виде решения тестов на каждой ступени.

Все ученики старших ступеней, как это говорилось выше, в роли преподавателей участвуют в консультировании учащихся младших ступеней, дополнительно закрепляя при этом учебный материал младших ступеней. Они также "освежают" вопросы тестовых заданий, для того, чтобы было невозможно кому-либо составить базы данных ответов на тестовые задания. Составление новых вопросов также способствует закреплению пройденного материла.

Прошедшим полный курс обучения, в качестве выпускного экзамена может быть предложено, например, написание лекций по теме курса. При этом группа выпускников объединяется в "коллективного автора". Таким образом, происходит обновление лекционного материала и его соответствие духу времени.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования