https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/7/8/12/38
Жить в мире звуковВ советское время личные контакты родителей, выходивших на Эмилию Ивановну и ее последователей, были практически единственным способом добраться до возможности помочь своим детям. Ведь метод Леонгард не допускался в официальные структуры: он подрывал авторитет огромной социальной машины "по переработке глухих" - тысяч сурдопедагогов, сотен интернатов, диагностических служб, методистов жестовой речи... За тридцать лет развития "леонгардистского" опыта стали очевидными многие неожиданные закономерности. Дети, в которых вкладывалось столь много души и сил, развивались заметно успешнее своих обычных сверстников, а их родители, окунувшись на дно семейного горя, через несколько лет обретали совершенно новые радости в жизни - ибо те творческие усилия, которые от них требовала жизнь с детьми "по Леонгард", открывали для них и совершенно новый взгляд на собственные возможности, цели и интересы. По системе "Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения" воспитываются и обучаются дети, проживающие в более чем 150 городах, поселках, деревнях... Постепенно педагоги-последователи Леонгард все-таки проникали в разные официальные учреждения, и сегодня "леонгардистскими" можно назвать около четырех десятков разного рода больших, малых и средних организаций - медицинских, педагогических, социальных... В некоторых случаях они вырастали из родительских ассоциаций (как, например, знаменитый нижегородский Центр "НОРДИС"), в некоторых - "осваивались" в существующих. Так складываются узлы новой сети - уже не только межличностной, но и организационной. Понятно, что их возникновение зависело не от их типа, а от появления в том или ином месте увлеченных и грамотных специалистов и организаторов. Где-то это детские сады, где-то родительские ассоциации, где-то кабинеты в консультативных поликлиниках; в Новороссийске - школа, в Ульяновске - сурдореабилитационный центр, в Ставрополе - интернат, в Набережных Челнах - медико-педагогический центр... Мы заглянули в поисковые системы Интернета на фамилию "Леонгард" - и вот несколько фрагментов материалов с разных сайтов, попавшихся нам на глаза. О чем речь?"Центр Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей" действует в Москве с 1997 года. Деятельность Центра основывается на авторской Системе Э.И.Леонгард и ее коллег "Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха", существующей с 1966 г. Дети с нарушенным слухом, которые обучались по методике Леонгард, могут свободно и самостоятельно общаться без помощи переводчиков жестового языка. Неслышащие дети раскованны, имеют достаточно высокий образовательный уровень: тысячи из них обучаются в одних школах со слышащими, сотни - в техникумах и вузах. Воспитанники Леонгард не относятся к себе как к инвалидам и активно включаются в общество. При использовании данной системы дети живут в семье, родители активно участвуют в их реабилитации. Одновременно происходит и реабилитация родителей: они овладевают методикой работы с собственными детьми, учатся нормальному повседневному общению с ними, становятся их друзьями и партнерами. Благодаря этому семья выходит из состояния депрессии, в котором она, как правило, пребывает после обнаружения у ребенка дефекта слуха. Родители уже не допускают мысли о том, чтобы отдать ребенка в специнтернат, где обучается подавляющее число детей-инвалидов по слуху в России. Систему отличает уникальный подход к развитию у глухих и слабослышащих детей остатков слуха, слухового восприятия на основе раннего двустороннего слухопротезирования и многолетней работы специалистов и родителей по специальной методике.
Тайный выбор для родителейЗа несколько десятилетий по методике Леонгард успешно воспитаны тысячи людей. И сегодня в полутора десятках сурдоцентров страны родителей, пришедших со своей бедой, встретят примерно таким рассказом: "Поскорее подберите и настройте с врачом подходящий слуховой аппарат, занимайтесь с ребенком так-то и так-то, чем раньше вы начнете заниматься, тем лучше натренируются остатки его слуха и естественнее будет его развитие. С такой-то периодичностью приходите на консультации, мы вам поможем и всему научим, но главное зависит от вас. Он должен расти в семье как нормальный ребенок, только среда общения нужна еще более насыщенная. В школе ему лучше будет учиться в спецклассе (если получится такой собрать) с нашим педагогом. Но при необходимости сможет учиться и в обычном. Вероятно, в обучении ему потребуется год форы, ему придется жить со слуховым аппаратиком, но в остальном у вас будет совершенно нормальный и замечательный сын". В большинстве других мест родителям глухих малышей (а зачастую не только глухих, но и слабослышащих) с готовностью сообщат: "Что поделаешь... До трех лет ничего не предпринимайте, потом придется с ребенком попрощаться, отдадите его в интернат, в спецсаду и спецшколе он проживет до восемнадцати лет, его обучат жестовой речи, паре профессий... Но это уже вас будет мало касаться". Дело в том, что у тех, кого принято называть глухими, почти всегда сохраняются остатки слуха. И с тех пор, как изобретены слуховые аппараты (совершенствующиеся год за годом) с глухими в каком-то смысле дело обстоит так же, как и со слабовидящими: им можно предложить очки, а можно приучать обходиться без зрения. А что если бы людям с ослабленным зрением с детства надевали повязку на глаза, вручали тросточку в руки и старательно обучали шрифту Брайля? Но есть и одно принципиальное отличие. Очки - условие необходимое и достаточное, а слуховой аппарат - только необходимое. Требуется еще и многолетняя тренировка тех самых остатков слуха - и чем раньше она начнется, тем благополучней будет результат. И главное: такая тренировка не может носить механический характер - но только осмысленный, живой, формирующийся вместе с налаживанием полноценных человеческих отношений. Проблемы глухих детей - на девять десятых не медицинские, а педагогические.
Характерное начало. Как и тридцать лет тому назад...Еще одной организацией, родившейся по инициативе костанайских матерей, в нашем городе стало больше. Это детский центр абилитации детей с нарушением слуха. Так уж сложилось, что, не дожидаясь действенных мер со стороны государства, женщины-матери объединяются в ассоциации. В Костанае таких женских организаций, "спасающих" детей от СПИДа и диабета, помогающих решать проблемы бедности и безработицы, несколько. Цель у всех одна - помочь своим собственным детям (как правило, это дети-инвалиды) не чувствовать себя изгоями в обществе и поделиться житейским опытом с родителями, столкнувшимися с аналогичными трудностями. Сами члены объединений привыкли называть себя товарищами по несчастью. Несчастье, которое в очередной раз собрало матерей детей-инвалидов вместе, зовется глухотой. И оно сродни оптимистической трагедии: разум отказывается верить в то, что любимое дитя потопает крохотными ножками в страну глухих, о коей его слышащие родители имеют смутное представление. По рассказам пап и мам глухих ребятишек, им часто слышится, как ребенок произносит слово "мама", которое на самом деле они никогда не слышали наяву. И, конечно же, все без исключения родители ждут исцеления. - Чудо вполне реально, нужно только познакомиться с уникальной методикой Эмилии Леонгард, - говорит председатель Костанайского общественного объединения "Детский центр абилитации детей с нарушением слуха" Гульнара Биржанова, сама мама девочки-инвалида. Собственно, это желание обучать костанайских детей-инвалидов по данной программе и стало поводом к открытию нашего объединения. Объединение Биржановой, пытающееся привлечь внимание к чудо-методике, пока единственное в Казахстане, как это ни покажется странным. Хотя леонгардовские школы уже свыше десятка лет успешно работают в соседнем Челябинске, Нижнем Новгороде, Москве. Гульнара Биржанова говорит, что открыть свой абилитационный центр заставило личное горе - рождение дочери, у которой в четыре года врачи обнаружили двухстороннюю сенсорно-невральную тугоухость. Маленькая Аида ничего не слышит, спасают лишь специальные слуховые аппараты. Кстати, как одна из форм улучшения слуха, современнные слуховые аппараты необходимы каждому слабослышащему ребенку. И это тоже задача абилитационного объединения - сформировать родительское мнение на предмет нужности этих аппаратов маленьким инвалидам.
"Леонгардята": глухие из мира слышащихВ России меня обучали по методике Эмилии Ивановны Леонгард. Её, как и кибернетиков, когда-то пытались объявить лжеучёной. Мой отец тесно сотрудничал с ней, и ему удалось многое сделать для признания её метода. Я был из первой группы обучаемых, а теперь в России подрастает уже третье поколение таких, как я. Но метод Леонгард при высочайшей его эффективности не нашел широкого применения из-за огромной трудоемкости. Эмилия Ивановна уже очень немолодой и больной человек, живёт в Москве. Тех, кто у неё учился, не очень много. Нас так и называют - "леонгардята". В России было запрещено учиться в общеобразовательной школе тем, кто по медицинским показаниям имел серьезные отклонения. Таких, как я, не записывали в обычные школы: гороно не позволяло. "Им нужен щадящий режим. Они учатся пятнадцать лет, а не десять, как все остальные. Им нужен специальный переводчик, а в штате школ нет ни логопеда, ни переводчиков. Дети неполноценны, но государство о них заботится. Для них есть спецшколы. Чем они вам не нравятся? Что вас не устраивает в советской школе?" - такие примерно речи велись тогда. А суть метода Леонгард именно в том и состоит, что глухих детей по мере сил своевременно обеспечивают недостающей информацией, и мозг у них развивается, как и у всех остальных людей.
"Узлы" следующей эпохиВ нашем городе около 10 тысяч взрослого населения и 500 детей от 2-х до 16 лет страдают различными степенями потери слуха. Сложна не только сама проблема, но и атмосфера ее разрешения, поскольку десятилетиями складывалась концепция деятельности большинства специальных учреждений, традиционно считающих, что глухие дети могут овладеть только особой формой общения - жестовой речью. Центр по реабилитации детей и взрослых с патологией органов слуха открыт в Набережных Челнах в 1989 году на временных площадях. Для полноценной реабилитации ребенка необходимо вмешательство на ранних этапах развития ребенка. Раннее вмешательство направлено на решение двух основных задач: раннее (в возрасте до трёх лет) выявление детей с патологией органов слуха; специализированная помощь детям-инвалидам по слуху и развивающее обучение с максимальным вовлечением в этот процесс родителей. Каждому ребенку требуется обычно помощь нескольких специалистов. Наилучшим подходом специалистов считается такой, когда специалисты объединены в одну команду. Мы понимаем, что такая система предполагает консолидированные усилия врачей женских консультаций, педиатров и терапевтов, педагогов и реабилитаторов, сотрудников служб планирования семьи, работников социальных служб. Это сложная и долговременная работа. Но шаг за шагом мы идем к этой цели. Насколько хватает сил, при первой возможности проводится работа с целью довести до сознания педиатров, руководителей детских поликлиник, общественности необходимости раннего выявления, воспитания профессиональной настороженности к возможным проблемам со слухом. В будущем мы будем поэтапно внедрять концепцию активного выявления нарушений путем проверки всех детей с риском нарушения слуха. Наиболее сложно организуемым направлением деятельности этой Системы является поворот общественного сознания в понимании нужд глухих. Это выражается во многом: и в постепенном воспитании у специалистов женских консультаций, микропедиатров, педиатров профессиональной, своевременной настороженности к состоянию слуха пациентов, в создании регистров риска. Сердцем этой системы в Челнах является реабилитационный Центр с подготовленной интеллектуальной и материально-технической базой:
Подход к воспитанию и обучению глухих и слабослышащих детей Медико-педагогического Центра имеет принципиальное отличие от традиционного подхода к обучению детей данной категории. В учебный план введены инновационные для данной категории детей предметы: фонетическая ритмика, корригирующая гимнастика, информатика, татарский язык, английский язык, индивидуальные реабилитаторские занятия по развитию слухового восприятия и формирования произношения, индивидуальные музыкальные занятия, декоративно-прикладное искусство, живопись. Особую значимость имеет то, что в Медико-педагогическом Центре глухие и слабослышащие дети содержатся вместе, что неприемлемо для традиционной методики.
Вся работа направлена на выявление способности детей самостоятельно ориентироваться в незнакомой ситуации с малознакомыми (незнакомыми) людьми, в умении самостоятельно выбирать речевые средства, необходимые для общения в ходе действий в новой ситуации для решения той или иной практической или мыслительной задачи. Весь реабилитационный процесс максимально проходит среди слышащих сверстников, во время совместных мероприятий, на базе оздоровительного лагеря, где у Центра есть свой корпус, на занятиях живописи и рисунка в художественной школе. Результативность Медико-педагогического Центра по реабилитации и обучению детей с патологией органов слуха проявляется:
|