Тальменка: соты и сети школы оптимальных возможностей
Каждое из происходящих в Тальменке частных нововведений выглядит вроде бы естественно, обыденно. Но их общий размах и направленность на единую перспективу придают им значение интереснейшего опыта радикальных преобразований в большой сельской школе. Ход перемен в Тальменской школе важен для понимания по крайней мере нескольких очень существенных вещей: возможна ли такая организация школьного управления, которая бы в первую очередь представляла собой систему поддержки учительских инициатив? возможно ли добиваться полного преображения школы маленькими, не сразу заметными, но многочисленными подвижками? в какой мере можно опереться на ресурсы сельского сообщества для постепенного перехода от логики фронтального и единообразного обучения к такому, когда каждый ученик получает особую поддержку? реально ли, наконец, вокруг подобного опыта одной большой школы попытаться организовать систему образования всего сельского района?
Непросто бывает объяснить (а иногда так трудно понять!), в чем суть нашего эксперимента. Поселок Тальменка - сельский райцентр в 70 км от Барнаула. В нашей школе 912 учеников, занятия в ней ведутся в две смены. Мы разрабатываем модель сельской общеобразовательной школы, представляющей собой содружество учреждений образования и культуры, приобщающих каждого ученика к культурному наследию своей семьи, школы, региона. Кроме того, нам хочется понять и возможную роль такого содружества в жизни образовательного сообщества села.
Возможно, наши цели покажутся слишком глобальными. Но мы понимаем, что лицо школы, уклад ее жизни не могут и не должны в один миг кардинально измениться. Мы стремимся к тому, чтобы инициатива изменений, исходя сначала от одного или нескольких педагогов, постепенно выразилась бы в комплексно-целевой программе развития одной ступени школы, а затем и всей школы.
Формой такого движения для нас стала система траекторно-сетевого образования, основным элементом которой служит индивидуальная траектория развития личности ученика (и учителя).
Такая система не требует революционных изменений, но постепенно становится самодостаточной и "перерастает" привычную классно-урочную систему. В результате школа становится способной сочетать в себе и традиционное, и дистантное, и интерактивное обучение. Дальнейшие пути реализации проекта должны вывести на создание муниципального центра управления траекторно-сетевым и дистантным образованием сельских школьников всего района, в том числе (и в первую очередь!) учеников малочисленных и малокомплектных школ.
Итак, принципом нашего эксперимента стала поддержка педагогических инициатив. Педагогической инициативой мы считаем усилия педагогов, направленные на изменение и повышение эффективности сложившегося образовательного процесса для конкретной группы учеников, конкретного класса, параллели или всей школы. Педагогическая инициатива тем и отличается от эксперимента, что не нацелена на революционные перемены. Но и она планируется, организуется, осуществляется с обязательным учетом имеющихся педагогических ресурсов, сложившейся ситуации в классе и школе.
Из нескольких взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга педагогических инициатив при определенных условиях может сложиться культурно-образовательная инициатива на отдельной ступени школы. В свою очередь, культурно-образовательные инициативы при определенных условиях могут стать базовыми звеньями комплексно-целевой программы для всей школы. Например, педагогическая инициатива по коррекционно-развивающему обучению "выросла" до программы организации деятельности групп психолого-педагогической поддержки в первых-четвертых классах. А идея подготовки будущих учителей математики "выросла" до культурно-образовательной инициативы профессионального и допрофессионального обучения наших школьников в заочных лицеях города Барнаула и некоторых вузах.
Есть и непредвиденные результаты: администрация школы так переусердствовала в том, чтобы педагогические инициативы учителей были основой основ поэтапного развития школы, что появляются серьезные проблемы с введением педагогических преобразований по инициативе самой администрации.
Мы называем это "кризисами роста" и надеемся, что некоторая эйфория "полного самоопределения" сменится на понимание значимости взаимовыгодного сотрудничества всех ветвей школьного управления и самоуправления.
В последние два-три года в нашем учебном плане появились предметы граждановедение, ИЗО и культура, трехчасовая физкультура, профильное обучение по истории, математике, начертательной геометрии, информатике. Каждый из этих предметов приходил в учебный план школы по инициативе наших учителей. В результате на сегодняшней день явно выделяются три надпредметных образовательных направления: естественно-научное, социально-экологическое, общеобразовательное.
Но главные перемены в учебном плане школы произошли благодаря сотрудничеству с местными учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, образования. При их содействии в школе разработано более 1400 СОТов (собственных образовательных траекторий для отдельного ученика), при том что в школе учатся 500 человек.
Ученики начальных классов традиционно участвуют и становятся лауреатами краевого экологического марафона "Защитим биосферу". Наши дети не понаслышке знают об экологических проблемах, ведь большинство из них рождались так называемыми "желтыми детьми". И эту трагедию мы - учителя и родители - преодолеваем вместе. Для этого в школьный учебный план внесены курс трехчасовой физической культуры, занятие групп психолого-педагогической поддержки в условиях продленного учебного дня с обязательным горячим питанием. Массажи, ингаляции, фитотерапия, занятия с психологом, педагогом-логопедом стали привычными для наших учеников.
Лет пять назад пришла к нам заведующая районной детской библиотеки. Пришла со слезами на глазах - хотят закрыть. Этого школа не могла допустить. И сегодня самая знакомая для ребят дорога - дорога в "свою" детскую библиотеку. Это место встреч, дискуссий, маленьких радостей общения с великими произведениями русской словесности.
Одним из элементов образовательного модуля основной школы стали группы психолого-педагогической поддержки для 5 классов. Занятия проводятся во второй половине дня после прогулки или экскурсии три раза в неделю с классным руководителем, психологом и учителями русского языка и математики (при необходимости - и логопедом). Отсутствие второгодников, "отсева", сохранение здоровья ребят доказывают продуктивность такой модели. Учебный курс II ступени школы связан с I ступенью сквозными курсами экологии, человекознания, оздоровительной игровой физкультуры, дополнительными курсами ИЗО и хореографии, курсом английского языка, днями здоровья, знакомством будущих классных руководителей с учениками 3-4 классов, деятельностью школьной детской подростковой организации "Дружина "Роста". Для каждого из учеников 5-9 классов созданы карты личностного роста и психологические дневники наблюдения.
Главным новшеством в старшей школе стало пространство выбора и вариативность СОТов для каждого ученика, пришедшего в 10 класс. Нашими педагогами разработана целевая программа преемственности среднего, средне-специального и высшего образования по техническому, сельскохозяйственному, педагогическому направлениям. Более 40-45 процентов учеников 11 классов становятся студентами вузов Сибирского региона. (20 процентов из них в перспективе вернутся на село учителями, 35 процентов - агрономами и зоотехниками, 5-10 процентов - врачами. Надо заметить, что юристами и экономистами желают стать не более 20 процентов выпускников).
Нас спросят: а где взять учителей, которые готовы будут осуществлять эксперимент? Один из путей - приглашать в школу молодых специалистов. При выборе из нескольких кандидатур решающим было то, что все они не являются "однопредметниками". Молодые учителя не только способны преподавать несколько учебных предметов, но и еще имеют дополнительные профессии, творческие способности в различных направлениях спорта, искусства, науки.
Сейчас у нас есть огромное желание создать учебно-методический центр, который бы обеспечил обмен опытом педагогических коллективов района и нашего края. Мы готовы рассказать и продемонстрировать реальные результаты педагогических инициатив многих учителей. Администрация школы может поделиться опытом, как взращивать, поддерживать педагогические инициативы, как поднимать их до уровня экспериментальной деятельности всего коллектива.
Мы видим, что за счет развития траекторно-сетевого образования, использующего образовательные возможности местного сообщества, обеспечивается явное повышение эффективности традиционной системы обучения. Происходит существенное изменение отношений "учитель - ученик", "учитель - администрация школы", "школа - социум", а ученики сами реально участвуют в организации своего образования. Теперь идеи профильного обучения, траекторно-сетевого образования для старшеклассников используются всеми школами района. Организация дополнительных образовательных услуг в течение всего учебного года становится нормой.
Есть мечта организовать ликвидацию компьютерной безграмотности и учителей школы, и директоров всего района, обеспечить дистантно-траекторное образование в рамках Алтайского университетского образовательного округа, организовать получение второго высшего образования по управлению образовательными системами не только для действующих директоров школ района, но и для их кадрового резерва.
"Здорово все у вас получается, без проблем", - вздохнут читатели. Нет, проблем полно, возникли, как мы говорим в шутку, "незапланированные огорчительные результаты". Увеличение в ходе эксперимента числа рабочих гипотез привело к острой необходимости создания творческих лабораторий, координирующих его ход на каждой ступени школы. Администрация школы за предыдущие пять лет исчерпала почти все имеющиеся моральные и материальные ресурсы поощрения. А жесткие ограничения в возможностях морального поощрения, награждения почетными знаками и званиями со стороны управления образования лишают еще одного ресурса. К тому же наша школа оказывается беззащитной перед попытками реорганизации со стороны местных органов управления. Вот летом 2000 года администрация района провела "централизацию" школьных бухгалтерий. В результате финансовая самостоятельность и оперативность управления школы сведена к нулю. При этом наш статус экспериментальной площадки не ограждает школу от внезапных, внеплановых проверок разного рода. Впрочем, о проблемах можно говорить до бесконечности.
Не нам судить, какая наша школа. Но есть мечта - сделать ее домом, в котором не только тепло и уютно, но где происходит и взросление человека достойного.