https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/7/8/10/1
Надо сказать, что ввиду отсутствия удобной в пользовании подробной карты этой страны, особенно ценными представляются "путевые заметки" и "этнографические исследования", а также некоторые советы "бывалых" тому, кто рискнет отправиться в путь в страну подростка на стороне подростка.
Вместе трудно. А врозь?(Раздельное обучение мальчиков и девочек "за" и "против")Новые знания - новые возможности Интерес к тому, чем отличается мозг и психика мальчиков и девочек зародился у меня довольно давно, когда мы с Тамарой Петровной Хризман в 70-х годах, занимаясь нейропсихологическими исследованиями, сравнивали их энцефалограммы (биотоки мозга). Тогда были обнаружены обусловленные полом различия в работе мозга. В дальнейшем наши исследования все больше и больше убеждали нас в том, что развитие мальчиков и девочек подчинено разным закономерностям. Этому был посвящен ряд наших статей и книга "Мальчики и девочки - два разных мира". Новые знания о функциональном развитии мозга ребенка, новые нейропсихологические методы диагностики и прогноза психического развития требовали новой идеологии, новых междисциплинарных подходов, новой практики обучения и развития детей. Это и определило создание нового направления науки - нейропедагогики, главная цель которой - помочь практикам оптимально и творчески решать свои педагогические задачи, используя знания об возрастных, половых, типологических и индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций. Но если мозг и психические функции мальчиков и девочек так различаются, может быть и учить их надо раздельно? Но не нарушим ли мы тем самым каких-то законов совместного развития двух половинок человечества - мужчин и женщин? Это надо было проверить экспериментально.
В 1998 году меня пригласили в 106 школу Приморского района Санкт-Петербурга, где с 1993 года мальчики и девочки обучаются раздельно. Педагоги, работая в классах мальчиков и девочек и в обычных смешанных классах, видели, как много дает детям раздельное обучение. Но видеть - не значит доказать. Необходимо было провести четкий научный эксперимент. Такое исследование было проведено, благо в школе помимо классов с раздельным обучением были и смешанные классы, что позволило сравнивать и делать обоснованные выводы. Кроме того, мне удалось побывать в Железногорской школе N 103 Красноярского края, где раздельное обучение существует уже более 10 лет и в начальной, и в средней школе, и изучить их богатый опыт. Выводы, к которым мы пришли, сводятся, в основном, к следующему - раздельное обучение мальчиков и девочек при условии определенной подготовленности педагогов весьма благотворно сказывается на их развитии. Класс один - возраст разный Прежде - небольшой комментарий нейропсихолога. Как всем известно, девочки до определенного возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций. Они взрослее мальчиков-ровесников при поступлении в школу, и в подростковом возрасте это уже просто невозможно не заметить. Помимо этого, у девочек и мальчиков по-разному развиваются и мозговые структуры. Так, мы знаем, что у человека разные полушария мозга осуществляют разные функции: левое полушарие отвечает за логическую переработку информации, а правое - за образно-эмоциональную. У мужчин полушарная асимметрия выражена более ярко, у женщин же пучок нервных волокон, соединяющий левое и правое полушарие и позволяющий обмениваться информацией между полушариями, толще, обмен информацией осуществляется легче и функциональная специализация полушарий выражена меньше. Но это у взрослых. У детей же есть еще такая особенность - у мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера. Хотя бытует представление, что девочки более эмоциональны, чем мальчики, с точки зрения нейропсихологии дело обстоит не совсем так. Дело в том, что среди мальчиков и мужчин вообще больше, чем среди девочек и женщин набор индивидуальных различий, то есть среди них больше как ярко выраженных логиков-мыслителей, так и ярко-эмоциональных людей. Девочки и женщины же помимо того, что эта группа более однородна, еще и более речевые, и то, что мы часто принимаем за эмоции, на самом деле не что иное, как эмоциональные метки, проявленные в их речи. То есть они склонны больше говорить о чувствах, по силе же проявления эмоций мальчики могут превосходить девочек, хотя и не всегда способны про это сказать. Женщина может воскликнуть выразительно "Ах, как мне ее жалко!", но это совсем не значит, что ее сейчас так переполняют отрицательные эмоции, что ей трудно себя сдержать. Это просто эмоциональная метка ситуации - она дала обозначение не своим переживаниям, а своему отношению к ситуации и классифицировала ее как отрицательную. После этого она спокойно может переключиться и заняться каким-нибудь совершенно другим делом. Мальчики же, хотя и не проявляют этого внешне, могут переживать ситуации более глубоко. Итак, мы видим, что при смешанном обучении реально мы имеем разновозрастный класс. Причем, мальчики находятся в заведомо невыгодной позиции по сравнению с девочками - так как девочки старше по биологическому возрасту и у них лучше развита речь. Вместе трудно, а врозь?
Следует отметить и некоторые различия в умственной деятельности девочек и мальчиков. У девочек короче период врабатываемости, а мальчики медленнее входят в работу. И пики работоспособности у них разные. Мальчикам нужен высокий темп. Как только начинается повторение, закрепление - они выпадают из процесса, внимание ослабевает. Девочки ждут, когда ответит лидер. Учитель спросит - тишина (даже если ответ знают) до тех пор, пока кто-то один не скажет, и тогда уж все хором начинают отвечать. Они как бы работают "на подхвате". Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают на пошаговых технологиях. У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности. По наблюдениям учителей, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились - подрались, смотришь - на другой переменке опять вместе. Девочки же, если поссорятся - в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней и даже месяцев обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса. Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают "от противного": сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно, для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях. Есть и еще одна объективная трудность, которая мешает детям и в первую очередь мальчикам быть успешными в обучении. Дело в том, что учебники пишут в основном левополушарники - люди рационально-логического типа. Просто потому, что правополушарники вообще не любят писать. Они лучше расскажут, чем изложат на бумаге, им, чтобы облечь мысль в грамматическую форму, нужен контакт с аудиторией. Левополушарники же перегружают текст сложными грамматическими формами, трудными для восприятия. У нас большинство школьных технологий рассчитано на левополушарников. Но при этом мало того, что правое полушарие плохо развивается, люди правополушарного типа просто отсеиваются при такой системе. А поскольку в начале обучения мальчики в целом более правополушарны, то страдают от таких методов обучения в первую очередь они. Мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Девочкам же обычно проще понять схему, алгоритм. А учителя требуют полного ответа, чтобы было хорошо сформулировано, да еще и так, как в учебнике. А мальчики, все понимая, подчас не могут объяснить того, что поняли, кому-то другому. Учительница мне рассказывает: "Есть у меня два мальчика, на уроке физики просто все хватают на лету, все задачи решают, подсажу к ним кого-то послабее, чтобы они объяснили, а они не могут. А есть девочки - отвечают у доски прекрасно, но они физического смысла не чувствуют. И на контрольных эти девочки пятерки получают, а мальчики - три, а то и два - то они определение не могут написать, то в вычислениях запутаются, то оформят неправильно. И что делать учителю? Вот, - говорит она, - я вижу, эти мальчишки знают, понимают, чувствуют предмет, но формально положительно их оценить ни по каким параметрам не получается, и я им вынуждена поставить три". Что еще важно отметить, у девочек с педагогами контакт теснее. В смешанном классе учитель скорее всего обратит внимание на то, как работают девочки - они, как более ориентированные на контакт, чаще смотрят в глаза учителю, что служит для него знаком готовности их к работе. Мальчики же, как правило, значительно меньше смотрят на учителя. А если еще учесть, что и педагоги-то большей частью - женщины, и им проще ориентироваться на девочек, то выходит, что мальчики и в начальной и в средней школе находятся под неким прессингом девочек и женщин-учительниц. Наш опыт показал, что при раздельном обучении мальчики развиваются интенсивнее, чем в смешанных классах, так как их никто не оттесняет на вторые роли, и они раскрывают то, на что они были способны и что могли бы раскрыть, если бы девочки им не мешали. При этом и учитель вольно или невольно начинает корректировать методы преподавания под тот тип аудитории, с которым он работает - под тип восприятия, тип мышления, темп работы, под динамику работоспособности, под коммуникативные особенности. Вот поэтому мы и имеем выигрыш в развитии интеллекта в раздельных классах. Педагоги Железногорска рассказывали, что у них бывали такие ситуации, когда отстающих по ряду предметов мальчиков после 8 класса переводили из смешанного в раздельный класс. Эффект был просто потрясающим - ребята из неуспевающих превращались в успешных учеников и заканчивали школу без троек. Если мальчиков правильно обучать, то, в целом, и по гуманитарным, и по "техническим" предметам отличников среди мальчиков будет не меньше, чем среди девочек. Результаты наших исследований показывают, что при раздельном обучении по интеллектуальному развитию мальчики опережают девочек. А по отметкам девочки чаще всего продолжают опережать мальчиков. И вот это несоответствие - болевая точка нашей педагогики. Ростовой скачок, любовь и речь пятилетнего ребенка Особо хочется остановиться на тех проблемах, которые появляются в подростковом возрасте. У подростков пубертат (период полового созревания) начинается неодновременно - у кого-то раньше, у кого-то позже. Разница в биологическом возрасте просто колоссальна. Если класса до четвертого они более-менее ровные, то потом начинаются ростовые скачки. И педагоги часто не понимают, что ребятам просто физиологически сейчас очень трудно на чем-то сосредоточиться. При ростовом скачке внутренние органы, кровеносная и другие системы организма часто не успевают перестроиться, и организм бывает колоссально разбалансирован. В режиме повышенной нагрузки работает сердце, почки, мозг, они могут давать сбои даже у здорового ребенка. У подростков идет перестройка гормональной системы, биохимии всего организма. При этом происходят изменения в психической деятельности: это касается и восприятия, и памяти, и мышления, и всей познавательной деятельности. При перестройке же происходит временный сбой - по-старому решать задачу уже не получается, а новые функции еще не сформировались достаточным образом. А подростков обвиняют в лени, распущенности, а то и ставят им в пример одноклассников, у которых пубертатный период проходит мягче или вообще еще не начался. В принципе, в классе нет двух одинаковых людей. Динамика развития у всех разная, разная функциональная организация мозга, а значит, и связанные с ней особенности психических функций. А мы их все время сравниваем, кого-то ругаем, кого-то в пример ставим, подхваливаем. Но и тот, и другой могут иметь очень высокий интеллектуальный потенциал. Только один из них может (в силу своих природных данных) раскрыть его именно в этой образовательной системе, а другой может достигнуть не меньших высот, но только при условии использования других программ и методик, более соответствующих его типу организации мозга и психики. В подростковом возрасте совместное обучение может принести даже определенный вред. Подростки начинают стесняться друг друга, не вполне освоившись с теми внезапными изменениями, которые начинают в себе обнаруживать. Так, в подростковом возрасте мальчики становятся еще более правополушарными, в их поведении появляются элементы, присущие детям 5-летнего возраста. У мальчиков подростков в пубертатном периоде могут возникать проблемы с памятью и речью, даже если их не было, появляется косноязычие, которое они стесняются показать, особенно перед девочками. У девочек свои физиологические проблемы, у них притормаживается развитие речевого полушария, запас слов как бы сужается, они порой из-за этого и к доске стесняются выйти. Возникают свои трудности и у педагогов. Понимание мужественности и женственности при такой биологической разнице как у подростков одного возраста сформировать довольно сложно. Все разговоры о том, что мальчики - защитники, сильный пол, а девочки - хрупкие создания, нуждающиеся в защите, воспринимаются в такой аудитории чаще всего с недоумением, а то и с насмешкой: девочки в этом возрасте крупнее и взрослее мальчиков. Еще один такой момент следует учитывать - сейчас девочки приходят в школу не в длинном закрытом платье - декольте, короткие топики, облегающий силуэт, мини-юбки и т.д. А все это не может не действовать на мальчика, находящегося в периоде пубертатного развития, и провоцируют у него неконтролируемые физиологические реакции. Он подчас просто из-за этого не может сосредоточиться на уроке. В детской газете, которую ребята издают в Железногорске, я встретила такое высказывание: "Учиться в раздельном классе хорошо, потому что девочки не знают, как я учусь". И это тоже важно - не уронить свое достоинство в глазах той девочки, которая тебе нравится. Он ведь может и неважно учиться, но обладать массой достоинств, а навязываемая в школе шкала оценивания по успеваемости мешает эти достоинства и проявить, и заметить у другого. В подростковом возрасте возникают влюбленности, но девочкам мальчики становятся нужны раньше, чем мальчикам девочки, и девочки интересуются мальчиками более старшими, а не своими ровесниками. И вот что замечено - в школах, где есть раздельное обучение, больше среди девочек котируются мальчики из раздельных классов, а не из смешанных, так же, как и среди мальчиков - девочки из "девичьих" классов. Что-то находим, а что-то теряем Итак, казалось бы, налицо явные преимущества раздельного обучения. Но надо сказать, что при любом разделении мы все равно что-то находим, а что-то теряем. Мы знаем, что исторически раздельное обучение сложилось раньше смешанного. Тем не менее, сейчас в обществе превалирует совместное обучение мальчиков и девочек. Школы то смешивали мальчиков и девочек, то опять разделяли, находя резон то в одном, то в другом. И на наш взгляд, в раздельном обучении есть один недостаток - это возможность возникновения проблем в общении между девочками и мальчиками. То есть, при недостатке совместного общения они могут просто не научиться понимать другой пол. А это, в свою очередь, создаст проблемы при образовании семьи, в трудовом коллективе и т.д. Именно поэтому мы не разделили ребят по разным школам, а оставили раздельные классы под одной крышей. Мало того, что они общаются на переменах, у них много различных совместных внешкольных мероприятий, некоторые уроки, например, урок этикета, мы тоже проводим совместно. Таким образом, у ребят есть возможность проиграть самые разнообразные ситуации общения - и во время досуга, и в деловом взаимодействии. Конечно, в женском коллективе есть свои проблемы. Девочки начинают чаще жаловаться на недомогание, жалеть себя. Педагоги заметили, что иногда девочка может себе позволить в чисто женской компании то, что она никогда бы не сделала в присутствии мужчины - что-то сказать, что-то поправить из одежды. И это может войти в привычку, если учитель не будет обращать на это внимание. Сейчас опыт раздельного обучения еще не вошел в массовую практику, и это, наверное, хорошо. Я, при всем понимании тех преимуществ, которые дает раздельное обучение мальчиков и девочек, абсолютно убеждена - как и любое нововведение, эта новация должна быть хорошо подготовлена, только тогда она будет успешна. Если формально разделить класс на мальчиков и девочек и учить их одинаково - толку от этого не будет. Несомненно, нужно специально готовить педагогов, нужны новые методики преподавания, нужны новые исследования. Пока мы стоим только в начале пути. Опыт, наработанный педагогами Санкт-Петербурга, Красноярска, Москвы, Новгорода, Тулы и других городов мы обобщаем на межшкольных семинарах и научно-практических конференциях.
Пока не готовы и родители к тому, чтобы безоговорочно принять раздельное обучение и, конечно же, у каждого из них должно быть право выбора, в какой класс отдать ребенка - в смешанный или раздельнополый. Возможно, есть небольшая группа детей, которым лучше учиться в обычных смешанных классах. Так, в Железногорской школе за 10 лет было всего два случая, когда педагоги и родители приняли совместное решение о переводе детей из раздельного класса в смешанный. И эта проблема еще ждет своих исследователей.
|