https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/37/1/6/2
Александр Буданцов. Нельзя обогнать того, кто идет своей дорогойПопытка систематизации со стороны— Ты описал три этапа. Первый: методологическое сообщество, говоря твоими словами «варилось в собственном соку», и совершенствовало свои идеи. Развивались и идеи и само сообщество как социальный организм. Это период с 1947-го по 1979-й год. — Да. — Второй этап. Начались ОДИ. Сообщество начало работать на внешний мир. Твое слово «паразиты» можно употреблять, можно нет... Можно сказать мягче: заказчик использовался как источник ресурсов для развития идей, И, заодно, сообщества, так как именно сообщество является носителем и двигателем идей. — Можно сказать и так. — При этом уже были ростки нового, ростки следующего этапа. На третьем этапе — пользу, развитие получает и заказчик тоже, но в то же время и сообщество. Начал соблюдаться какой-то баланс между интересами заказчика и интересами сообщества. Сообщество стало неоднородным, но вы являетесь продолжением именно этой линии — Щедровицкого-старшего. — Именно так, Щедровицкого старшего, ГП. Но уже отчасти. Тут дело в том, что мы делаем рефлексивные игры, основывая их ещё и на разработках Лефевра Владимира Александровича. Ну, и наконец, есть и третья составляющая, третья наша точка опоры — всё то, что мы уже сами разработали за 20 лет нашей самостоятельной деятельности. Таким образом, у нас есть три составляющие, три основы нашей деятельности — то, что сделано было ГП, Лефевром и нами. — И, наконец, самый распространенный этап, чем все неформальные сообщества кончают: они просто становятся коммерческими предприятиями, главная цель которых — извлечение прибыли для самих себя. Что они продают при этом — песни или игры — не принципиально. — Что, — все так банально? — Жизнь в основном состоит из банальностей. Не банальности — это исключение из правила. Из них вырастает что-то новое. В данном случае по моим наблюдениям за другими неформалами, эта цепочка относится к большинству. Ты сам сказал, что большинство методологов такое и есть, а вы единственная команда, которая иная. — Мы так думаем, но мы можем ошибаться. — Даже если это мнение у вас преувеличение, но, во-первых, оно совпадает моим жизненным опытом — я ведь не только вашу команду видел. Во-вторых, оно совпадает с репутацией методологов вообще. Да, пусть это банально, но я не пренебрегаю таким фактом жизни, как репутация. Наконец, в-третьих, сегодня мы беседуем с тобой, а не с членом другой команды. Твое мнение — тоже факт жизни. Если кто-то, например, Щедровцкий-младший, согласится бесплатно дать мне интервью для некоммерческой публикации, то я опубликую и его мнение тоже. Пусть читатель разбирается. А другие неформалы... Ну, например, самое массовое из русских неформальных сообществ — русский рок. Он начинался в конце 60-х как субкультура, как некоммерческое движение идей. Теперь на 90 с чем-то процентов это шоу-бизнес. Конечно, существует параллельно и некоммерческий рок, а в нем и ростки нового, и потенциал создания новых трансляторов... — У меня возникает стойкое ощущение, что ты пытаешься подогнать нечто под какую-то известную тебе схему. — Конечно. Это естественно для большинства людей. Может, методологи исключение, но я не методолог. Есть и еще одно свойство большинства людей, особенно ярко выраженное у неформалов — не конформистов: считать свою ситуацию уникальной и не укладывающейся ни в какие схемы... Но все равно это наше здесь общение — для массового читателя этого подавать нельзя. — Иначе он потеряет веру в человечество. — Нет, просто я не придумал литературного хода. У меня есть узкий круг читателей, которые это поймут — те же самые неформалы. Для них будет сделан особый вариант текста. Вот это и есть вариант текста для узкого круга. — М.К. Обсудить на форуме | Обсудить в ЖЖ | Читать дальше ⇒
|