Вообще, достаточно сложно представить себе тот или иной вид искусства как систему. Еще сложнее представить себе технологию транслируемости искусства, так как под искусством, в первую очередь, подразумевают экспликацию субъективного переживания творца, и поэтому словосочетания «системность искусства» и «транслируемость искусства» более подходят на роль оксюморонов, чем понятий. Поэтому, рассуждая о массовом образовании в области театрального искусства, уместнее вести речь не об искусстве как таковом, а о создании условий для участников образовательного процесса, позволяющих развить те самые творческие способности, которые позволят субъектам образно осмыслить и представить окружающую действительность. С этой точки зрения театральная педагогика отличается от педагогики в области наук лишь экспликацией: если в первом случае это субъективный образ, то во втором — к экспликации предъявляются требования четкого соответствия базису конкретной научной модели. Указанная общность позволяет вырабатывать и использовать единые методические подходы к образовательному пространству школы, уточняя конкретные методики для каждого из образовательных направлений.
Очевидно, что продуктом деятельности школьного театра является спектакль, поэтому школьные театральные педагоги уже давно используют компетентностный подход через практико-ориентированную деятельность — те педагогические направления, которые (вполне заслуженно) стали столь популярны в образовательной среде в последнее время. Однако то, что театральная деятельность в школе традиционно относится к кружковой работе, что не позволяет набрать достаточного штата, переводит этот вид образования из массового в эксклюзивный. (Действительно, сколько ребят может задействовать в постановке один кружковод и сколько спектаклей он способен поставить в течение года?)
Можно возразить, что театральная деятельность и должна относиться к эксклюзивному образованию, ведь не каждому дано стать актером или режиссером! Но здесь можно заметить, что в театральной деятельности, кроме указанных, есть еще множество направлений — авторство, работа по свету, звуку, сценография, конструкторство декораций, производство костюмов, грим и так далее и что развитие творческих навыков и умений сопереживать, быть внимательным, чувствовать других людей, принимать на себя чужие роли и действовать сообразно обстоятельствам — должны составлять часть образования всех людей, а не только профессиональных театралов. Именно поэтому такое образование должно быть массовым!
Разрешить противоречие между нехваткой кадров и необходимостью массовости возможно, если адаптировать методики технологии коллективного образования к специфике театральной деятельности. Примерами таких методик и подходов могут стать метод проектов, методика коллективных творческих дел, принцип «дети детям», установка на социальную направленность деятельности и ее продуктов.
Далее мы рассмотрим один из вариантов такой системы в качестве примера. Он взят из опыта детской организации «Остров Сокровищ» 45-й Московской гимназии. Описанные принципы могут быть использованы для построения и других систем с учетом специфики конкретного образовательного учреждения.
Основные принципы, на которых строится описываемая система это:
— устойчивость годовой циклограммы театральной деятельности,
— взаимное обучение учащихся,
— постановка — коллективный проект.
Годовая циклограмма включает в себя следующие мероприятия:
— Концерт «Шаг на сцену»,
— Театральный фестиваль для 5-7 классов,
— Классический бал,
— Выездные сборы в каникулы,
— Постановка крупных спектаклей,
— Тематические концерты и показ тематических композиций,
— Посещение театров и разбор спектаклей,
— Обучение театральным специальностям,
— Работа профильного театрального отряда в летнем лагере.
Каждый из элементов годовой циклограммы выполняет определенную функцию в формировании образовательного пространства.
Главным принципом концерта «Шаг на сцену» является то, что номер концерта должен быть подготовлен специально для него, а участники каждого номера не могут выступать в той же роли, в которой они выступали на предыдущих концертах. То есть постановка каждого номера — это прежде всего поиск ребенком того, что же он еще может сделать для хорошего выступления. Работу со смешанными коллективами 5-7 классов осуществляют старшеклассники, а начиная с 8 класса ребят работают самостоятельно. После подготовки номеров их показывают педагогу, который корректирует их по необходимости. «Шаг на сцену» служит стимулом для занятий творческой деятельностью, привлекает новых ребят в систему.
На Театральном фестивале работа происходит уже по классам. Каждый из 5-7 классов ставит небольшой (15-30 минут) спектакль, а старшеклассники работают с этими спектаклями в качестве режиссеров, организаторов, костюмеров, декораторов и так далее. Педагогами осуществляется только разрешение творческих и организационных проблем. Фестиваль не только способствует формированию общности школы и является красивым действием, но и формирует классные коллективы как рабочие творческие группы.
Классический бал, как правило, посвящается дню святого Валентина. В процессе подготовки старшеклассники ежедневно (в течение примерно 1,5-2 месяцев) осуществляют репетиции классических танцев для желающих, и, с наступлением праздничной даты, проводится сам бал. Задачей бала является не только развитие пластики ребят, но и подготовка средних школьников к репетиционному процессу, который при постановке крупных спектаклей требует отдачи и самодисциплины.
На творческих выездных сборах ребята в маленьких разновозрастных отрядах ежедневно придумывают и ставят небольшое представление по заданной тематике. Особенностью этих постановок является то, что они готовятся в ситуации максимальной свободы, что позволяет ребятам искать новые формы представления и, через ежедневный коллективный анализ, адекватно оценивать свою деятельность и ее результаты.
Крупные спектакли являются квинтэссенцией театральной деятельности в течение года. Каждый спектакль (а их бывает от одного до трех в год) разбирается инициативными группами, в результате чего формируется заказ на написание стихов и музыки, костюмы, декорации, постановку танцев и другие виды работ, который передается остальным ребятам. С помощью педагога каждый из заказов находит своего исполнителя (в том случае, если среди школьников таких людей не находится, всегда можно обратиться к выпускникам). Ставят спектакли педагог и выпускники школы, однако иногда привлекаются и профессиональные режиссеры из числа знакомых и родителей. Спектакли (помимо нравственного осмысления участниками проблемы спектакля) позволяют полученным ранее умениям ребят сформироваться в навыки и являются одними из главных дел, привлекающих ребят к театральной деятельности.
Также в течение года проходят тематические концерты, номерами которых являются театральные миниатюры или отрывки из спектаклей, которые позволяют охватить широкий спектр нравственных проблем и усовершенствовать различные навыки ребят.
В летнем лагере гимназии постоянно работает профильный театральный отряд, в который попадают старшеклассники, которые хотели бы заниматься той или иной театральной деятельностью более интенсивно, чем остальными. В этом отряде происходит совершенствование навыков, что позволяет его членам выступать в роли лидеров в работе в течение учебного года. Ведет работу профильного отряда педагог.
Обучение театральным специальностям также происходит в рамках летнего лагеря, где профильный отряд не только знакомит ребят с различными видами деятельности в театре, но и проводит театральные тренинги. Обучение позволяет восполнить те пробелы в понимании сути театрального искусства, которые возникают в практической деятельности в течение года.
Посещение профессиональных театров позволяет увидеть образцы театрального искусства и, через анализ постановок, приобрести нравственный опыт, а также познакомиться с приемами, использованными в постановках.
Реализация всех дел, входящих в циклограмму, была бы немыслима силами одного-двух (и даже пяти) педагогов, поэтому крупная часть работы выполняется старшеклассниками, выступающими в качестве режиссеров, организаторов, авторов и так далее. Однако это не главный аспект! Существенно важнее то, что в процессе взаимодействия ребята обучают друг друга, и накопленный каждым опыт передается в непосредственной деятельности, что, с одной стороны, развивает ребят более интенсивно, а с другой стороны, позволяет этой образовательной системе быть устойчивой.
Каждая миниатюра, сценка или отрывок, каждый спектакль является коллективным проектом, то есть наполняется содержанием и планируется группой людей, объединенных общей целью и общими представлениями об этике, где каждый несет ответственность перед другими за свой участок работы, будь это работа актера или изготовление декораций. Так как таких проектов очень много в течение учебного года, то уровень сложности и ответственности в каждом из них выбирается индивидуально: в этом спектакле ты — в главной роли, а в следующем ты занят в массовке или отвечаешь за свет. Проектный подход позволяет не только структурировать работу (коллектив разновозрастной, и даже выбор времени репетиций может оказаться проблемой), но и выводит ребят с позиции участников в позицию созидателей и авторов спектакля.
Может возникнуть резонный опрос: а где же, собственно, театральное искусство? А оно возникает позже, когда выпускники приходят в творческие студии, студенческие театры, становятся музыкантами, фотографами и иногда даже актерами; когда они возвращаются в школу в качестве режиссеров, чтобы помочь ребятам поставить очередную сказку или отрывок, написать новую песню, поставить танец… Искушение творчеством в детском возрасте не может не дать своих плодов во взрослой жизни.