Виктор Воронов
Самара
Кем заменить?
Скоро закончится еще один учебный год.
И, наверное, это очень правильно, что сразу по его окончании празднуется День защиты детей. Как-то раньше не так остро эта правильность чувствовалась.
Нынче же понятно — детей наших надо защищать.
Детей наших скоро уже поздно будет защищать.
Ведь защищать их надо в первую очередь от школы.
Которая государством Российским неустанно реформируется.
Вот только хронически двум участникам неустанно реформируемого «образовательного процесса» — от этих реформ никак не становится лучше, а вовсе даже все меньше и меньше места им в этом процессе остается.
Эти двое — ученик и учитель.
И еще одного участника, точнее — жертву этого «процесса» — реформами придавило. Родителей ученика.
Но только на родителей, на их защиту, и может надеяться ребенок.
Когда приходит из школы — и лихорадочно начинает учить наизусть Гимн России. Новая редакция. Михалков без Регистана.
И убедившись — что все одно путается в тексте — в слезы:
Папа, тебе придется завтра в школу со мной идти! Директор сказала: Кто Гимн до завтра не выучит, будет отчислен из школы и без родителей может не приходить!
По приходу в школу выясняется, что не все так страшно. РОНО потребовало срочно Гимн выучить и грозилось проверить качество знания Гимна (воспитание патриотизма называется), а угроза отчислить за невыучение — это «педагогический прием» такой...
А как ИХ еще замотивировать? — спрашивает меня завуч как педагог педагога (директора не оказалось на месте).
Мы же почти коллеги — только я в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции работаю, и мы по разные стороны «баррикад». И вспоминаются мне сразу «павшие» на этих баррикадах.
Одиннадцатый класс. Месяц до экзаменов. У достаточно благополучного ребенка — полный отказ от учебы. В школу не идет. Мама в шоке. Причин — вроде бы никаких.
Парня удалось разговорить. Все просто: пардон, по малой нужде паренек зашел за гараж около школьного стадиона — а тут по тропинке учительница литературы. Отличник народного просвещения еще СССР. Она возмущена — и через десять минут на уроке вызывает парня к доске, ставит перед классом и стыдит, называя маньяком, извращенцем и почему-то онанистом (впрочем, эксгибиционистов в СССР не было, как и секса, помню, помню). На этом его учеба в этой школе прекращается...
Парень, слава Богу, устойчивый оказался, просто перешел в другую школу (просто-то просто, да — за месяц до экзаменов...), а там и выпускной недалече.
Но и «отличница народного просвещения СССР» продолжает отличаться.
Воспитанием нравственности заниматься.
Как сказал директор ее школы: Она отличный предметник. Да и кем я ее заменю?
Кем заменить? — это нынче стандартный вопрос-ответ в подобных ситуациях.
Вовсе наоборот, не литератор, а математик, точнее — математичка (в другой школе) — еще вполне молода к тому же. У всех тотально неугодных ей мальчишек (ну не любит она мужчин как биологический вид) — с трудом выходит тройка. Чуть родители послабее — так и двойка. При этом один из «троечников» занимался с мощным репетитором и знал математику не просто на пять. Но после затяжного конфликта из школы ушел он, а не она. Ушел с тройкой в табеле. Еще один «троечник» добился, чтобы его контрольные и тесты перепроверяла завуч — и у завуча все четверки-пятерки получались ему, а не двойки и тройки. Но за четверть — трояк, потому как после каждой оценки завуча математичка обязательно ставила две-три двойки-тройки. Просто так. Чтоб неповадно было.
Она называет это воспитанием уважения к учителю.
А директор родителям отвечает — Кем заменить???
Учитель труда (нынче — «технология» вроде как называется) — по диплому биолог, но по нехватке часов взяла на себя и технологию. На родительском собрании отчитывает родителей: Ваши дети не в состоянии понять, чем рашпиль от напильника отличается!!!!
На вопрос: А вы им показывали?
Ответ: А где я вам их возьму!!? И вообще — у нас идет теория! И все нарисовано в учебнике и в рабочих тетрадях!!!!
А практика у них — хроническая уборка школьной территории.
Из-за нестыковки теории с практикой полкласса имеет трояк по технологии.
Воспитание любви к труду называется.
Ну и понятно — Кем заменить???
Учитель биологии простодушно объявляет: Пакет корма для попугаев — тройка за четверть, два пакета корма для попугаев и два для рыбок — четверка!
Слава Богу, хоть пятерку не продает — сдав кормов на четверку, можно попробовать ответить на пять. А вот не сдав корма — в любом случае двойку получишь.
Воспитание любви к природе называется.
А кем заменить???
А уж фразы учителей: я что захочу, то с вами, скотами, и сделаю, и ни хрена ваши родители не смогут, — так это уже, похоже, просто невинная шутка учителя. Юмор такой.
Как, скажем, у педагога-организатора (девица лет 30-ти отроду, не более, цитирую дословно): Что, козлы, расселись!!? Ну-ка, пальцы не топырьте, а то сейчас у вас, крутых, в штанах все всмятку будет. Валите отсюда, пока отпускаю, пока хлебальники целые!!!
Шестиклассники(!), жертвы этого монолога, мигом слетают с подоконника (сидеть на котором нельзя, понятно) и, ошарашенные, улепетывают.
Воспитание дисциплины называется...
Но кем заменить???
А еще можно ежедневно ставить перед классом трех-четырех бедолаг, и вопрошать: Когда ваши родители сдадут деньги на ремонт класса????
И так две недели подряд. Хотя дети сразу же слезно обещали 20-го, с аванса родительского, принести. Но — чтоб другие не расслаблялись — ведь ВСЕ СДАЛИ, КРОМЕ ВАС!!!! — и это делается две недели подряд.
Воспитание коллективизма называется.
И кем заменить???
А еще — юный хакер, сам сделавший и сопровождающий сайт папиной фирмы, получает двойку за год по ...информатике!!! Папа приходит к учительнице, а та попросту: Неча умничать, сеть он мне, понимаешь, оптимизирует!!! Если такой умный и пятерка нужна — принтер нам новый принесите, и нет проблем!!!
Воспитание инициативности называется.
Пять он получил — папе дешевле было принтер купить, чем от директора в очередной раз услышать: А кем заменить???
Прости меня, ШКОЛА — та, о которой мечталось в годы перестройки, которой ты должна была и могла стать, но ТА, КОТОРАЯ ЕСТЬ — пусть сама просит прощения у детей и родителей!!!
И жуткая череда пожаров в школах (сколько их на самом-то деле — двадцать??? тридцать???) — это материализация вопроса: КЕМ ЗАМЕНИТЬ!
На такой социальный статус учителя — НЕКЕМ!
На такую зарплату — НЕКЕМ!!!
И потому школы в прямом смысле этого слова сгорают от стыда за то, что творится в их стенах.
А реформы — все эти ЕГЭ, 12-летки, образовательные округа и прочие нормативные финансирования и ненормативная лексика, с применением которой впору о реформах тех говорить — это все игры чиновников. Их зарплата (точнее — доход, оклады у них якобы по той же ЕТС) позволяет им играть в любые игры.
А у учителя после всех распропагандированных повышений зарплаты реальная ставка даже при максимальном стаже ниже прожиточного минимума (ведь ТОЛЬКО на ставку можно работать не на износ и эмоциональное выгорание, а творчески, при этом сохраняясь как личность, и все эти нагрузки в полторы-две ставки не от хорошей жизни).
И кто будет работать с нашими детьми за такую зарплату?
А может, уже и там, наверху, давно тот же вопрос — кем заменить???? Вот и тасуют, как колоду затрепанную, одни и те же имена по управлениям-департаментам-министерствам.....
Так что остается (пока) одна надежда у ребенка: что если не сумеют защитить его родители от школы — так, может, сгорит она???
Тогда и защищать будет не надо.
P.S. Все истории невыдуманные. Более того — поймал себя на том, что внутренняя цензура не дала выплеснуть самые страшные из накопившихся, правда, потому, что в них происшедшее не столь типично. Не столь типично, видимо — пока еще. Но ждать этого, пожалуй, недолго осталось....
29 мая 2003 года.
P.P.S. Статья пролежала шесть с гаком лет — но, к моему сожалению, практически не устарела. Скажем, за прошлый учебный год я мог бы добавить несколько «школьных историй», с которыми довелось иметь дело, и которые могли бы продолжить этот ряд — но ничего принципиально нового они не несут. Все та же ненависть к детям. Все та же безнадежность и беспросветность... Можно дополнить историями про сдачу ЕГЭ, про то, как сдается ЕГЭ гарантированно и не очень дорого — но ничего нового то не добавит.
Можно много написать про технологии выкачивания денег из родителей «на благо родной школы» — но про то уже только ленивый не писал или не говорил...
Впрочем — можно и про энтузиазм и жертвенность отдельных УЧИТЕЛЕЙ, не перевелись они до сих пор, но дело то в том, что работают они ВОПРЕКИ системе. А система их старательно уничтожает.
Потому не стал дописывать или переписывать.
«Так было — так будет.»
?
Обсудить на форуме | Обсудить в ЖЖ