"Система против" и "крапивинские дети"

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> "Система против" и "крапивинские дети" >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/28/3


Дмитрий Лысенко

г. Киев

"Система против" и "крапивинские дети"

грустные воспоминания на заданную тему

Речь в этой заметке пойдёт об отрядах "крапивинской" системы, но давайте договоримся сразу - никакой "крапивинской" системы отрядов не существует, и существовать не может.

Это не противоречие. Раньше в Свердловской области существовало АРДО - Ассоциация Разновозрастных Дружин и Отрядов. В неё входили те, кто считал свои отряды "крапивинскими". Именно считали. "При всём своём уважении к ВПК должен заметить, что он за 30 лет работы так и не создал какой-либо методики", - это цитата из разговора с инструктором одного из отрядов.

Действительно, методики нет. Есть художественные книги, есть "Каравелла" - можно прийти и посмотреть. В "Каравелле" есть дети, хорошие, "крапивинские". Можно сказать, так и хочется притаиться за дверью и накидывать на всех выходящих из отряда курточки. И провожать их домой, и по дороге вести умные беседы. И посадить на колени, ласково поглаживая по голове: "Ну что, не плачь, не всё так плохо..." Мечта педофила. Это вам не "Драконы", которые посмотрят на тебя ясными глазами и пошлют... Нет, не на три буквы, а к врачу-сексопатологу. Провериться. Но что-то я отвлёкся.

Итак, крапивинской системы нет, не было и, думаю, не будет. Ну и ладно. Есть (или были?) отряды, себя к этой системе причисляющие. Что их характеризовало? Любовь руководящего состава к книгам ВПК и "Каравелле", занятия юнкоровским делом, фехтованием, ну, в общем, чем-то схожим с тем, что было у ВПК, и барабанщики, даже не так. Не барабанщики, а БАРАБАНЩИКИ, как символ и носитель какой-то сверх-идеи.

В большинстве случаев отряды создавались людьми, к педагогике отношения не имеющими. "А попробуем!" - говорили они. И пробовали. Так родилась "система против".

Прошу заметить, я не утверждаю, что данную систему создал ВПК, ничего подобного, но черты этой системы, присутствующие ранее (в 80-х-90-х годах) в "Каравелле", были возведены многочисленными подражателями в ранг "государственной" политики.

А начиналось всё примерно так. Молодой человек или девушка, "ушибленные одиночеством" (термин Сергея Лукьяненко), решал круто переменить жизнь и стать Командором. Он (или она) создавали отряд - находили помещение, набирали детей, и вот перед ними вставало два вопроса - "что делать" и "как удержать". Ну, что делать, понятно, у ВПК написано, а как удержать - что ли почитаем того же Крапивина.

Так рождались постулаты "системы против".

1. Мы не такие, как все. Мы особенные и уникальные. Мы - надежда общества. Там, на улице, - серость и грязь, и только у нас в отряде можно быть нормальным человеком. Инаковость. Детям вдалбливали в голову, что они "другие", что они лучше и чище остальных. И дети верили.

2. Вы дети, вы не такие, как взрослые, вы лучше и честнее и ни в коем случае не должны стать похожими на них.
У Д. Владимирова есть повесть "Когда гаснет звезда". Там автор развил эту мысль таким образом: "Когда рождается ребенок, появляется звезда, и между ней и ребенком устанавливается особая связь. Звезда - это душа, она дает тепло и согревает его и близких. Когда ребенок гибнет или перестает мечтать, из светлого становится темным или серым, звезда гаснет. И чем меньше звезд, тем хуже мир. "Но к сказкам мы вернемся позднее. После объявления своей инаковости и возведения детства в ранг святости идёт третье заявление:

3. Мы уникальны, мы посланники света и должны бороться со злом, наполняющим мир.
И тут начинается деление "свой - чужой". "Свои" поддерживаются всегда, даже если они где-то не правы, они "свои". А "чужие" – это вечные противники. И не имеет значения, кто это - дамы из пионерской организации, учителя в школе или соседний отряд. Они не такие.

Война позволяет мобилизоваться, это очень хороший выход – когда есть враг и возможность бороться, в жизни есть смысл. О, как сладостно ощутить победу над противником. О, как это приятно - поехать на юнкоровский слет и общим "каравелловским" блоком ударить по собравшимся, втоптать их в грязь, показать, что они - ничто. Выпустить за ночь газеты на восемнадцати ватманских листах - кто еще способен на такое? Только те, кто воюет. А когда воевать не с кем, противник побежден и растоптан - найдем нового. Мы уже вошли во вкус и не можем остановиться. Так появилась КОНТР-ВТ и враг номер один – Ваня Тяглов. Бедный Ваня, он ввязался в войну, победить в которой не мог. Он ведь воевал не с людьми, а с системой - и система его раздавила.

"Мы не думаем о последствиях,

Мы идем, сжигая мосты..."

писала Ю.Безруких в "Марше Командоров". Эти слова оказались пророческими, хотя и несколько не в том смысле - мы действительно не думали о последствиях наших поступков и не представляли, к чему это ведет. Пока не стало слишком поздно. Книги ВПК - опасное оружие в умелых руках. А люди, входящие в АРДО, были умелыми. Сейчас я общаюсь со скаутами, у меня огромное количество знакомых руководителей, но среди них нет, почти нет, людей, умеющих так умело управлять сознанием ребенка. Если посмотреть на АРДОвские фотографии прошлых лет, вы удивитесь - удивитесь такому количеству "крапивинских" детей и их широко открытыми глазами, ободранными коленками - детей, созданных для "накидывания курточек..." Почему их так много? А ведь это не загадка, а наоборот - разгадка.

В отрядах оставалась только определенная категория людей и отбирались дети по трем критериям (часть неосознанно):
1. Симпатичность. Ну какой крапивинист станет работать с несимпатичными детьми?
2. Неприкаянность, одинокость - легче работать с теми, у кого нет особых друзей на улице, у кого не все в порядке с семьей - тогда отряд становится домом.
3. Внушаемость. Дети гораздо внушаемей взрослых и если вы им нравитесь, они вам доверяют - вы можете им внушить все, что угодно, лучше всякого Кашпировского. И если в первых двух критериях нет ничего плохого, то третий - вещь страшная. Мы, новоиспченные командоры, уподобились Богам, создавая из податливой, как глина, детской души свою мечту. Внушая им свои мысли, идеи, взгляды на жизнь. Превращая их, пусть не в точную копию, но в подобие Тиков, Гелек Травушкиных и Братиков.

Ты знаешь, Братишка, нашел я в траве

придорожной

Вчера барабан, и нашел клинок в ножнах.

И мне показалось, что в пятнах от

крови трава.

Наверно, вчера, нет, конечно, вчера,

Ну, в общем, пойми же, Братишка, -

война.

Какие только средства не использовались для создания нового типа детей - книги ВПК, песни (крапивинские и свои, ведь не зря большинство командоров подражали мэтру), свечки. Да, свечка была одним из самых сильных психотехнических средств. Дети садились в круг, зажигалась свеча, выключали свет и командор начинал говорить. Он мог рассказывать сказку, мог петь, мог просто беседовать с детьми о чем-то, но главная задача была создать атмосферу доверия, когда защитные блоки отключатся и внушаемость ребенка повысится. Особенно хорошо это проходило, когда командор сам верил в свои слова.

И они верили.

Есть в "крапивинской" системе такой термин - "присоединение и ведение", ввел его, кажется, Дима Лысенко, который всегда страдал любовью к классификации и красивым названиям. Суть этого метода сводится к тому, что командор сначала присоединяется к ребенку, ставя себя в "детскую" позицию, показывая, что он такой же, устанавливает дружеские (братско-отцовские?) отношения и после этого ведет за собой. В "Лунном пламени", например, дети были достаточно разобщены внутри отряда, но не разбегались, так как были намертво завязаны на командоре, а позже еще и на других инструкторах. Но шло время, дети вырастали, и из милых симпатично-беззащитных, таких "крапивинских" детей получались далеко не такие милые подростки. Ведь внушаемость - палка о двух концах, если уж ты ухитрялся сделать ребенка особо внушаемым - не удивляйся, что плодами твоей работы воспользуется кто-то еще и не с такой "благородной" целью.

Да, дети взрослели и начинали что-то понимать, ведь нам до них уже не было дела, мы не работаем с подростками и не "крапивинский" это возраст. Сами уже могут о себе позаботиться, а у нас новые дети, новые любимчики. Круг замкнулся.

Проблема старших - это проблемы, которые в 90-х годах не были решены даже в "Каравелле" - хорошо, если у выросшего, точнее, выращенного, как в зоопарке, ребенка лежит душа к работе с детьми - он станет помощником. А если нет? Подросшие дети начинают мешать, они ревнуют руководителя к новичкам, требуя того же тепла и той же любви, что была раньше, Требуя и не получая. Выход один - перевод на "свободное расписание" (появляйтесь, когда хотите, но не тогда, когда идут занятия), выпуск – до свидания. И под барабанный бой плачущий от горя (или счастья) командор пинком вышвыривает бывших детей за дверь.

Это проблема не только "крапивинской системы" и "Каравеллы" – так везде. Никакое детское объединение не может себе позволить работать со "стариками" - если хочет продолжать работу с детьми. Читайте "Технологию группы" Ланцберга и Кордонского. Если не хотите "бунта стариков" - от старших надо избавиться. У скаутов, например, вышедшие из скаутского возраста дети переходят просто в новый отряд и где работают с "роверами" (со старшими скаутами). Новый руководитель, новая программа - но все-таки не улица.

Выпуск старшей группы - это не так страшно. Не так страшно в простых объединениях, а в "крапивинской" системе это трагедия для подростка. Все, чему его учили, рушится на глазах. Любимый командор - друг, брат, отец - становится чужим и далеким и выгоняет ребенка туда, на УЛИЦУ, к врагам. И вот еще на одного "ушибленного одиночеством" становится больше. Некоторым удается адаптироваться к внешним условиям с минимумом потерь, особенно если "ушли из отряда" не одного, а целую группу, или если ребенок уже успел перерасти детские страхи и привязанности. Некоторые ломаются. И когда командоры собираются обсудить проблемы, кто-то говорит - "Помните такого-то? Спился, со шпаной связался..." "Да, жаль. А такой славный был ребенок..."

Блин. Да кто же его сделал таким неприкаянным, мечущимся по жизни в поисках ниши, в которую можно спрятаться от холода одиночества? Нет, не манекены и канцлеры сделали его таким. Мы.

И в "Каравелле" такое бывало. Не раз и не два, благо со многими общался - теперь у них все в порядке, а сначала... Не потому ли у ВПК так часто гибнут дети? Чтобы из них, не дай Бог, не выросли обычные серые, а еще хуже, одинокие и уставшие от жизни взрослые? Стоит задуматься.

Да, мы не такие, как все. Затерянные на разных островах одиночки, пытающиеся создать, отстроить разрушенные нами же мосты. Иногда это удается. Чаще нет.

"И мы строим мосты, больше нечего делать.

Но нам по ним никуда не дойти.

И мы живем на разных островах

Я не знаю, где мой остров -

но мы слишком далеки."

Мы - командоры. Гордые и одинокие. Бросившие вызов Вселенной и боящиеся даже себе признаться, что мы просто испуганные и разочаровавшиеся в жизни люди. Люди, которые не нашли себе места в обществе и создавшие для себя маленькие заповедники, экологические ниши, где и только где чувствуем себя НОРМАЛЬНЫМИ И НУЖНЫМИ.

"Я командор затерянного острова,

Я командор давно забытых песен".

Проходит время. Часы неумолимо отсчитывают минуту за минутой. Минуты складываются в дни, года. Мы взрослеем.

"Нет, мы не взрослеем,

Мы просто стареем..."

Система рушится, друзья исчезают. Свердловск оказывается так далеко и в него уже не можешь летать каждый месяц как раньше, да и летать почти не к кому. Дети выросли. Командоры поняли что к чему и бросили свои отряды на произвол судьбы. Братья забыли тебя и не пишут. И вот ты один. Рядом полно людей, но они другие, они не понимают тебя и ты готов выть на луну, биться головой об стену. Ты понимаешь - то, что было раньше, - плохо, но сердцу это не объяснишь. Странная вещь одиночество. У меня есть семья. Жена, ребенку восемь месяцев. Есть отряд. Новый, совсем не "крапивинский", скаутский, хороший отряд. Нас любят другие отряды, приглашают в свои лагеря - мы умеем работать. Хорошо умеем, это привычка, оставшаяся еще со времен АРДО. Но это не то. Не та система отношений, нет особой любви - нет в отряде второго Дэмы, который мог позволить себе разбудить меня в восемь утра просто для того, чтобы пообщаться. Я уже не командор, я - скаут-мастер. В отряде подросла старшая группа - скоро им уходить и будет до слез обидно, когда мы распрощаемся - столько труда вложено в этих ребят. Но я надеюсь, что отряд не был для них зоопарком и они готовы к жизни.

- Слушай, а ты не голубой? - вопрос, немыслимый в "крапивинской" среде, тут считается уместным. Дети готовятся к жизни и к опасностям, которые их подстерегают.

"Крапивинская" система. Господи, мы только сейчас поняли, что воспитывали идеал не только "крапивнутых", но и всяческих педофилов - которые тоже очень любят детей. Симпатичных, беззащитных, с большими, широко распахнутыми глазами. Слава богу, нас эта чаша миновала. Не было в нашей системе таких. А сейчас навалом.

У меня много знакомых, работающих с детьми, и среди них, к сожалению, немало голубых - и как сложно порой отличить от "крапивнутых" - то же желание приласкать ребенка, посадить на коленки, погладить по голове или наоборот, ласково растрепать волосы, защитить от ветра, дождя и холода своей курткой или собой. А в глазах та же любовь, то же немое обожание. Кстати, многие из этих голубеньких еще и крапивинисты к тому же, ведь книги ВПК, как объяснял мне один из них перед тем, как получить по морде, дают такой простор для эротических фантазий.

А может все мы, свернутые на детях, на "крапивинских" детях, слегка голубые? Может, сидит в нас в глубине что-нибудь этакое и только и ждет, чтобы вырваться наружу? В свое время этот вопрос очень волновал меня и я ходил консультироваться к своему учителю по психологии. Он меня успокоил, и я успокою вас. Сидит. В глубине души, в самом темном закоулке, есть где-то эдакая повернутость в сексуальной ориентации. Вы сами можете этого не осознавать - но если вам нравится по-братски обнимать детей, гладить их по голове и т.д., значит, есть что-то. Недаром, в Риме, например, симпатичный мальчик стоил гораздо дороже девочки. Вот так, задумайтесь...

Нет, я не утверждаю, что завтра вы наброситесь на детей и начнете их насиловать. Упаси Бог. Скорей всего, эта склонность так и останется похороненной в закоулках вашего подсознания - и черт с ней. Отклонения есть у всех - и это не самое опасное, пока вы не переходите через грань, отделяющую любовь платоническую от любви физической. Но грань тонка.

У меня есть один знакомый, на примере которого можно посмотреть, как все происходит. Увлечение Крапивиным (это не причина, а следствие, причина внутри), начало работы с детьми - коленки, курточки, похлопывания, поглаживания, а потом резкий переход: "Я снимаю фильм, попозируй мне голым..." Что делать с таким человеком? Посадить? Фактов нет. Никто из детей не подаст заявления. Мне расскажут, а милиции нет. Избить? Били - не помогает. Убить? Извините, не наш путь.

Если бы это было единичное явление, тогда, пять лет назад, я пытался что-то сделать, боролся, переманивал у него детей, проводил с ними беседы... А потом был следующий знакомый, и следующий. И все они любили "крапивинских", не испорченных улицей, еще верящих улыбающимся людям, видящих в них старших братьев...

Кстати, для информации, имен называть не буду, но был в "Каравелле" инструктор с весьма странными наклонностями. Сейчас, слава Богу, нет. Но от повторения никто не застрахован. Если вы работаете с детьми, объясните им, что улыбающийся дяденька, пытающийся обнять ребенка, дарящий ему подарки и разыгрывающий из себя эдакого Ярослава Родина, может на поверку оказаться последней сволочью.

Не стесняйтесь говорить с детьми о гомосексуализме и педофилии - пусть исчезнет часть "крапивинского" очарования (как можно назвать очаровательным ребенка, который вырывается при попытке усадить его на колени, а в случае чего еще и стукнуть может...) Может, это, в какой-то мере, защитит их от всяких ублюдков.

Правда, есть люди, которые все равно прорвутся через все блоки. Ведь детям так хочется кого-то любить, особенно если они одиноки.Тем более, если это особые, отрядные дети. Но все это тема отдельного разговора, а педофилия все-таки не относится к "системе против" и ВПК ни в коей мере не послужит причиной ее возникновения.

Итак, "крапивинской системы" - нет. Никто ее не создал, и единственный "крапивинский" отряд из известных мне, - это "Каравелла". У других могут быть очень похожие атрибуты - яхты, рапиры, барабаны, любовь к книгам ВПК - но это другие отряды (например "Винджаммер" - скаутский). Ну и Бог с ней, системой. Одного боюсь, что где-то, начитавшись книг Крапивина, подростки начнут создавать отряды "по образу и подобию", не имея, как и мы когда-то, за спиной ничего, кроме энтузиазма, любви к детям, одиночества и книг Крапивина. И опять всплывет "система против" в новой, возможно еще более уродливой форме.

"Я б в Крапивины пошел,

Пусть меня научат."

Но все равно, отряды создаваться будут. И если вы решите работать с детьми, причем не просто с кружком, а именно с отрядом – обратите свой взор к скаутам. Там есть методики. Существуют организации, в которых, возможно, вам смогут помочь литературой и советом. Существуют курсы скаут-лидеров. Может быть, скаутская система поможет, в какой-то мере, решить вашу проблему одиночества. Только не пытайтесь изображать из себя богов и создавать удобных детей. И не ищите врагов - мир можно изменить и без оружия и войн.

Готовьте детей к тому, что они вырастут и тогда, может быть, смогут хоть что-то изменить. Воспитывайте не будущих неудачников и одиночек, а людей, способных добиваться успехов и радоваться жизни. Умеющих жить в этом мире, ведь если присмотреться, он не такой уж и серый.

Может быть дети, воспитанные вами, никогда не станут революционерами или гениями - но если они просто смогут быть счастливы и избежать ваших ошибок - это лучшая награда за работу.

Когда-нибудь они скажут вам спасибо.

На этом разрешите закончить,

P.S. Эта заметка получилась не совсем такой, как я хотел – может быть где-то сумбурной и несвязной - но я не стану ее править. Что написано, то написано. Я не ставил себе целью поделиться каким-то опытом, чему-то научить, показать какой-то путь. Просто я написал о том, что было. Это воспоминание, а не исследование проблемы "системы против" или педофилии. Это мои чувства и переживания, а не научный анализ событий. И если вам что-то непонятно, возникнут вопросы - пишите, я отвечу. Жаль, нет рядом Артура, с ним было бы легче писать. За логику у нас отвечает он, я за эмоции. И свою память.

P.P.S. Извини, Юра, не получилось "рассказа о положительном". Только правда, а правда, увы, не слишком весела. А если хочешь, чтобы я рассказал о чем-то положительном - это тоже можно. О "Лунном пламени" - его славной жизни и бесславной гибели. О командорах АРДО - как жили, во что верили, к чему стремились, как стали друзьями, "братьями" и "сестрами" - и как распались, практически перестав общаться. О самой АРДО - о сборах, лагерях, сказках. Там было много хорошего и интересного. Скажу честно, больше таких людей и таких детей я не встречал. Нам было по-настоящему тепло вместе, и, если не вдаваться в критику "системы против", забыть о ней - это было классно. Мы просто жили - мы просто жили... И распались.
Могу рассказать, как никому не известный Д. Лысенко из Киева стал командором АРДО и "Л.П.", после ухода "Каравеллы", заняло, в чем-то ее место. И как однажды все забыли имя Димы, враги стали называть его "Лысенко", а друзья "Командором", и как он, в результате, потерял многих друзей, став не человеком, но символом. Могу рассказать о Первоуральском отряде "Эспада" и об их "пятнадцатилетнем командоре" Василине. Любимице АРДО, писавшей великолепные сказки и песни. И как она пыталась "уйти через мередиан".
О многом могу рассказать, только, к сожалению, у этих историй грустный конец. Правда, может быть это я пессимист, и все не так плохо. А твое восхищение "Каравеллой" я понимаю. Только для меня "Каравелла" закончилась тогда, в начале 90-х, когда люди, которых я любил, ушли из отряда. И я не согласен, что тогда отряд "еле держался на плаву". А отряд при Егоре я тоже видел. Он мне меньше нравится.
Но дело не в том, что "Каравелла" начала 90-х и современная – это разные отряды, и во мне говорит ностальгия. Может быть, если я появлюсь там сейчас, мне понравится. Но я буду воспринимать ее как новый отряд, пусть и со старым названием. И, по-моему, мы в "Л.П." поступили честно, сменив вывеску на "Дракон". Это совсем другой отряд - не смотря на то, что руководитель один и тот же, да и до сих пор в "Драконе" есть воспитанники "Лунного Пламени". Пусть у нас похожие традиции, похожие принципы работы - но с уходом Вани и других инструкторов, с уходом старшей группы, отряд стал другим. Мы это поняли, и честно поменяли название. В "Каравелле" этого не сделали. Их право.

Сколько их, разных "Каравелл" было? Раньше Крапивинская, позднее Тягловская. Теперь "Каравелла" Подолинского. И ты мне скажешь, что это тот же отряд? Тогда извини, но ты не очень разбираешься в групповой психологии. Перечитай Ланцберга и Кордонского, может быть, найдешь что-то интересное. На этом действительно все.


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования