Школьное ученическое самоуправление
Учебник.
Оглавление
- Предисловие
- Глава 1. Цели ученического самоуправления.
- Параграф 1. Сложное слово "самоуправление".
- Параграф 2. Изменяем школу?
- Параграф 3. Изменяемся сами - изменяем общество.
- Параграф 4. Повторение пройденного, или работа над ошибками.
- Глава 2. Правовые основы ученического самоуправления.
- Параграф 5. Что говорит закон.
- Параграф 6.Активисты, объединяйтесь!
- Параграф 7. Берем власть!
- Параграф 8. Берем власть-2!
- Параграф 9. Берем власть-3!
- Параграф 10.
- Глава 3. Модели ученического самоуправления.
- Параграф 11. Этажи ученического самоуправления.
- Параграф 12. Либо играем, либо заседаем!
- Параграф 13. Парламент? Правительство? Актив? (разговор первый)
- Параграф 14. Парламент? Правительство? Актив? (разговор второй)
- Параграф 15. Замысел воплощается в жизнь.
- Параграф 16. Кое-что о выборных технологиях.
- Послесловие.
- Приложения.
- 1. Правовые основы школьного ученического самоуправления в России (выписки из нормативных документов)
- 2. Типовое положение о представительном органе ученического самоуправления
- 3. Пример положения об исполнительном органе ученического самоуправления.
- 4. Службы примирения в системе школьного самоуправления.
- 5. Полезные ссылки.
Дорогой Читатель!
В своей жизни тебе наверняка пришлось прочитать немало учебников. А если ты - не взрослый человек, у которого школьные годы давно остались в прошлом, а ученик или учитель, то ты держишь в руках учебники почти каждый день.
Учебников стало так много, что теперь они с трудом вмещаются в школьный портфель. Авторы этих умных книг изо всех сил стараются передать свои знания школьникам, чтобы они выросли грамотными людьми.
Этот учебник - совершенно другой. Он не поможет тебе получить пятерку и не спасет от заслуженной двойки. Но в школьной жизни он пригодится наверняка. Особенно если ты хочешь, чтобы жизнь в твоей школе менялась к лучшему.
Итак, ты начинаешь читать
УЧЕБНИК ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Возможно, слово "самоуправление" тебе уже хорошо знакомо. Это значит, что в твоей школе работает школьный парламент, школьное правительство, школьный совет или орган ученического самоуправления с каким-нибудь другим названием.
А может быть и так. Ты впервые слышишь о том, что ученики могут заниматься каким-то там "самоуправлением". Что ж, не беда: если тебе станет интересно, то ты сможешь отвечать на наши вопросы и выполнять задания. Благодаря этому, с самоуправлением познакомишься не только ты сам, но и твои друзья, родители, учителя. Вполне возможно, вы захотите наладить самоуправление и в вашей школе.
Этот учебник написан на основе опыта работы Юниорского союза "Дорога" - детской общественной организации из города Петрозаводска. "Дорога" несколько лет помогает ребятам налаживать в школах работу ученических советов, детских правозащитных приемных, служб примирения. Работая вместе, школьные активисты и лидеры союза "Дорога" размышляют: что же такое "ученическое самоуправление"? в чем его роль в жизни современной школы? как самоуправление может стать нужным самим ученикам? Эти вопросы ты встретишь и на страницах учебника. А ответы на них - выбирать тебе самому!
А теперь, дорогой Читатель, позволь представить тех, с кем тебе предстоит общаться. Итак...
Крупнейший специалист по ученическому самоуправлению, доктор школьных наук, профессор Ю.С.Дорога.
- Здравствуйте, уважаемый профессор! Позвольте начать наше знакомство с вопроса: что заставило Вас посвятить свою научную карьеру теме ученического самоуправления?
- Видите ли, мне очень хочется, чтобы школа не отставала от времени. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и "выйдут в жизнь". Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Делает ли это наша школа? Увы, не всегда. К сожалению, еще не все педагоги поняли, что школа должна меняться. Что ученики приходят в школу не за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И если в школе не будет работать ученическое самоуправление, то вряд ли она сможет идти в ногу со временем.
- Но, позвольте! - скажут наши читатели, среди которых есть и учителя. - Вы говорите очень странные вещи! Все знают, что главное для школы - качество образования. В ногу со временем идут, в первую очередь, те школы, которые смогли стать лицеями и гимназиями. В них работают лучшие учителя и учатся лучшие ученики. И им абсолютно безразлично, есть в их школе ученическое самоуправление или нет.
- В том-то и беда, что многие до сих пор путают качество образования и качество обучения. Уже более десяти лет действует Закон об образовании, который трактует образование как "воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства". Заметьте, слово "воспитание" стоит в законе на первом месте. Но, к сожалению, многие школы до сих пор не сняли со стен старый лозунг "Учиться, учиться и учиться!". Я вспоминаю забавный случай, который произошел в одном из лицеев. Совет ученического самоуправления этого лицея решил организовать турнир по школьному КВН. Администрация лицея дала свое согласие на проведение этого мероприятия, и команды старшеклассников начали готовить "фирменные шутки". Но вдруг за несколько дней до турнира завуч лицея заявил: "КВН отменяется!" - "Почему?" - изумились активисты. "Потому что мы - Лицей! Для нас главное - учеба! Ваш КВН будет мешать лицеистам учиться и приведет к снижению уровня успеваемости за полугодие." Активистам осталось только развести руками. Мне кажется, что в подобных школах ребят могут научить успешно сдавать экзамены, но никогда не смогут подготовить их к взрослой, самостоятельной жизни. Представьте себе человека, который стоит на оживленном перекрестке с чемоданом знаний и не знает, куда ему пойти. Стоит он и думает: "Я закончил престижный лицей, мне дали столько знаний... Но какой опыт есть у меня за плечами, кроме опыта выполнения домашних заданий? Что я умею в жизни? Какая из этих дорог - моя? И, если у меня нет ответа на эти вопросы, то зачем мне этот чемодан?.." Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни. И роль в этом ученического самоуправления...
- Самоуправления, самоуправления... Вас, профессоров, хлебом не корми, дай только побормотать что-нибудь этакое умное-преумное!..
- Стоп-стоп-стоп! В наш разговор вклинился второй собеседник - Федор Пессимистов. Он учится в одной из петрозаводских школ, знает школьную жизнь, что называется, не понаслышке, и поэтому его мнение для нас будет особенно интересным. Ну, Федя, раз уж ты перебил нашего уважаемого профессора, теперь высказывайся! С чем ты хотел поспорить?
- А что сразу я-то? Все Федя да Федя... Вы в школу-то давно заглядывали? Вы, доктора наук, там не учитесь. Вам хорошо рассуждать! А ко мне вчера подходит Мариванна, наша классная, и говорит: "После седьмого урока иди к завучу". Я пошел. Там собрали по одному человеку от каждого класса и объявляют: "Вы теперь будете школьным парламентом. Сегодня решаем вопрос о запрете курения в школе. Кто за?" Все подняли руки и быстренько пошли по домам. А с утра по классам объявили, что школьный парламент решил штрафовать всех, кого в школе с сигаретой заметят. Один перекур - червонец. И на стенд список членов парламента повесили. Я сегодня весь день из-за этой истории от школьных курильщиков убегал...
- Ха-ха-ха! Ну ты, Федя, насмешил! Ой, извините, здрассте!
- Здравствуй, здравствуй, Василий. Вы уже догадались, что пришел наш третий собеседник. Это Вася Активистов. Он - тоже петрозаводский школьник, но, в отличие от Феди, в ученическом самоуправлении Василий участвует давно и активно. Как говорится, опытный кадр. Что же, Вася, так насмешило тебя в грустном рассказе Феди Пессимистова?
- Да то, что у нас в школе была очень похожая ситуация. Только развивалась она с точностью до наоборот. Начнем с того, что депутатов в наш школьный совет выбирали сами ребята, а не "посылали" учителя. Так вот, однажды к нам обратились старшеклассники. Они пожаловались на то, что им запрещают курить в туалете, а другого места для курения в школе нет. Не курить совсем они не могут, потому что, извините, со второго класса привыкли. Школьный совет решил, что с этим надо что-то делать, и предложил директору оборудовать место для курения. Директор велел завхозу открыть черный ход и поставить у крыльца мусорницы. Теперь у курильщиков есть место для курения, и им больше не надо прятаться по туалетам. Всем остальным не приходится дышать табачным дымом. И никто ни от кого не бегает.
- Твоя, Василий, точка зрения понятна. А какой же вывод из Фединого рассказа делаете Вы, профессор?
- Вывод прост - Федя причисляет к самоуправлению то, что вовсе им не является. Какое же это самоуправление? Завуч собрал детей, назначенных учителями, и они, как в "старые добрые времена", якобы от имени школьников "проштамповали" готовое решение. К сожалению, такое "самоуправление" в наших школах - не редкость. И одна из причин этого состоит в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление. Для того, чтобы восполнить этот пробел, и нужен наш учебник.
Теперь, Читатель, ты знаком с персонажами, которые будут вести с тобой разговор об ученическом самоуправлении.
В конце параграфа, как и положено в учебнике, ты найдешь задание. Мы будем рады, если ты захочешь его выполнить!
Домашнее задание:
1.
Узнай, есть ли в твоей школе ученическое самоуправление.
2.
Расскажи об ученическом самоуправлении твоей школы. Как называется орган ученического самоуправления, как он избирается, что он делает? Как к его работе относятся ученики и учителя?
3.
Обсуди со своими друзьями и знакомыми этот материал нашего учебника. Расскажи, как они отнеслись к прочитанному. Что вызвало интерес? Что осталось непонятным? Какие возникли вопросы?
Далее - Глава 1