Опережающее образование как стратегия социализации детей, утративших родительскую опеку

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Чужой ребенок >>
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ, УТРАТИВШИХ РОДИТЕЛЬСКУЮ ОПЕКУ
>>
Опережающее образование как стратегия социализации детей, утративших родительскую опеку
>>

https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/26/9/8


Асиньяров Г.З.

доцент НГПУ, Г. Новосибирск

Опережающее образование как стратегия социализации детей, утративших родительскую опеку

1. Общеобразовательная школа не может обеспечить успешное обучение детей, утративших родительскую опеку, поскольку существенная часть школьного обучения зависит от условий жизни и деятельности школьника вне школы, от способа жизнеустройства ребенка в том числе.

2. Существующий разрыв между требованиями к ребенку и его реальными образовательными возможностями со временем пребывания в общеобразовательной школе увеличивается, степень педагогической запущенности, как правило, растет. Обычно такие дети переводятся в классы коррекции или оставляются на второй год. Некоторые из них попадают в специализированные вспомогательные школы. Возможна ли в современных условиях иная образовательная траектория для ребенка, утратившего родительскую опеку?

3. Одним из путей преодоления разрыва между требованиями общеобразовательной школы, а в последующем, большого социума и реальными возможностями учащихся (воспитанников) является опережающее образование, призванное обеспечить ускоренное формирование важных базовых способностей, существенно ускорить обучение детей и позволяющее догнать им своих сверстников. Идея "экспресс-обучения" (ЭО) реализована в порядке эксперимента на базе Детского дома-школы #59 г. Красноярска [1]. В настоящее время разворачивается подготовка педагогов "экспрессников", направленная на освоение способов формирования образовательных программ с учетом конкретной ситуации ребенка. Эксперимент показал, что, пройдя экспресс-обучение и догнав своих сверстников, учащиеся становятся "локомотивом" в своем классе. У них появляется дополнительный ресурс для дальнейшего успешного образования.

4. Надо отметить, что ЭО требует особой со-организации управленцев, педагогов, психологов и детей, а также требует создания необходимой нормативной базы. Например, ЭО не может быть построено на принципах почасовой оплаты труда педагогов, поскольку педагоги утрачивают интерес к максимально быстрому обучению ребенка.

5. Другой эффективный путь выращивания образовательного ресурса ребенка, апробированный на учащихся старших классов детского дома, состоит в создании целостной образовательной среды. Действительно, проблема ребенка-сироты состоит в нарушении необходимых социальных связей и отношений, а не в сложности общешкольной программы. Проблема состоит в отсутствии того, что обычно обеспечивается родителями. Интерес к образованию во многом инициируется окружающими взрослыми, для которых образование является большой ценностью. Однако внутри детского дома создать подходящую образовательную среду практически невозможно. Поэтому нами была предпринята попытка организовать интенсивное образование за пределами детского дома путем периодического погружения детей в целостную образовательную среду выездных школ "Нооген", построенных на принципах интенсивного образования[2]. По сути дела, детям, утратившим родительскую опеку, удалось воссоздать условия детско-взрослой совместности на материале образовательных ситуаций с последующей социально-педагогической поддержкой возникающих личностных изменений. Отличительная особенность выездных школ-погружений "Нооген" состоит в том, что в них создается образовательная среда и условия полноценной жизнедеятельности при плотной психолого-педагогической поддержке каждого ребенка. Если в общеобразовательной школе, построенной на принципах классно-урочной системы, учащиеся усваивают готовый материал учебного предмета, то в школе "Нооген", они вместе с педагогами конструируют и исследуют предметный материал, решая задачи повышенной сложности. В процессе коллективного решения ноогеновских задач и их обсуждения актуализируются и формируются творческие способности ребенка, его субъектный ресурс и образовательные притязания, необходимые для последующего успешного образования. С одной стороны, полнота образовательного процесса достигается за счет того, что возникающие у детей при решении задач разнообразные трудности преодолеваются в специально организованных психологических тренингах и тьюторской поддержке. С другой стороны, полнота достигается за счет разворачивания разнообразных творческих студий под руководством увлеченных своим делом взрослых.

6. Интенсивные школы развития "Нооген", как показывает опыт работы с детьми Детского дома-школы #59 г. Красноярска, позволяют значительно повысить личностный образовательный ресурс ребенка, необходимый ему для успешной самореализации, как в рамках общеобразовательной школы, так и за ее пределами. Дети перестают бояться трудных учебных и жизненных задач, выбирают для своего последующего образования более престижные учебные заведения, в том числе вузы. Сами выстраивают образовательную перспективу с учетом реальных жизненных обстоятельств.

7. Помимо образовательных эффектов, обеспечивающих долгосрочную перспективу успешной социализации, выездные школы развития "Нооген" обладают ресурсом непосредственной социализации, если в них предусмотрено участие детей, имеющих родителей. В таких школах завязываются тесные связи и формируются близкие дружеские отношения между детьми социально благополучными и детьми, утратившими родительскую опеку. Эти отношения служат в дальнейшем опорой для успешной социализации.

8. Выездная школа развития "Нооген" является авторской, она проектируется и проводится группой специально подготовленных педагогов и психологов при участии воспитателей (и/или учителей) детского дома. Участие представителей детского дома чрезвычайно важно, поскольку после погружения детям нужна поддержка в привычной для них среде. Возникшие изменения могут угаснуть, если взрослые их не заметят или останутся безучастны. Одновременно "Нооген" оказывается местом повышения квалификации для воспитателей.

9. В заключение надо заметить, что вышеописанная деятельность предполагает дополнительные затраты, как организационные так и финансовые. Существующие нормативы эти затраты не предусматривают. Означает ли это, что образовательную ситуацию детей (утративших родительскую опеку и, тем самым, родительскую образовательную поддержку), невозможно изменить? Образовательная программа "Нооген" в Детском доме - школе #59 г. Красноярска прервалась, поскольку она лишилась поддержки завода-опекуна, предоставлявшего условия для проведения выездных школ. Значит ли это, что ситуацию детей сирот невозможно изменить без поддержки широкой общественности и государства?

 

Список литературы.

1. Асиньяров Г.З., Ивасенко П.С. Дети "переростки": экспресс-обучение в детском доме. // Внешкольник, # 10-11, 1999 , с. 13-14.

2. Ефимов В.С., Ермаков С.В., Лаптева А.В. и др. Возможные миры. Практика творческого мышления. М., Интер-Пракс, 1994.




Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования