Интервью с уникальным детским домом
Михаил Кордонский
Одесса
Светлана Катаргина
г. Железногорск, Красноярский край,
директор детского дома
Здравствуйте, Железногорский Детский Дом!
Я Михаил Кордонский, возможно, Вы помните меня по статье в Вашем сборнике "Современные подходы к решению проблем детей, утративших родительскую опеку". Может быть, Вы читали и другие мои статьи на тему о беспризорных в педагогической и общественно-политической прессе.
Целью всех моих публикаций было найти позитивный опыт социализации беспризорных. В каждой статье открытым текстом задавался этот вопрос. Приходили отзывы и информация... но Ваш случай резко выделяется из других, просто на порядок. Он уникален. Вопрос о неполноценности поиска с помощью Интернета предлагаю пока отложить; если он для Вас важен, то обсудим его отдельно. Пока скажу только, что мои статьи публиковались не только в сетевых, но и в бумажных изданиях.
Естественно, мне хотелось бы написать статью о "рецепте успеха". Собственно, за помощью в этом я к Вам и обращаюсь.
Теперь вдохните... и не обижайтесь на вопросы, потому что я ехидный и желчный. Надеюсь, Ваш психолог Мария Миркес подготовит Вас, и вы не обидитесь, и интервью получится.
Вопрос I.
Если я правильно понял, акция "Детей на лето в семью" заключалась в том, что воспитанники детского дома провели лето в обычных благополучных семьях. Если бы у Вас сохранился подробный отчет... Вы, наверное, вели учет? Мне ведь не нужны конфиденциальные данные: фамилии и адреса детей и семей. Пусть они будут под псевдонимами или номерами. В идеале мне нужны анонимные, но полные данные.
Ответ.
Первая акция в г. Железногорске "На каникулы - в семью!" проходила с апреля по сентябрь 2002 года. Организаторами акции были железногорский Детский дом и "Сегодняшняя Газета-26" при поддержке городской администрации, железногорского отделения Сбербанка России, сотрудников "Школы Антропоники".
Акция проводилась с целью:
- предоставления опыта проживания в семье нашим детям;
- создания возможного образа собственного будущего, будущей семьи у воспитанников Детского дома;
- привлечения внимания городской общественности как к проблеме летнего отдыха воспитанников детского дома, в частности, так и к проблеме сиротства, вообще.
- создание условий для дальнейшего развития различных форм семейного жизнеустройства детей, таких как усыновление, опекунство, патронат и т.д.;
- налаживания и развития партнерских отношений Детского Дома с организациями и учреждениями города, так или иначе связанными с проблемой сиротства;
В результате акции 25 воспитанников провели летние месяцы в семьях горожан (см. таблицу 1).
Вопросы серии II.
- Как находились семьи, желающие участвовать в акции?
- Кого оказалось больше, семей, желающих временно принять ребенка, или детей?
- Всем ли семьям, заявившим о желании, давали детей? Или кого-то "забраковали"?
- Устанавливался ли при передаче ребенка срок его возвращения в детский дом? Из названия акции ясно, что да, потому что "лето" - это срок. Но этот вопрос о точных датах, и каким образом они устанавливались: устно, или каким-то документом?
- Были ли случаи, когда ребенок возвращался из временной семьи досрочно, раньше запланированного срока?
- Были ли случаи, когда в семью, из которой один ребенок вернулся, отправили другого ребенка?
- Были ли случаи, когда ребенок, досрочно вернувшийся из одной семьи, направлялся в другую?
Ответы, серия II.
Акция проходила в три этапа.
Первый этап "Знакомство" был рассчитан на 2 месяца (апрель, май).
Он состоял из еженедельных публикаций в городской газете материалов, представляющих:
- воспитанников железногорского детского дома;
- основные принципы и концептуальные идеи в подходах к решению проблем сиротства. "Прямой эфир" с директором Детского дома С.Г.Катаргиной;
- комментарии и консультации специалистов по детству в части оказания психологической, правовой помощи гражданам, желающим принять ребенка в семью;
- описание первых шагов и текущих результатов проходящей акции членами коллектива детского дома;
- рассказы воспитателей об опыте работы с детьми-сиротами;
Статьи готовились журналистами редакции городской газеты при непосредственном содействии специалистов Детского дома. До опубликования все материалы прочитывались и еще раз согласовывались с директором. В газете материалам отводилось стационарное место.
Таким образом, жители города получали информацию об акции и воспитанниках Детского дома практически из первых рук. Сведения об условиях помещения ребенка на временное проживание в семью предоставлялись гражданам по телефону и при личной встрече с заместителем директора по социальной адаптации, координатором акции.
Семей, интересующихся данной темой и желающих принять ребенка, оказалось приблизительно в два раза больше, чем детей, истории которых были представлены на страницах газеты.
"Отбор" семей, заявивших о своих намерениях, происходил следующим образом:
- первичное собеседование с координатором акции, уточнение намерений;
- предварительное знакомство с ребенком (или несколькими детьми);
- посещение семьи воспитателем и юристом детского дома (он же социальный педагог) с целью обследования жилищных условий и знакомства с другими членами семьи;
- встреча членов семьи со специалистами Детского дома: врачом, психологом, воспитателями с целью получения информации о состоянии здоровья ребенка, особенностях его развития, а также получения предписаний специалистов на период пребывания ребенка в семье.
* При проведении последней, новогодней, третьей по счету акции действия по "отбору" семей, разработке "сценариев" знакомства взрослых с детьми, взаимодействие со специалистами и сопровождения ребенка в гостевой семье выполняли социальные педагоги-кураторы определенных детей.
В результате прохождения этих ступеней часть заявителей, реально оценив свои возможности, отказалась от прежних намерений, а часть - "забраковали" сотрудники детского дома.
Все условия передачи ребенка, в том числе срок его помещения в семью и возвращения в Детский дом, устанавливались Договором о передаче ребенка на воспитание.
Лишь в одном случае, когда по причине стихийного бедствия супругам пришлось срочно выехать из города на неопределенное время, ребенок досрочно возвратился в детский дом.
Случаев замещения детей в семье или семей не было.
Вопросы, серия 3.
- На какие законодательные и нормативные акты РФ опиралась акция?
- Проводилась ли юридическая экспертиза акции на предмет соответствия законодательству РФ?
- Были ли приняты какие-то официальные решения местных (краевых, городских) властей по поводу акции? Этим вопросом предполагается, что все решения властей проходят обязательную юридическую экспертизу, для чего в штате органов власти имеются полномочные специалисты.
- Какими официальными документами на уровне детского дома и его вышестоящих организаций (Управление образования) оформлялась временная передача детей?
- Были ли среди участников акции дети при живых родителях, не лишенных родительских прав (или дети, у которых есть официальные опекуны, попечители)? Получено ли от этих родителей (опекунов, попечителей) разрешение на то, чтобы ребенок временно жил в чужой семье? В какой форме - устной, письменной, нотариальной?
- Были ли среди участников акции дети при живых родителях, не лишенных родительских прав, местонахождение родителей (опекунов, попечителей) которых не известно и связь с ними не установлена?
- Были ли среди участников акции дети, о родителях (опекунах, попечителях) которых официально ничего не известно, или известно только со слов ребенка (например, посланы запросы для уточнения сведений о родителях, но ответы на запросы "еще" не пришли)?
Ответы, серия 3.
Акция опиралась на следующие законодательные и нормативные акты:
- ст.35 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает, что опекуном (попечителем) детей, оставшихся без попечения родителей, является то учреждение, куда они помещены; соответственно такому учреждению предоставлены все права опекуна;
- ст.1 Семейного кодекса РФ, устанавливающая основные начала семейного законодательства;
- ст.54 Семейного кодекса РФ, устанавливающая право ребенка жить и воспитываться в семье;
- ст.123 Семейного кодекса РФ, которая устанавливает формы и приоритеты в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;
- типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Постановлением Правительства РФ 676 от 01.07.95г.);
- Устав Детского дома г.Железногорска Красноярского края (дает возможность Детскому дому выбирать формы и методы воспитания в соответствии с действующим законодательством и интересами воспитанников, выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни);
- Положение Городского Совета г.Железногорска Красноярского края о патронатной форме воспитания (от 23.06.98г.), которое было принято для школы-интерната с целью определения детей в патронатные семьи на выходные и каникулярные дни.
Юридическая экспертиза не проводилась. Наш проект городского положения о патронате, основанный на практическом опыте, вошел в проект закона Красноярского края по патронату.
Официальных документов и решений местных властей принято не было. Было получено устное согласие администрации на эксперимент.
Временная передача детей оформлялась Договором о передаче ребенка на воспитание. За основу брался договор о патронате.
В акции не принимали участие дети, родители, которых не лишены родительских прав. Все переданные в семьи дети являлись юридически "чистыми".
Вопросы, серия 4.
- Какой орган или руководитель принимал решение о передаче семье "летнего" ребенка?
- Проводилось ли обследование временных приемных семей на соответствие нормативам опекунства/усыновления/попечительства?
- Какие документы о себе предоставляли временные приемные семьи? Кому они предоставляли эти документы?
- Соответствовали ли жилищные, санитарные, материальные и т.п. условия всех временных приемных семей нормам на опекунство/усыновление/попечительство?
- Поступали ли в органы власти или в Детский дом жалобы на то, что в семьях проживают чужие дети, например, на плохое поведение этих детей, например, от соседей? Как на эти жалобы реагировали, какие принимались меры?
- Поступали ли в органы власти или в Детский дом жалобы от родных родителей или родственников детей - участников акции?
Ответы, серия 4.
Решение о передаче ребенка принималось куратором акции после согласования со специалистами, принимавшими участие в работе с семьей. В ходе последней акции эти функции выполняли социальные педагоги.
Как указывалось ранее, обследование семей проводилось, на предмет санитарно-гигиенических норм, наличия игрового и спального места для ребенка, изучения состава семьи, ее материального положения специалистами Детского дома. Соответствие этих и других условий нормам на опекунство и усыновление проверялось впоследствии у семей, пожелавших воспитывать детей долгосрочно, т.е. и после акции, специалистами Комитета по вопросам отцовства, материнства и детства.
Временные приемные семьи (мы их называем гостевыми) предоставляли следующие документы: ксерокопию паспорта, справку из ЖЭКа о составе семьи, справку с места работы о занимаемой должности и заработной плате.
Жалобы на проживающих в семьях воспитанников не поступали.
Во время акции произошла активизация близких родственников.
Бабушка одного из воспитанников, взятого в семью с долгосрочными планами на воспитание, пыталась силой изъять ребенка и вернуть в Детский дом. Мы были вынуждены ребенка забрать, ограждая семью от ее посягательств. Через месяц бабушка оформила на внука опекунство. Одно из последствий акции - "воспитание" родственников, которые вдруг не захотели мириться с тем, что их дети будут проводить лето в чужих семьях. Подобный случай произошел и во время последней акции, когда биологический отец ребенка, 5 лет откладывавший установление отцовства, сделал это за два дня и забрал дочь, узнав о ее помещении в гостевую семью.
Вопросы, серия 5.
Следующая серия вопросов о "последствиях" акции. Как я понял, уточните, если неверно, несколько детей из числа участников летней акции, были взяты семьями на постоянное/длительное опекунство/усыновление/попечительство. Лучше всего конечно полные (анонимные) данные об этих случаях, так, чтобы псевдонимы или номера совпадали с данными летней акции. Если таких нет, тогда хотя бы штрихи.
- Случилось ли, что дети, пожившие в семье летом, были потом этой семьей взяты на постоянное/длительное опекунства/усыновление/попечительство?
- При оформлении постоянного/длительного опекунства/усыновления/попечительства оказывалась ли семьям юридическая помощь? Кто были эти юристы, кто оплачивал их труд? Какой формы была это юридическая помощь: сами ли семьи ходили по инстанциям, или за них ходил юрист (в коммерческих юридических фирмах, занимающихся установкой опекунства, обычно юрист ходит)?
- соответствовали ли жилищные, санитарные материальные и т.п. условия всех семей (уже не летних, а длительных) нормам на опекунство/усыновление?
Ответы, серия 5.
Из числа участников акции 8 детей остались жить в семьях. В соответствии со своими возможностями и планами семьи выбирали разные формы оформления отношений.
(см. таблицу 2).
Помощь семьям в подготовке и сборе документов при оформлении опекунства оказывал юрист Детского дома.
В результате дальнейшей работы по устройству детей в семьи (в том числе новогодней акции-2004) на сегодняшний день имеется следующая картина движения детей из детского дома:
(см. таблицу 3).
Таким образом, с июня 2002 года по февраль 2004 года (т.е. за 1 год 9 месяцев)
- 17 воспитанников проживают в замещающих семьях.
- 18 детей посещают гостевые семьи и семьи родственников.
(back)
Таблица 1. В результате акции "Детей на лето в семью" 25 воспитанников провели летние месяцы в семьях горожан.
Код. ФИО |
Пол ребенка |
Возраст ребенка |
Соц. статус ребенка |
Время проживания в семье. |
Код семьи.
Состав семьи. |
Возраст членов семьи. |
Место работы, должность. |
Размер жилья. |
К-1 |
жен. |
14 лет |
Соц. сирота |
1 месяц |
S-1
Муж
Жена
Дочь
Дочь |
43
45
19
22 |
Сотрудник фирмы
Воспитатель д/дома
Студентка
Студентка |
3-х комн. кварт. |
К-2
|
муж |
12 лет |
Сирота |
1 месяц |
S-2
Муж
Жена
Сын |
40
38
14 |
Воспитатель д/дома
Паспортист
Школьник |
2-х
комн. кварт. |
К-3
|
муж |
1 год |
Соц. сирота |
3 месяца
(и не вернули) |
S-3
Муж
Жена |
26
23 |
Водитель
Рабочая пекарни |
Сельский дом |
К-4
|
муж |
3 года |
Соц. сирота |
3 месяца +
9 мес. (затем вернули в д/дом по просьбе старших детей семьи) |
S-4
Мать
Сын
Дочь
Дочь
Дочь |
35
16
15
10
9 |
Экспедитор
Все дети школьники |
2-х комн. кварт. |
К-5
|
муж |
8 лет |
Соц. сирота |
3 месяца (и не вернули) |
S-5
Муж
Жена
Дочь |
40
38
18 |
Частные предприниматели
Студентка |
2-х комн. квартира |
К-6
|
жен |
14 лет |
Соц. сирота |
3 месяца |
S-6
Одинокая женщина |
36 |
Продавец |
1-комн. квартира |
К-7
|
жен |
10 лет |
Сирота |
1,5 месяца |
S-7
Мать
Дочь
Дочь
Бабушка |
32
10
13
66 |
Сторож школы
Школьница
Школьница
Пенсионерка |
3-х комн. квартира |
К-8
|
муж |
9 лет |
Соц.
сирота |
2,5 месяца
|
S-8
Муж
Жена
Сын
Сын
Сын |
35
34
19
15
8 |
Машинист
Охранник
Учащийся колледжа
Школьник
Школьник
|
3-х комн. квартира. |
К-9
|
жен |
6 лет |
Соц. сирота |
1 месяц (планы были долгосрочными, но не осуществились из-за болезни жены) |
S-9
Муж
Жена
Сын
Бабушка
Дедушка |
35
31
7
53
54 |
Сотрудник фирмы
Домохозяйка
Школьник
Табельщица
Инженер |
3-х комн. квартира |
К-10
|
муж |
3 года |
Соц. сирота |
3 месяца и не вернули |
S-10
Муж
Жена
Дочь
дочь |
37
35
16
14 |
Водитель
Оператор гот. прод.
Школьница
Школьница |
2-х комн. квартира |
К-11
|
жен |
12 лет |
Соц.сироты
|
1 месяц |
S-11
Муж
Жена
Сын |
55
54
20 |
Мастер
Домохозяйка
Студент
|
Сельский дом |
К-12
|
муж |
9 лет |
К-13
|
жен |
15 лет |
Соц. сирота |
3 месяца |
S-12
Мать
Дочь |
50
15 |
Маляр
Школьница |
3-х комн. квартира |
К-14
|
жен |
15 лет
|
Соц.сирота |
1 месяц и не вернули |
S-13
Муж
Жена
Сын |
55
52
26 |
Пенсионер
Пенсионер
Водитель |
4-х комн. квартира |
К-15
|
жен |
17 лет |
Соц. сирота |
2 месяца + еще 4 мес. до 18-тилетия |
S-14
Муж
Жена
Дочь
Дочь |
42
40
18
16 |
Рабочий
Дворник
Учащаяся ПТУ
Школьница |
2-х комн. квартира |
К-16
|
жен |
11 лет |
сирота |
1 месяц |
S-15
Муж
Жена
Дочь
Дочь |
37
38
17
16 |
Слесарь
Мл. воспитатель
Школьница
Школьница |
3-х комн. квартира |
К-17
|
муж |
2 года |
Соц. сирота |
3 месяца и не вернули |
S-16
Муж
Жена
Дочь
Дочь
Дочь
Зять
Бабушка |
38
40
20
12
7
21
75 |
Водитель
Воспитатель д/с
Продавец
Школьница
Школьница
Рабочий
Пенсионерка |
Сельский дом |
К-18
|
муж |
3 года |
Соц.
сирота |
1 неделя (Хотели
оставить, но вмешалась бабушка) |
S-17
Муж
Жена
Дочь |
37
37
7 |
Начальник смены
Бухгалтер-ревизор
Школьница |
3-х
комн.
квартира |
К-19
|
муж |
6 лет |
Соц. сирота |
2 недели |
S-18
Родная бабушка
Ее дочь
Зять
Внук |
55
34
34
11 |
Пенсионерка
|
2-х комн. квартира |
К-20
|
муж |
10 лет |
Соц. сирота |
1 месяц |
S-19
Родная бабушка
Ее дочь
Зять
Внук |
65
25
30
5 |
Дворник
Вахтер
Следователь
Воспитанник д/сада |
2-х комн. квартира |
К-21
|
жен |
11 лет |
Соц. сирота |
2 месяца |
S-20
Родная бабушка
Ее сын |
52
24 |
Гладильщица
Водитель |
3-х
комн.
квартира |
К-22
|
муж |
14 лет |
Соц. сироты |
3 месяца |
S-21
Двоюродная бабушка |
62 |
Пенсионерка |
2-х комн.
квартира |
К-23
|
жен |
15 лет |
К-24
|
Жен
|
9 лет |
Соц. сирота |
1 месяц |
S-22
Родная бабушка |
71 |
Пенсионерка |
1-комн. квартира |
К-25
|
жен |
11 лет |
Соц. сирота |
2 месяца |
S-23
Дядя
Его жена |
35
35 |
Предприниматель
Бухгалтер |
2-х
комн.
квартира |
(back)
Таблица 2. Из числа участников акции 8 детей остались жить в семьях
Код. ФИО ребенка. |
Пол ребенка. |
Возраст ребенка. |
Код семьи. |
Форма устройства ребенка. |
К-3
|
муж |
1 год |
S-1 |
опека |
К-3
|
муж |
3 года |
S-4 |
Долгосрочное проживание в семье по Договору о передаче ребенка на воспитание. (т.к. жилищные условия не соответствовали нормам для оформления опеки) |
К-5
|
муж |
8 лет |
S-5 |
Опека (возможно с последующим усыновлением) |
К-10
|
муж |
3 года |
S-10 |
опека |
К-14
|
жен |
15 лет |
S-13 |
опека |
К-15
|
жен |
17 лет |
S-14 |
Проживание по договору до 18-тилетия |
К-17
|
муж |
2 года |
S-16 |
опека |
К-18
|
муж |
3 года |
Родная бабушка |
опека |
(back)
Таблица 3. В результате работы по устройству детей в семьи на сегодняшний день (февраль 2004 г.) имеется следующая картина движения детей из детского дома.
Код ребенка.
|
Пол ребенка. |
Возраст ребенка. |
Форма устройства. |
К-26 |
муж |
13 |
У родственников по договору |
К-16 |
жен |
13 |
патронат |
К-24 |
жен |
9 |
опека |
К-19 |
муж |
7 |
У родственников по договору |
К-27 |
жен |
13 |
Гостевая семья |
К-20 |
муж |
12 |
У родственников по договору |
К-28 |
жен |
12 |
патронат |
К-29 |
муж |
13 |
У родственников по договору |
К-4 |
муж |
|
Гостевая семья |
К-7 |
жен |
12 |
патронат |
К-9 |
жен |
7 |
патронат |
К-8 |
муж |
12 |
Гостевая семья |
К-30 |
жен |
4 |
У родственников по договору (долгосрочно) |
К-31 |
муж |
7 |
патронат |
К-32 |
жен |
5 |
патронат |
К-33 |
жен |
14 |
У родственников по договору |
К-34 |
муж |
7 |
У родственников по договору |
К-35 |
жен |
5 |
Возврат родителям |
К-36 |
жен |
5 |
Возврат родителям |
К-37 |
жен |
7 |
У родственников по договору |
К-21 |
жен |
13 |
У родственников по договору |
К-12 |
муж |
12 |
У родственников по договору |
К-11 |
жен |
14 |
У родственников по договору |
К-38 |
муж |
17 |
У родственников по договору |
К-39 |
муж |
9 |
У родственников по договору |
К-40 |
муж |
13 |
У родственников по договору |
К-41 |
муж |
11 |
У родственников по договору |
К-42 |
муж |
18 |
Гостевая семья |
К-43 |
жен |
16 |
У родственников по договору |
От редактора
Тезис "Только семья может воспитать..." достаточно банален. Всем нам известен опыт большинства развитых стран, где "расширенные семьи" - генеральная линия (Канада, США). Впрочем, известны и страны, где достаточно эффективно работают детские дома и интернаты (Германия, Израиль). В России много организаций (чаще всего общественных, но это не принципиально), которые пытаются перенять западный опыт foster family, но ничего, сравнимого с результатами Железногорска, у них нет. Что же есть такого в Железногорском детском доме, что отличает его от других - и детдомов и других организаций, пытающихся решить проблему беспризорности? Это красивый, но не вопрос... Хотя, можно на него ответить, но это не настоящий ответ. Настоящий или содержится в скучных предыдущих вопросах, точнее, в ответах на них. Или не содержится, тогда придется придумывать новые вопросы.
Предоставляю судить об этом читателю.
Михаил Кордонский
Конечно, и у меня есть свое собственное мнение, я постарался его... мягко... выразить в статье "Два полюса третьего мира".
Февраль 2004 года