(Читая Сагу о Системе)
>>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/24/5
Письма из далёка (Читая " Сагу о Системе ")Письмо 1. Читая фундаментальную "Сагу о системе" глубокоуважаемого Крота и искренне радуясь по поводу существования оной, я решил порассуждать по поводу, благо мысли кое-какие пришли. Это не попытка теоретизировать или выдать на гора плод глубокого анализа труда Евгения. Это всего лишь попытка внести несколько дополнительных штрихов в развёрнутое перед нами полотно.
Штрих первый. А был ли мальчик? Впервые я услышал о Системе в году эдак 83-84. Была какая-то передача на радио "Юность", там говорили о странном сообществе хиппи, живущем отгорожено от остальных счастливых строителей коммунизма, произносился сам термин Система, упоминалось о Собаке (московский подвижник) и его манифесте. Не будучи полным девиантом, но человеком, склонным к уходу в затворничество, идеи анархии воспринимал я тогда на ура, тем более что пассивный анархизм хиппи с идеями любви и добра в отдельно взятой общности был по сути уходом. С этой отправной точки я стал активно интересоваться Движением (в дальнейшем я буду иногда именовать это так, поскольку Система предполагает наличие материального субстрата - флэты, вписки, трассы и т.п. а в Движении, спонтанно породившем Систему это присутствует не всегда, там главное - собственная идеология , этика и эстетика). Но вернёмся немного назад. Что из себя представляла московская и питерская Система конца 60х - начала 70х? Честно говоря, на данный момент меня не очень бы радовало общение с подобными людьми, разве что в ситуации предельного "безрыбья". Система тогда строилась по принципу "кто не с ними - тот с нами". Все "обиженные" на строй - геть до кучи! "Положительные" составляющие компоненты этого коктейля - нестандартно мыслящие творческие люди, диссиденты - правозащитники и просто диссидентствующие, молодые ищущие люди с более широким кругозором, не вписывающимся в официальное прокрустово ложе. Но "отрицательный" (условно) компонент Движения был тоже значительным. После амнистии 1953 года улицы наших городов заполонили озлобленные "пришельцы". Эти люди могли противостоять людоедской совковой машине, её лживой идеологии и институтам власти. Доля подобных людей в тогдашней системе была значительной, часто Система просто помогала им скрываться от закона. Со времен битников и стиляг на центральные тусовки, например, в кафе "Лира" в Москве, или в питерский Сайгон приходили фарцовщики, наркоторговцы, наркоманы. Ну и наконец, где-то на периферии Движения маячили секс-меньшинства и просто любители нетрадиционного секса. В общем-то это было движение пассивного гражданского сопротивления существующему строю. Я не говорю о провинции, где Движение было неглубоким, на уровне модного поветрия, длинных волос. "Да строй не строй - та только строй, а не умеешь строить - пой:" - эти слава характеризуют второй этап существования Движения, время мифа и Системы, как таковой (до этого был конгломерат идеологии, в пику идеологии советской, а мифа о Системе, как вещи в себе, не было).
Штрих второй. Время колокольчиков и хиппи.Ну вот мы и дошли до добра и любви, свободы, творчества, идей, фенечек: Маргиналы есть при любом строе. В любой системе будут не вписывающиеся в неё, чем более система тоталитарна, тем больше живых и ранимых людей будут пытаться от неё бежать. Я не говорю о стадии вопиющей диктатуры, когда возможно либо вооруженное сопротивление, либо когда и это не возможно, как во времена Сталина, всё вокруг превращается в жуткую сказку, страну снежной королевы, и за любое шевеление отрубают голову: Ну так вот, эти калики и убогие (в хорошем смысле слова), желающие просто жить более по-человечески, чем предлагает майнстрим, более слабые, патологически честные, а то и просто боящиеся его, сбиваются в кучу. Кто-то сам, кого-то в эту кучу выдавливают обстоятельства. А ещё в этой куче - масса информации, запретных плодов и масса посылов к творчеству. И оправдание своего бытия. Автор "Саги" прав на все сто, называя систему альтернативным институтом социальной адаптации. К середине восьмидесятых, мне кажется, миф о хиппи в нашей стране изменился. Если до этого это была вера в возможность иного бытия, попытки этого бытия, в чем-то - калька с Запада, искаженная и идеализированная нашим таким сердечным российским менталитетом, то в это время появились тенденции экспансии идеалов Движения в Большой Мир. В основном через искусство, образ жизни, путем личного примера. В более интеллектуальных вариантах - некое новое народничество. продолжение следует
|