https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/23/7/8
Лидерство и мифы о лидерствеИнтерес к философии и практике лидерства в современном мире имеет под собой как социально-психологические, так и политические основания. Вокруг понятия лидерства и проблемы его развития шли и, видимо, будут идти споры. Это связано и с многозначностью, полифоничностью самого явления, и с разнообразием подходов к его природе. Во многом благодаря социобиологическим объяснениям лидера и лидерства в литературе о них сложилось, а в сознании части исследователей закрепилось несколько мифов. Пять из них привели в 1985 г. У. Беннис и Б. Нанус: лидерство √ редчайшее умение; лидерами рождаются, а не становятся; лидеры √ харизматики; лидерство существует только на верхушке организации; лидеры контролируют, направляют, подгоняют, манипулируют. Эти утверждения не остались в прошлом, а благополучно перенеслись в новое тысячелетие. К ним добавились и новые мифы. Сформулируем их следующим образом: лидерство √ продукт индивидуализма; лидерству бесполезно учить; лидерство невозможно развивать. Остановимся на этих мифах и попробуем их опровергнуть. Индивидуализм, являвшийся ценностью для западной культуры последние четыре столетия, сегодня сдаёт свои позиции. Проблемы, стоящие перед обществом, нельзя решить в одиночку. Нарастание процессов глобализации √ яркое тому подтверждение. Современный человек немыслим вне организации √ своеобразной ячейки мира. Развитие организации зависит не только от компетентности руководства, но и от степени удовлетворённости работников своей деятельностью, их профессионализма, от взаимоотношений в коллективе. Сложные задачи, стоящие перед фирмой, учреждением требуют объединения усилий. П.Коэстенбаум называл лидерство "браком индивидуализма и коллективизма", подразумевая под ним как своеобразие личности лидера, имеющего независимое мышление, так и его умение комбинировать интересы и стремления последователей, опираться на их помощь. Уточним, что лидерство √ скорее союз индивидуальности и коллектива, который в разных ситуациях выдвигает разных лидеров. Именно коллектив признаёт за индивидом право на лидерство. В этом смысле лидерство скорее коллективно по своей природе. Это следует и из сущностных черт лидерства как процесса социального управления, среди которых социально-эмоциональное влияние посредством авторитета личности и субъект-субъектные отношения лидера и последователей. Убеждённость ряда авторов в том, что лидерству бессмысленно учить, проистекает из берущей начало в античности теории великих людей или "черт личности". Лидера характеризует целый набор качеств, функций, репертуар ролей. Лидерские характеристики развиваются на основе врождённых анатомо-физиологических и психологических особенностей личности, однако определяющим фактором всё-таки выступает социальное окружение, вне которого невозможно получить знания о лидерстве, сформировать лидерские качества, умения и навыки. Лидерские характеристики основываются на особенностях ментальных √ когнитивных и мотивационных структур личности, включающих особенности восприятия, мышления и действия. Эти ментальные структуры формируются в процессе взаимодействия формирующейся личности с другими людьми и образуют лидерский габитус. Габитус лидера действует в ситуации, адекватной условиям его формирования. Это объясняет, почему в разных ситуациях лидерами оказываются разные люди, а одни и тот же человек не всегда является лидером. Каналы восприятия информации, особенности мышления и действия (поведения) формируются в детстве и юности. Научить лидерству невозможно, но ему можно учить, лидерство можно изучать. Знания о лидерстве, умения и навыки лидерства могут быть развиты как через самообразование и самовоспитание, так и через специальные тренинговые занятия, спецкурсы, конструирующие ситуации, требующие лидерства. Доказательство тому √ модели и программы развития лидерства, появившиеся первоначально за рубежом, а с конца ХХ века развивающиеся в России. Эти модели √ свидетельство того, что интересуются лидерством не одиночки √ индивидуалисты. Успешное развитие прагматичными американцами лидерских программ √ доказательство того, что лидерству учить не бесполезно, оно может быть развито.
Достижения участников коммунарского движения, их лидерство в прошлом и настоящем, также подтверждают призрачность мифов об индивидуализме лидеров и невозможности развития лидерства и обучения ему.
|