https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/23/7/4
ШТАБ ШКОЛЬНИКОВ г. АРХАНГЕЛЬСКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕНАрхангельский городской штаб школьников представляет собой феномен, требующий серьезного научно-педагогического анализа. Во-первых, потому что АГШШ существует без перерывов сорок лет. Таких "долгожителей" в педагогике единицы. Он едва ли не единственный из множества подобных штабов, в обязательном порядке создававшихся в шестидесятые годы во всех городах, районах, областях, республиках СССР, который не просто живет и действует и сегодня, но и остается значимым социально- педагогическим явлением. Для многих людей, непосредственно включенных (сейчас или когда-то) в его жизнедеятельность, штаб - одна из высших ценностей их индивидуальной жизни. Но и для города, области АГШШ - реальный фактор их позитивного социокультурного развития. Через своих выросших штабистов он во многом определяет духовный облик, уровень педагогической культуры Архангельска. На протяжении многих десятилетий он эмоционально и содержательно связывает между собой разные поколения горожан, в том числе родителей- штабистов с их собственными детьми, штабистов разных генераций, взрослых друзей штаба с более молодыми людьми. Во-вторых, потому что АГШШ удалось решить одну из "вечных" проблем педагогики: сохранение традиций коллектива при непременном его обновлении. В течение сорока лет штаб демонстрирует одновременно и изменчивость, и постоянство. С одной стороны, он всегда адекватно отражает актуальные для каждого исторического периода особенности общественного сознания. Само возникновение штаба было ответом на серьезные изменения социальной ситуации в стране, на резкую либерализацию общественного сознания. С тех пор общественное сознание и социальная ситуация много раз менялись, как незначительно, так и совершенно принципиально. И АГШШ все это время удается соответствовать изменяющимся требованиям, установкам, условиям. С другой стороны, штаб при этом не теряет свое индивидуальное лицо и сохраняет неизменной свою сущность, свои основные ценности, традиции, особенности. В-третьих, потому что АГШШ, будучи одним из органов управления пионерской и комсомольской организациями Архангельского региона, сумел избежать формализации и бюрократизации своей деятельности. В большинстве штабов школьников, существовавших в свое время во всех городах и весях Советского Союза, их активисты очень быстро превращались в маленьких чиновников. Это делало существование этих организаций по сути бессмысленным и непродуктивным. В Архангельске же штабисты оставались детьми, которые в то же время решали многие актуальные, "взрослые" проблемы города и области. Многие из штабистов, выросши, стали по-настоящему эффективными руководителями городских и областных структур, различных архангельских организаций. Вот почему изучение истории АГШШ, его сущностных характеристик может дать материал, чрезвычайно ценный и для педагогической теории, и для социальной психологии, и для организаторов детских объединений в современной России. Почему же такой феномен, как АГШШ, стал возможен? По многим причинам объективного и субъективного характера. Понятно, что коллективы такого типа были востребованы обществом и поддерживались им. Важна была и поддержка, осуществлявшаяся на первых порах ЦК ВЛКСМ, Всероссийским лагерем "Орленок", "Комсомольской правдой", другими средствами массовой информации. Существенно и то, что к этому времени уже были накоплены и теоретически осмыслены неоднозначный опыт коллективной деятельности, разнообразные методики организации детского коллектива и прочее. Более того, изначально существовал актуальный, доступный для знакомства и изучения прецедент: Коммуна юных фрунзенцев в Ленинграде. А затем появились другие детские объединения коммунарского типа, которые постоянно взаимодействовали между собой, подпитывая друг друга информацией, оптимизмом, технологиями. Помимо этих и других объективных причин, существование АГШШ обеспечивалось традиционной культурой поморского севера, для которой характерны высокое чувство собственного достоинства, не суетливость, уважение к ребенку, ценностное отношение к детству. И наконец, чрезвычайно важно то, что за все годы существования штаба у него было всего два руководителя, и все они были единомышленники. В чем же состоят главные особенности, что составляет сущность АГШШ? Наблюдение (как включенное, так и опосредованное) за жизнедеятельностью Архангельского городского штаба школьников, осмысление реальных результатов его деятельности, контентанализ различных анкет и интервью, изучение жизненных судеб штабистов √ все эти исследовательские методы, осуществляемые мною с 1964 года, позволяют утверждать следующее: 1. АГШШ √ воплощение идеального для советского человека образа жизни. С одной стороны, он реализовал модель эффективного детского коллектива, описанную А.С.Макаренко и модернизированную И.П.Ивановым. С другой, в основе его жизнедеятельности лежали не только педагогическая теория, не только прагматические мотивы, но и романтические устремления подростков, поверивших в оттепель взрослых. Штаб был реализацией их мечты об идеальном бытии человека. Оно в ту пору связывалось исключительно с духовными сторонами жизни. С самоотверженной деятельностью, направленной на решение задач, важных для общества, для всего человечества. С высоко нравственными отношениями между людьми. С преодолением своих личных слабостей, со свободой и творчеством, с пребыванием в коллективе. И в штабе все это присутствовало, было представлено в концентрированном виде и обеспечивалось содержанием и формами организации совместной деятельности, характером общения, структурой внутриколлективных отношений, системой внешних связей, традициями, нормами, требованиями штабистов друг к другу. 2. АГШШ имеет двойственную природу, и это обеспечивает динамичность, устойчивость и продуктивность его существования. Он не только организация, но и объединение близких друг другу людей. Личностная симпатия, совпадение внутренних ориентиров и ценностей были заложены уже в момент рождения штаба. АГШШ создавался не по приказу свыше, хотя по времени его возникновение совпало с соответствующим решением ЦК ВЛКСМ, а по личной инициативе человека, формально далекого от политики и педагогики - В.А.Сотрудинова. Первых штабистов он отыскивал сам, отбирая их не по анкетным данным, не по чьим-то рекомендациям, глядя не в дневники и тетради, а в лица подростков. Тех, кто был ему симпатичен, он приглашал работать в штаб, проверяя и корректируя свои первые впечатления уже в деле. С тех пор на протяжении сорока лет штаб остается союзом детей и взрослых, похожих друг на друга. Большинство из них - альтруисты, бессребреники, честные и порядочные, активные и творческие люди, "трудоголики" и оптимисты. Двойственная природа АГШШ подтверждается и анализом его целей. Штаб всегда имел две генеральные цели: улучшение окружающей жизни и помощь подросткам в их полноценном человеческом развитии. Содержание жизнедеятельности штаба интегрировало эти цели и реально помогало штабистам совершенствовать не только свои организаторские способности, но и свою разумность и духовность (важнейшие стороны человеческой природы), не терять чувства ответственности и человеческого достоинства, не скатываться в безнравственность и асоциальное поведение. 3. АГШШ √ это объединение клубного типа. Для него характерны: не обязательность, а добровольность вхождения в коллектив, личная заинтересованность штабистов в том, чем занимается штаб; право на свободный выход из объединения; стремление получать удовольствие от совместного общения, бытия, действий; равноправие членов штаба и партнерские отношения со взрослыми. 4. АГШШ √ коллектив "коммунарский" и по идеологии, которую он воплощал, и по технологии, которую он использовал и развивал. Действительно, дела, которые проводились штабом, организовывались как коллективные и были по-настоящему социально значимы. В то же время общественно полезная деятельность органически сочеталась с игрой, юмором, творчеством, интенсивным разноуровневым общением, в том числе и с авторитетными взрослыми. В результате жизнь штаба становилась полнокровной, отличалась эмоциональной насыщенностью. Штаб имел живые связи с аналогичными коллективами во многих республиках и городах страны. Как многие коммунарские коллективы, АГШШ действовал без перерыва на каникулы. Летом он выезжал в Копачево, совместное бытие в котором было наполнено физическим, производительным трудом, отличалось бытовым аскетизмом. Для штабистов, как для большинства коммунаров страны, был характерен высокий уровень требований друг к другу, к людям, к обществу в целом. В тоже время штаб никогда не вступал в конфронтацию с окружающей жизнью, в борьбу с конкретными людьми. Он всегда пытался сотрудничать с ними, был в конструктивной оппозиции к тому, что не совпадало с его идеологией и нравственными идеалами. Для штаба была характерна такая коммунарская черта, как демократизм совместной жизни: способов ее организации и стиля отношений. Насколько мне известно, практически никто из штабистов не ощущал себя незаметным, мало значащим участником массовки, на фоне которой взрослые разыгрывают свои "сюжеты". Штабисты сами были и авторами, и героями тех событий, которые разыгрывались в городе, области, отдельных школах, Копачевском лагере, повседневной работе штаба. При этом, и организаторами и исполнителями общих замыслов штабисты выступали поочередно. Будучи по-настоящему равноправными между собой, подростки не нивелировались, а проявляли себя сообразно своим способностям, возможностям, желаниям. Демократизм жизнедеятельности позволял одним выступать в качестве идеологов, другим √ критиков. Кому-то быть нравственным камертоном коллектива, а кому-то его аналитиком. 5. АГШШ √ мощный фактор развития каждого человека: ребенка и взрослого - включавшегося в его жизнедеятельность. Причем, фактор, действие которого пролонгировано: оно ощущается не только детьми, но и вполне зрелыми "стариками"-штабистами на протяжении всей жизни. Это обусловлено в первую очередь тем, что штаб, реально воплощал романтические идеалы, достойные человеческие отношения, высокие нравственные ориентиры. Кроме того, штабисты ощущали себя не просто детьми, которые делают вместе что-то интересное для них. Они по праву считали себя полезными гражданами. Они не работали в штабе, а жили в нем, утверждали определенный образ жизни, конкретные социальные ценности. Благодаря подчеркнутой, ярко выраженной общественной направленности и коллективной организации своей жизнедеятельности, АГШШ удовлетворял актуальные в подростковом возрасте социальные потребности штабистов: быть активными членами общества, получать признание своей взрослости и значимости не только у сверстников, но и у референтных взрослых. Поскольку при этом деятельность штаба всегда была разнообразна, набор ролей и позиций √ богат, а отношения √ демократичные, каждый мог заниматься тем, что наиболее интересно, к чему лежит душа. В результате штабисты могли учиться тому, чего еще не знали и не умели; понять и по-новому оценить себя, осознать смысл своей собственной жизни; победить свои слабости, раскрыть творческие способности и личностную индивидуальность. Содержание жизнедеятельности, типичные ситуации жизни коллектива, давали возможность штабистам утверждаться через преодоление трудностей быта, преодоление себя, непонимание других. Штаб давал своим членам жизненно важные, особенно в подростковый период, ощущения: своей исключительности и одновременно глубокой внутренней связи с единомышленниками всего Союза, своей силы и защищенности; высокого эмоционального тонуса и комфорта. Здесь завязывалась настоящая дружба, возникала любовь. Пространство жизни штаба не ограничивалось городом и областью. Оно расширялось за счет поездок в Ленинград, Канев, на Соловки. Это обогащало внутренний мир, актуализировало восприятие органической связи себя с близкими и далекими людьми, раздвигало рамки персонального пространства жизни каждого штабиста. Технология организации совместного бытия штабистов, их общие дела приводили и к взаимодействию времен. Поездки по гайдаровским местам, переименование улиц Архангельска, выявление погибших на ВОВ жителей северных деревень, делали прошлое актуальным, переплетали его с настоящим. Но и будущее (собственное, города, страны, человечества) всегда было значимо для штабистов. Они формировали его образ, приближали его, ориентировались на свои представления о нем - и соотносили его не только с настоящим, но и с прошлым, с историей своей страны. Таким образом, штаб не жил только сиюминутными задачами, но и не убегал от современной жизни. Полноценная жизнь не только "здесь и сейчас", но и "там и тогда" являлась мощнейшим стимулом внутреннего развития каждой личности. Она и способствовала и была обеспечена продуктивным сотрудничеством поколений: вертикальным и горизонтальным. Когда люди разного возраста вместе решают одни и те же задачи, делают одно и то же дело, они вступают между собой в горизонтальную связь. Когда штаб с уважением и доверием относится к своим "старикам", опирается на своих предшественников, соотносит себя с ними, заботясь в то же время о своих последователях и "наследниках", то тогда осуществляется вертикальная связь поколений. И то и другое делает штабистов богаче, сильней, полноценней, эффективней. Адекватность возрастным потребностям и особенностям делала штаб чрезвычайно референтным и потому √ влиятельным объединением.
В силу своих, прежде всего, перечисленных особенностей, для большинства штабистов АГШШ стал референтной группой на всю жизнь. В этом заключены не только позитивные, но и негативные тенденции. Остановимся на последнем. Многим бывшим штабистам пришлось преодолевать максимализм внутренних установок и требований к людям, ограниченность своего, во многом нетрадиционного, исключительного жизненного опыта. Путь, который прошли в этом смысле штабисты, способы их адаптации к жизни, особенно в последние годы, заслуживают пристального и вдумчивого осмысления, результатом которого могут оказаться уроки, весьма полезные людям в настоящее время.
|