https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/23/7/28
Творческое содружество единомышленниковПредистория Котласского городского штаба школьников "Товарищ" имени Героя Советского Союза адмирала флота Н.Г. Кузнецова начинается 14 декабря 1971 года. Ровно через два года состоялось его второе рождение, и с тех пор он, как корабль, верен выбранному курсу коммунарства, сохраняя основные отличительные особенности:
По сей день штаб сохранил выбранную символику, заповеди и законы, Знамя, гимн, девиз формирует у штабистов осознание своей принадлежности к определенной общности, в данном случае воспитывает чувство гордости, что он штабист, коммунар. Одновременно формируется гордость за свою страну, любовь к ней, уважение к символике государства. Штаб ≈ добровольное, самоуправляемое, общественное, неполитическое объединение детей, подростков, взрослых независимо от их вероисповедования, политических взглядов и убеждений, со своим уставом и законами. Основу организации составляет коллектив старшеклассников и взрослых друзей, объединенных общими интересами, человеческой симпатией, товарищеской заботой и взаимопомощью. За этот период штаб для многих стал местом приобретения жизненного опыта, опыта сотрудничества со сверстниками, школой практики руководства и подчинения. Его члены воплощали в жизнь идею создания полноценной системы человеческих и демократических отношений, при этом демократия понимается не только управлением или голосованием, это стиль жизни, суть которого является уважение к себе и другому человеку. Причем высокая степень свободы личности в обществе обусловлена высочайшей степенью ответственности личности перед обществом. Высшим рангом остаются дела, выполняемые для кого-то, находящегося вне штаба (для детдома, ветеранов, жителей города и т.д.). Затем идут дела, направленные на общественные нужды штаба, и лишь в последнюю очередь - имеющие индивидуальную направленность, из них предпочтительнее те, что делаются не для себя, а для товарища. Наибольшей значимостью обладают дела, творимые бескорыстно. Коммунарская методика - это лучшее, что есть на сегодня. Ей штаб верен более четверти века, она создает огромные возможности для творческого развития не только интеллектуалов, но и самых обычных учащихся. Возраст членов штаба от 14 до бесконечности, и преимущество этой разновозрастной семьи - наличие объединяющей цели, общей деятельности и общей ответственности. Взаимодействие взрослого и ученика - это творческое содружество единомышленников, когда творчество старшего ≈ наиглавнейший признак педагогической культуры, то, что называется "педагогикой сотрудничества" и "дружеством поколений". С июля 1973 года активисты котласских школ впервые стали участвовать в областных коммунарских сборах, проходивших в палаточных городках на берегу Северной Двины. В июле следующего года пятерка штабистов, участников 16-го областного коммунарского сбора, привезла идею проведения наших "Веснянок", и, начиная с 28 марта 1975 года, ежегодно в весенние каникулы проходят наши сборы. "Веснянка" ждет всех и каждого в отдельности, здесь есть возможность самореализоваться, проявить свои самые лучшие качества и таланты, это особая совместная деятельность, в которой развивается личность и воспитывается лидер. По большому счету на "Веснянке" уютно всем. Здесь порой бывает трудно угадать, кто взрослый, а кто ученик, кто учит, а кто учится. Из всех показателей и оценок сбора главным считаем самочувствие на нем каждого. Творчество должно быть в радость, поэтому стараемся избегать долгих изнуряющих репетиций, любим экспромты - взрыв свежей мысли и организации. На таком сборе многие начинают на себя смотреть с удивлением: надо же, кто бы мог подумать, что я умею и это, и то, и на сцену вылез без страха, и в кругу пою. И художником, и режиссером, и командиром могу быть. С самого начала подготовки отрядов ребята стесняются говорить, предлагать свои идеи. Но уже на следующий день робость пропадает, начинаешь понимать - никто над тобой смеяться не будет. По мере накопления опыта участник может высказаться по любому вопросу и знает: с ним наверняка поспорят, но спор этот будет максимально корректным, и, самое главное, отношения с друзьями останутся такими же, как и прежде. Основа сбора - коллективно-творческие дела. В процессе их подготовки у ребят формируются навыки, способности к самообразованию, самовоспитанию. Сбор имеет свои принципы, законы, устав, по которому живет самостояльно в течение некоторого времени. Внутри он как целое государство, есть структура управления, службы жизнеобеспечения. А с другой, творческой стороны, сбор похож на живое существо, которое дышит, видит, слушает и, конечно же, любит! Каждый сбор я пропускаю через свое сердце, он становится мне близок, как и все его участники, исчезни он из моей жизни - и вся моя жизнь стала бы серой.
Коммунарская методика - одно из решений проблем сегодняшней ситуации с современным молодым поколением. Именно такие отношения, какие существуют между детьми и взрослыми в коммунарской практике, могут изменить многое. Результаты доказывают возможность использования принципов и основных положений коммунарской методики в работе многих детско-юношеских организаций и объединений, клубов по месту жительства, учреждений дополнительного образования и средних учебных заведений.
|