https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/23/4/6
Коммунарская методика и воспитание лидеровЛидерство можно определить как вид социального действия и социально-психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которой является добровольность, а главными характеристиками: наличие перспективы, инновации, оправданный риск, созидание, активное вовлечение последователей в деятельность организации. Таким образом отличительными чертами лидерства являются социально-эмоциональное влияние личности на группу (коллектив) и её (его) членов посредством авторитета и взаимовлияния членов данного коллектива друг на друга. Процесс лидерства происходит в определённой социальной среде, под воздействием которой складываются качества личности лидера, развиваются знания о лидерстве, умения и навыки действия в соответствии с лидерскими ролями и функциями. Эти характеристики формируются под влиянием ближайшего окружения данного конкретного человека, с развитием его собственного "Я" и накопления опыта взаимодействия с другими членами коллектива. Особенно эффективно формирование лидерских качеств происходит в детских "воспитательных" коллективах, каковым является, например, коммунарские группы типа Архангельского городского штаба школьников им. А. П. Гайдара. В АГШШ была предпринята попытка решения следующих задач: 1) создание развитой внутриштабной (внутригрупповой) демократической системы; 2) обучение всего состава штаба приёмам организации (работы, жизни): увеличения числа ситуативных лидеров; 3) соблюдения чистоты рядов в моральном и психологическом плане; поддержания на максимально высоком уровне человеческих отношений в коллективе; 4) обеспечения высокой рабочей эффективности коллектива. Механизмом реализации этих задач стало применение коммунарской методики, созданной группой ленинградских педагогов во главе И. П. Ивановым в конце 50-х гг. Цели её можно представить следующим образом: воспитание человека в духе коммунистической морали, коллективизма; выработка активной жизненной позиции, независимости мышления, самостоятельности; становление социальной состоятельности; развитие организаторских навыков, умения анализировать; раскрытие творческих способностей. Основными отличительными особенностями методики стали: 1. Формирование личности в процессе деятельности трудового коллектива. 2. Создание системы развитой демократии, самоуправления. 3. Поиск нетрадиционных, творческих форм работы, способов осуществления намеченных дел. По существу коммунарская методика являлась педагогикой гуманизма, творчества. Она ориентировала на сотрудничество взрослых и подростков, создавала условия для осуществления таких деловых контактов, на включение каждого в коллективное планирование, проведения намеченного, обсуждение и проведение результатов сделанного. Ценность коммунарской методики состояла в том, что она устанавливала прямую связь с реальной жизнью, позволяла личности активно включиться в разные виды практической деятельности и успешно воспитывать лидеров.
|