Орден как "братство своих"
Здравствуй, Андрей! Здравствуйте все!
Уже много говорили о твоей работе "К вопросу о 'братстве своих'", о том, как она нас поразила - но все пока на уровне эмоций и восклицаний. Теперь я попытаюсь обосновать свой восторг. Мой ответ является аннотацией к статье, поэтому, видимо, лучше при чтении иметь перед собой и статью Андрея.
В качестве пролога - несмотря на то, что ты, Андрей, отвечал М. Кожаринову, все твои размышления я рассматриваю не через призму КОНТЕКСТА, а через призму Ордена.
1. Ты обозначил очень важные составляющие нашего объединения: "общая история, частично - ритуалы, но главное - интуитивно ощущаемое родство, чувство "своих", которое ищет контактов, общения, информационного обмена и деятельной реализации".
История очень важна, и поэтому каждый, кто хочет связать с нами судьбу, изучает и критически оценивает все ранее нами наработанное не только в интеллектуальном плане, но также и в эмоциональном, до той степени, пока все не становится своим. Аналогично происходит и со стороны орденцев, которые впускают в себя и сопереживают историю нового человека, всю его жизнь, поиск. При этом процессе взаимопроникновения постепенно отпадают все противоречия между новыми и старыми. Возможность этого практически и неоднократно подкреплена нашим опытом.
"Частично ритуалы" - не совсем ясно, что ты под этим подразумеваешь, но я бы отнесла к этому многие праздники, отношение к дорогим нам понятиям, имеющим материальное воплощение - например, к памятникам Великой Отечественной, историческим местам и т. д.
"Чувство своих" - очень похоже на наше понятие "атмосфера".
Но, при всем этом все перечисленные составляющие лишены стержня и в реальности могут, видимо, соответствовать как раз таким образованиям, как клуб или нечто близкое. Стержень же - это общая цель, вокруг которой все. Плотное взаимовлияние цели на все перечисленные составляющие и наоборот, при условии не изменения цели, а углубления ее понимания, поиска новых методов на пути к ее достижению. Именно, она - являясь необходимым условием высокого смысла в изменении каждого из нас - превращает борьбу каждого за лучшее в нем самом во внутреннюю необходимость. Важно осознание общей цели уже при вхождении нового человека. Не важно, что это осознание может быть на разных уровнях, главное -чтоб было, остальное - дело времени, каждого в отдельности и всех вместе.
2. Дальше: "проэтнос" с задачей или целью превращения в "этнос" - практически совпадает с нашим "субкультура", с задачей превращения в "культуру". Мне думается, что более верно с точки зрения термина именно "субкультура", т.к. "проэтнос" подразумевает в большей степени антропологическое родство, которое в нашем "братстве" не подразумевается - у нас полный интернационализм. А вообще, очень здорово осмыслено и сформулировано здесь - "жизненной, смыслодающей основой общества...". Да, это не противоречит, сказанному выше в (1), т.к. цель включает в себя как воспитание отдельно взятого человека коммуниcтического мира и проецирование коммунистических отношений в рамках Ордена, так и перерастание открытого нами во всеобщее знание и перехода "субкультуры" в "культуру". То есть цель включает в себя внутреннюю и внешнюю задачи, которые также переплетены.
3. Видимо, это не скромно, но я впервые слышу со строны о том, что поставленная цель и последовательное движение к ней под силу героям, и отношу это в полной мере к нам. Но именно это чувство - чувство героя, богоборчества (под глубоким впечатлением от Гомера) - пронизывало в самые тяжелые периоды лично меня. Это было ощущение выполнения некоей миссии вопреки всему, вопреки предательству, вопреки разрушению - оставаться верным себе, нашей цели, когда нет надежд на ее даже отдаленное осуществление.
4. Прекрасно увиденные тобой и проанализированные опасности, как выше было сказано, нами были когда-то увидены и достаточно успешно решались и решаются через совместную работу над разделением жизни каждого, его опыта и истории, и опыта Ордена в целом и всех его людей в отдельности.
Можно сказать, я была первым опытом такого вживания в Орден и Ордена в меня. На первом курсе, когда я узнала об Ордене (это отдельная история) мы были с Олегом на "хлопке" (ташкентские студенты работали на уборке хлопка. v Прим. ред.). Через два месяца я знала не только всех ребят, я их чувствовала, я знала их привычки, любимую музыку, фильмы, все важные события, их родителей и т. д. - увиделись мы спустя 10 месяцев, в течение которых переписывались и созванивались. Результат - встреча давно знакомых людей после долгой разлуки.
С другой стороны, полностью подписываясь под необходимостью "формулировать свои ценности и цели во внешне-универсальных и всеобще-доступных терминах", можно констатировать факт, что на этом пути мы не достигли столь ощутимых и осязаемых результатов. Упирая на практический опыт, мы всякий раз не находили силы на его словесное оформление. Кстати говоря, отсутствие сформулированных на этом уровне программных документов заставляло находиться долгое время в тени и не искать активно единомышленников. Предстоящий Совет (8-й Совет, 6-20 июля 2002 г. v Прим. ред.) должен отчасти разрешить эту ситуацию.
5. О внутренних опасностях.
В 1987 году мы осознали, что не являемся политической организацией, т.к. не ставим задачи захвата власти. Мы осознанно поставили принципиально иную задачу. Если политическая организация ставит задачу изменения обстоятельств вокруг человека посредством власти, то мы ставим задачу изменения самого человека - не отгораживаясь от современной действительности, практически воспитывать коммунистического человека и конструировать коммунистические взаимоотношения на собственном опыте, культивируя открытое и осознанное на этом пути. Осуществляется наша цель посредством внутренних резервов человека и той энергии, которую несет дружба между людьми или "человечные" отношения. Причем наша цель отнюдь не означает индифферентности к задачам политическим, я вполне представляю себя на баррикадах, но это уже не задачи Ордена - это дело совести и сопричастности.
Вторая опасность - как бы не превратиться в "романтических ловцов кайфа". Похоже, ответ тот же - цель, ибо удачи или неудачи на пути ее достижения не позволят по большому счету "ловить кайф" по крайней мере еще очень продолжительное время. Чем глубже осознается цель, тем острее боль за человека и неустроенность мира и наоборот, тем меньше шансов заниматься профанацией или тем более подменять борьбу за Человека, за солнце в нем борьбой против него. Еще одна из важных составляющих нашего сообщества не допустит деградации - философия открытости.
Она включает правила беспрепятственной циркуляции информации как внутри "субкультуры", так и на стыке ее с "культурой", при одном условии - не навредить.
И, конечно, постоянное самопределение. Что интересно, это происходит вновь и вновь не только по накоплении какого-то багажа, но и с каждым новым человеком, с которым мы вместе смотрим на пройденное и снова его оцениваем.
Теперь об очень трудно осуществимых принципах - практически нами был дан ответ - Школа, по выходе из которой человек становится хозяином своих мыслей, эмоций, чувств и действий, умеет соборно мыслить, и цель для него - уже плоть и кровь, определяет все реальные движения в жизни.
Сложность - пока еще нет конечного продукта этой школы - это раз. Не отработаны заочные методы школы, т.е. без повседневного контакта - это два.
Думаю, твои взаимосвязанные понятия
"работа над собой", "бескомпромиссность по отношению к себе", "терпимость к другим"очень созвучны нашим четырем правилам:
признавать Свободу человека вообще, не судить, но критиковать (в каждом солнце), вставать на место другого, признавать возможность собственной неправоты- при условии мудрого благоразумия.
Теперь относительно того, что не должно быть врагов и трех вариантов отношения к людям с враждебными взглядами - готова подписаться под всем, но... Необходимо признать, что это не руководство к действию, а лишь идеологическая установка. Реальная жизнь зачастую ставит условие немедленной реакции на носителя враждебной идеологии, на такие действия, как, например, нападение на отдельно взятого человека или на страну в целом, или, что еще более омерзительно, "тихий" геноцид. К сожалению, нет таких средств в мире на сегодня, которые бы заставили признать носителей потребительской психологии больными или заблуждающимися и т.д. Поэтому я не отрицаю возможности силового воздействия, когда никакой другой путь более не возможен. Кстати, когда мы искали предпочтения в боевых искусствах, то отдали его айкидо - которое не имеет наступательных средств, а только оборона, использующая энергию противника. Но это частность.
А по поводу терпимости... как моральный императив она, безусловно, необходима, но не должна превращаться в попустительство и покрывательство зла. Найти тонкую грань между этими крайностями - задача под силу только человеку-хозяину, привыкшему исходить из позиции мудрого благоразумия, умеющего соборно мыслить.
Абсолютно согласна с "активным пониманием и самоопределением по отношению к любой общественной идее или мировоззренческой позиции". Здесь мы пытаемся подойти на профессиональной основе или, вернее, на научной по методам - такое самоопределение является частью внутренней работы Ордена и называется религия-философия или просто эрфэ, и вбирает в себя самоопределение относительно всех сохранившихся в истории человечества идеологий, в том числе и современных.
Касательно "деятельности, открытой вовне" - интернет-сайт, постоянное общение с людьми везде, воплощение своего мировоззрения во всех своих поступках, в том числе и в специальности - все это нити, туго связывающие нас с сегодняшним днем, позволяющие в рабочем порядке решать те противоречия, которые для системы коммунаров зачастую оказываются губительными.
Относительно предлагаемых тобой целей - пожалуй, все они входят в задачи Школы и частично сохраняют свою значимость и в Ордене (если в Школе этому учатся, то в Ордене это осуществляют).
Особенно здорово - "научение ... самоопределению, включающему в себя верность принципам, бескомпромиссность, способность распознать неправду, с максимальной открытостью своей позиции и терпимостью по отношению к другим".
Когда этот текст прочла Таня Ульянова, она сказала: "Я подумала, что это написали вы" (т.е. мы).
Удивительно как мы рядом мыслим, вот ты и сам обозначил это лезвие бритвы между открытой честностью и терпимостью!
Но... не могу закрыть глаза на различие акцентов... "И видя творимые беззакония, во многих сердцах охладеет любовь, претерпевшие же до конца спасутся". Претерпевшие же до конца - что под этим подразумевать? Если - вынесшие трудности давления враждебных идеологий, продолжая активно бороться против "творимых беззаконий" за любовь между людьми то - да, если только сохраняющие в себе свое мировоззрение и терпящие "творимые беззакония", то - нет! И потом, что значит - спасутся? Это совсем не по-нашему (индивидуальное или личное спасение не означает для меня какого-то особого блага), если в христианском смысле, а если в смысле сохранения верности самому себе - то это, конечно, в современных условиях почти героизм, но все же не так уж это и трудно.
Наверное, пишу слишком путано, слегка устала. Но вот уже и Post scriptum.
О либерализме - ты здорово оценил, насколько эта идеология построена на скользкой, почти неуловимой подмене понятий. Так же великолепно сказано о манипулировании информацией и через нее общественным мнением. А это просто классика - "успех в мертвом ценой деградации живого"!!!
О коммунизме - всплывает разница в отношении активной борьбы и разрешенности насилия. Об этом я уже говорила выше, но дополню, честной для меня является позиция обязательного принятия чьей-нибудь позиции, если началось критическое противостояние, но никак не взгляд со стороны или синтетический как, к примеру, у М.Волошина по отношению к двум ликам революции. А почему? Потому, что я живу сегодня в этом неустроенном мире, а не в своем мировоззрении, которое страстно хочет другого мира. И отчасти я являюсь заложником сегодняшнего дня и в полной мере осознаю, что мне не быть ни Чеди Дан, ни Фай Родис, ни Таис Афинской. Потому что тысячи нитей связывают меня с сегодняшней неустроенностью, и нити эти не только идеологические, но и кровные, ибо, чтобы быть Чеди Дан, должны пройти десятки поколений, живущих полноценной и здоровой физической жизнью, в результате которой потом родится чистый кристалл совершенного воплащения физической красоты. А последнее немыслимо вне влияния и взаимосвязи с красотой нравственной.
А то, что лезвие очень тонкое, и падение катастрофично - показал опыт Советского Союза. У нас же есть такой опыт на судьбах отдельных людей, ушедших от нас по разным причинам, боль их падения в нравственном отношении живет в каждом, кто остался верным себе всегда.
Да, мы выбрали именно "трудное и терпеливое строительство добра", но это отнюдь не значит, что не должно быть в обществе политических организаций, борющихся за изменение обстоятельств вокруг человека посредством власти. И как бы нам ни не нравилась сегодняшняя КПРФ, учитывая все противоречия с ней, но при голосовании мы отдаем за нее свои голоса - ибо в ее рамках значительно легче изменить обстоятельства вокруг человека в пользу раскрытия того самого солнца.
Андрей, ты видел немецкий фильм "Легенды Риты"? В нем живое и убийственное сочетание двух крайностей, разрывающих жизнь реальной женщины - это любовь и это ожесточение борьбы.
Так что все-таки и противление злу, но методами максимально приемлемыми коммунистическим (в нравственном смысле) идеалам .
О национализме. Согласна со всем. Неся в себе две крови, я рано почувствовала на себе, причем с обоих сторон, этот самый национализм даже в благополучные советские времена. Сложилась уникальная возможность сравнить культуры. И, поняв величие русской культуры, заложенной в ее удивительной открытости и возможности впитывать в себя многообразие культуры других народов без подавления их, решительно причислила себя к русским при получении паспорта. Со временем, с проникновением в историю, культуру, древнее наследие земли русской и среднеазиатской, еще более укрепилась в оценках народа русского и народа узбекского. Отчетливо поняв затяжную деградацию в истории последнего, боящегося именно развития, некоего прорывного движения вперед, для которого надо развязать тугой узел застарелых традиций (который не получилось окончательно преодолеть даже в советское время). Это тоже моя боль, ибо я не могу не быть сопричастной к судьбе узбекского народа.
О религии. Этот вопрос для нас такой же важный и режет по живому (...). Многое наработано в отношении к религиям, не только в идеологическом плане, но - что не менее важно - в историческом и чувственно-эмоциональном. Но, думаю, об этом действительно отдельный разговор.
Спасибо еще раз за твою работу ума и души, Андрей!
Хайрэ!
Нигора
Июнь 2002 г.