https://altruism.ru/sengine.cgi/5+-=2/18/7/5
Александр Карнишин. Будни директора школыХолодно зимой— Сколько сегодня? — У меня — четырнадцать. — Предложения? — Может, распустим? Все-таки нельзя в такой холод учиться. — Ага. Распустим..., — директор подышал на замерзшие пальцы, угрюмо нахохлившись в кресле в своей черной куртке. — А родители на работе. А дети — одни. И что мы получим их этого? — Ну, может, это как-то подействует на исполком? — Да, плевать мне на исполком! Дети-то куда пойдут, спрашиваю? На улицу? Он еще подумал и скомандовал, вставая: — Уроки по полчаса. Перемены — пять минут. Письменные работы — минимально. Сообщите всем, идите в учительскую... Я сначала в начальную школу, потом — в подвал, потом — по обстоятельствам. Сунув руки в карманы, угрюмой черной тенью он проскользнул мимо врывающейся в двери толпы школьников в сторону начальных классов, давно уже отделенных от остальной школы. Учителя, в пальто и шапках, встречали у гардероба малышей и тут же вели их в классы, не давая раздеться: «Холодно сегодня, холодно!» — Сколько у вас? — Двенадцать! Что делать-то будем? — Физкультминутки, побольше игр и движения. Поменьше письма — побольше устного. Ну, а я буду заниматься всем этим. Он прошел по первому этажу, улыбаясь первоклашкам в цветных куртках, возящихся вокруг недавно установленного прямо в коридоре небольшого спортивного комплекса с кольцами, качелями и лестницами. В классах батареи были ледяными, от окон, даже заклеенных, тянуло холодом. «Эх, — вздохнул он (мысленно, мысленно — на виду-то улыбки и кивание головой направо и налево). — Говорил же, что как только похолодает на улице, так похолодает и у нас... Не верят начальники...» Протиснувшись мимо входящих, директор вышел на улицу, обошел с торца школу и, открыв железную дверь своим ключом, спустился в подвал. Похлопал впотьмах правой рукой по бетонной стене, нащупал выключатель, повернул раз, другой, третий, — есть контакт! Слабый свет озарил подземелье. Директор пощелкал по стеклу манометров, установленных возле вентилей, но стрелки не шелохнулись. И на вход и на выход давление было совершенно одинаковым. Можно было открыть снова кран на слив, как-то «оживить» трубы... Но как потом что-то доказывать? Да и не прогреется ничего за полдня... По телефону, поднявшись обратно и старательно оттерев подошвы ботинок о тряпку, подсунутую уборщицей, он сообщил в гороно о температуре в классах, потом набрал номер приемной исполкома: — Здравствуйте, запишите пожалуйста, как предисполкома просил: восемь тридцать, температура в классах — 12 градусов, батареи — холодные. Через полчаса, видимо, сразу после планерки, подняв на звонок трубку, директор услышал громкий голос председателя исполкома: — Ну, что там у тебя опять? Я вот на обед пойду, сам пощупаю твои батареи! В полдень трубы вдруг зашумели, батареи начали нагреваться. К приходу предисполкома батареи были ощутимо горячи. — Ну? Вот же — горячие. У меня дома холоднее батареи! — А вы с утра заходите. С утра. Только пораньше. Иначе, узнав о вашем посещении, опять станут батареи нормальные. — Это как? — Мы сидим на конце трубы. А перед нами — вон та семейная общага. — И что? — А вот то, что там с работы народ приходит когда? В шесть вечера? И как раз тогда у нас отключается тепло. А когда они уходят на работу утром? В восемь-девять. И сразу у нас начинается движение. Ну, может не сразу, чуть позже... Но нам это уже не нужно. У нас за ночь все выстуживается, и утром дети опять — в холодные классы. — Да не бывает так! Или тепло — или холодно! — Ну, почему не бывает... Я предполагаю, что просто давления не хватает, и сантехник в общежитии открывает кран в подвале — спускает воду, чтобы ночью его рабочие мужики из постели не вытаскивали. А у нас давление еще падает — и все. Крандец нашему теплу. — Да, ну-у-у-у... А давай, завтра я приду. Рано. — Только, чтобы никто не знал! И... Знаете, я же должен школу закрыть при такой температуре... Мы же нарушаем. Меня санэпидстанция наказать может запросто. — Погоди, погоди... Будем разбираться. Назавтра при открытии школы батареи оказались горячими. В девять часов пришел предисполкома, да не один, с целой комиссией представителей коммунальных служб. — Ну, как?- его лицо выражало готовность «вломить» любому, ответственному за тепло в школе. — Мы же договаривались, что никто ничего не будет знать... — Что... Батареи? — Ага. Горячие. — Та-а-ак, — повернулся районный голова к сопровождающим его лицам. — И как мне это объяснят? Я вчера здесь лично был — батареи были горячие. Сегодня с утра- горячие. А директор говорит — холодно в классах. — Это они не заклеили, наверное, — вякнул кто-то из-за спин. — Что?- вскинулся директор. — Вы, что, хотите сказать, что я специально детей морожу? Он опять повторил свои резоны, но все недоверчиво качали головами и напоказ трогали батареи, которые разгорячились так, как никогда с начала зимы. Провожая комиссию, директор школы придержал председателя исполкома за рукав: — Завтра, хорошо? Завтра — без никого, пораньше. — Пораньше — это во сколько? Я же с семи на работе бываю!- довольно хохотнул городской «хозяин». — Ну, в семь — это очень рано. А вот часов в восемь, в полдевятого... А? — Ну, ладно... Попробую, — недовольно махнул тот рукой. Утром директор пришел пораньше. В семь утра он уже сидел в кабинете, регулярно проверяя рукой трубу, идущую к батарее. Батарея была ледяной. В восемь в дверь вошел председатель исполкома: — Ну, показывай. По очереди открыли все кабинеты на первом этаже, прошли, потрогали батареи. — Ну? — По-нят-но... Кому-то будет что-то, — задумчиво сказал предисполкома и пошел на планерку. А сразу после его ухода зашумели батареи и опять начали наливаться теплом. А в классах было десять градусов тепла. Звонок телефона: — Как у тебя? — Батареи горячие, температура в классах от двенадцати до четырнадцати. — Жди шефов, коммунальщиков и тепловиков. Им дана задача: не уйти из школы без решения. Завтра на планерке они мне должны рассказать, что и как решили. В два часа в кабинете директора школы горели страсти: представители теплостанции утверждали, что температуру они подают нормальную, коммунальщики твердили, что никто никуда ничего не сливает, а почему вдруг батареи «включаются» — определить невозможно, представитель шефов — сам родитель школьника этой же школы, сидел с блокнотом, переводя взгляд с одного на другого. — Ну, хорошо, — прихлопнул ладонями по столу директор школы. — Мужики, а какие же будут рекомендации? Только не говорите мне о возможности спуска воды из обратки... — Нет-нет!- тут же подскочил «тепловик». — У нас и так утечек полно, не успеваем в систему закачивать! — Какие могут быть предложения... Можно еще насос поставить в подвале компактный такой. Но это дорого... И потом, потянут ли батареи, если поднять еще давление? — Насос, — кивнул представитель шефов и тут же записал в блокнот. — А насосы у вас есть? — Да. есть... Но тут же система дохлая. Насос врубишь, давление поднимется — рванет все нафиг. — А зачем поднимать давление?- удивился директор школы. — Нам же главное, чтобы циркуляция началась? Так, давайте, опустим давление в обратке... — О! Не подумал, ступил... Точно. Поставим на обратке, тут же потянет всю школу. Проводка в подвале есть? — А как же? У нас вся разводка из подвала. — Ну? Пошли к «голове»? Через два дня в школу привезли маленький, но увесистый насос, а в выходные дни перекрыли вентиля и подключили насос к «обратке». Электрики шефов, матерясь на коммунальщиков, «запустивших все на свете», подключили провода, установили «большую кнопку». — Ну, директор, включай! Рев насоса заглушил восторженный мат всех работяг. От вибрации, казалось, гудят стены. — Эй, чуть снизь обороты! Вон там! Сантехник смотрел на манометры: — О! Есть! Набрали «очко»! Хватит, так — хватит! Уже выйдя из подвала, коммунальщик потихоньку отвел директора школы: — Я только прошу, выключать насос. Не держать его все время включенным. А то, сами понимаете, общагу мы «посадим»... Ладно? — Договорились! Директор школы был согласен на все. Лишь бы иметь возможность «подогреть» свою школу. За выходные, слегка урча, насос прогнал горячую воду по всем батареям... — Сколько у вас сегодня? — С утра восемнадцать. — Ну, кажется, пробились... Нормально работаем. Нормально. Как положено. В девять утра — звонок из исполкома, голос председателя: — Ну, что там у тебя? — С насосом — хорошо. Спасибо. — Да, ладно. Не для тебя. Для детей все-таки... Там же и мои. Ну, работай. На какое-то время проблема с теплом была решена.
|