ЭНЦИКЛИКА
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА
www.km.ru
АЛЬТРУИЗМ, а, м. (книжн.). Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
| прил. альтруистический, ая, ое.
|
АЛЬТРУИСТ, а, м. (книжн.). Человек, отличающийся альтруизмом.
|
АЛЬТРУИСТИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. Проникнутый альтруизмом, самоотверженный.
| сущ. альтруистичность, и, ж.
|
БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ На CD
Альтруизм (от лат. alter - другой), бескорыстная забота о
благе др. людей. Термин введен О. Контом как
противоположный по смыслу термину "эгоизм".
|
Эгоизм (от лат. ego - я), себялюбие; поведение, целиком
определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде,
предпочтение своих интересов интересам других людей и т.
п. Противоположность эгоизму - альтруизм.
|
Конт (Comte) Огюст 1798-1857 французский философ, один из
основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм
рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и
мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а
только явления. Выдвинул теорию трех стадий
интеллектуальной эволюции человечества (теологической,
метафизической и позитивной, или научной), определяющих
развитие общества. Разработал классификацию наук (по
степени уменьшения их абстрактности). Основные сочинения:
"Курс позитивной философии" (т. 1-6, 1830-42), "Система
позитивной политики" (т. 1-4, 1851-54).
|
Из статьи буддизм
В доктрине великой колесницы основной упор делается на учение о небесных и земных
Бодхисаттвах. Первые - это просветленные существа, которые обрели просветление
(бодхи), но до того они дали обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать
другим существам достичь этого состояния и нирваны, хотя последняя при таком
идеале практического альтруизма отходит на второй план.
|
Из статьи Милль Джон Стюарт (1806 -1873)
Английский философ и экономист. идеолог либерализма. сын Дж. Милля.
основатель английского позитивизма, последователь О. Конта. В "Системе логики"
(т. 1-2, 1843) разработал индуктивную логику, которую трактовал как общую
методологию наук. В этике соединял принцип эгоизма (утилитаризм)
с альтруизмом.
|
Из статьи Фромм Эрих (1900-1980)
Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма,
стремился разрешить основные противоречия человеческого существования -
между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием, негативной "свободой от"
и позитивной "свободой для". Пути выхода из кризиса современной цивилизации
видел в создании "здорового общества", основанного на принципах и
ценностях гуманистической этики (среди которых высшая - любовь),
восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом
|
Из статьи Юм Девид (1711-1776)
Юм стоял на позиции этического антиинтеллектуализма, для него характерно
также неприятие религиозного обоснования нравственности. Он подчеркивал,
что многие философы-моралисты не объясняют переход в рассуждениях от
сущего к должному. В целом, по Юму, этика занимается мотивами
поступков, которые в конечном итоге обусловливаются
психологическими особенностями людей. В его учении утилитаризм
сочетается с альтруизмом.
|
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БРОКГАУЗА И ЕФРОНА
www.km.ru
Книги имеют свою судьбу. Эта латинская пословица в полной мере относится к энциклопедическому
шедевру - "Словарю" Брокгауза и Ефрона, который рекордными тиражами выходил в конце XIX-го -
начале ХХ века. Фундаментальный труд, над созданием которого работали крупнейшие ученые
России, и по сей день пользуется необычайным авторитетом и популярностью, став настоящей
библиографической редкостью. Выход в свет подобного энциклопедического издания был
напрямую связан с экономическим и духовным возрождением России начала ХХ века.
Развитие промышленности, сельского хозяйства, строительство крупнейшей в мире
Транссибирской магистрали, развитие системы высшего образования определили
необходимость создания энциклопедии, где был бы подведен итог экономического
и культурного развития страны на конец XIX века. Тем более что связь "Словаря"
со своим временем была двусторонней: воплощая приметы тех лет, он одновременно
прививал читателю представление о вечном, незыблемом, которое не может исчезнуть,
которое нельзя забыть и которое и составляет сущность нового русского подъема и
гарантирует непреходящее значение цивилизации в широком смысле слова.
Энциклопедия стала воплощением живой связи между минувшим и будущим,
в нее было включено все, что составляет гордость истории Отечества.
Из статьи о М.П. Арцыбашеве (1878 -?)
Князь Мышкин, с обычной точки зрения - "идиот". И вот, в
величайшую, конечно, похвалу автору, можно сказать, что
после князя Мышкина из "Идиота" Достоевского, во всей
нашей литературе нет столь яркого изображения
проникновенного альтруизма, как фигура арцыбашевского
студента Ланде.
|
Из статьи о Максиме Горьком (1868 - 1934)
Философия этих босяков - своеобразнейшая амальгама
жесткого ницшеанского поклонения силе с тем безграничным,
всепроникающим альтруизмом, который составляет основу
русского демократизма.
|
Из статьи о Д.Н. Мамине-Сибиряке (1852 - 1912)
... догмы его веры, взгляды, идеи, которые легли потом в
основу лучших его произведений: глубокий альтруизм,
отвращение к людскому взаимопоеданию, к грубой силе,
пессимизм, любовь к жизни и, вместе с тем, тоска о ее
несовершенствах, о "мере печали и слез", где столько
ужасов, жестокостей, неправды
|
Из статьи о Н.К Михайловском (1842 - 1904)
Протест Михайловского против органической теории Спенсера и его стремление
показать, что в исторической жизни идеал, элемент желательного, имели огромное
значение, создавая в читателях настроение, враждебное историческому фатализму и квиетизму.
Поколение 70-х годов, глубоко проникнутое идеями альтруизма, выросло на
статьях Михайловского
и считало его в числе главных умственных вождей своих.
|
Из статьи о Л.Е. Оболенском (1845 - 1906)
Существует альтруистическая мораль, вытекающая из
первичного свойства органической материи, в силу которого
при одинаковых условиях получаются однородные субъективные
состояния. На чувствованиях, происшедших путем эволюции,
строятся объективные условия блага, а первичный альтруизм
создает субъективные его условия. При субъективных
условиях стимулом является непосредственная жалость к
другому, вложенная в органическое вещество и растущая
параллельно с сознанием сходства с другими. Внеопытный
альтруизм понемногу подчиняет себе опытную мораль и один
только может служить критерием поведения. Первичный
альтруизм - то единое, что ведет постоянную борьбу с
призраком индивидуальности; это - сущность, единая у всех,
но сущность не в метафизическом смысле, а ее проявление
для нас.
|
Из статьи о В.В.Соловьеве (1853 - 1900)
Нравственная деятельность должна не только представлять
известные качества, а именно доставлять наслаждение, иметь
в виду общую пользу, вытекать из чувства симпатии или
альтруизма, иметь форму долга или категорического
императива, но она необходимо должна сверх того иметь
некоторый определенный предмет; таким предметом может быть
только нормальное общество, определяемое характером
свободной общности....
|
Из статьи о Вильяме Фрее (1839 - ?)
Фрей определяет религию как "совокупность образов,
воплощающих собой жизнь, основанную на альтруизме"...
|
|