Этому докладу лет поменьше, чем докладу Фрумкина, но все это из времени
начала "заката расцвета" движения КСП. Это, пожалуй, первый шаг на пути
к фундаментальной "Технологии группы". Помещаю доклад в раздел "КСП",
так как рожден он именно в этом прекрасном течении.
Т. Поляновская
Михаил КОРДОНСКИЙ
ДОКЛАД
(Посвящается и написан Виктору Луферову)
"Попадаются люди с талантами, - говорил Н.Н. - но
сейчас очень в ходу
разные кружки и объединения. Всякая
стадность - прибежище неодаренности...
(Б. ПАСТЕРНАК)
Доклада еще час назад никакого не было. Я письменно объяснял тебе,
как его не случилось, когда увидел, что это письмо и есть доклад.
Мой - тебе (не суетись, будто на тебя потрачено: я еще друзьям покажу)
Ты его уже начал. Продолжай, пока не соскучишься.
Все, что здесь написано, не придумано, не вычислено и не установлено
экспериментально, потому что экспериментов не было. А было просто
КСП-шное бытие.
КУДА МЫ ПЛЫВЕМ? ИЛИ ХОТЬ КУДА НАС НЕСЕТ ТЕЧЕНИЕ?
(Что творилось на кухне у Марика)
Ответы возникли спонтанно, как завершение диспутов на тему:
"Как поставить стулья" или "Кого пригласить на концерт".
Вопросы присочинили потом.
(Ни то, ни другое не помогло выплыть).
Сокращенную запись сего с этими ответами и этими пояснениями для
тебя, поименуем на дальнейшее "этой штукой".
За тысячи часов общений и споров у нас (с Мариком, Ларисой,
Татьяной и прочими) сложилась свойская терминология, местный
говор. Слова, используемые как термины, будут определены, если
хочешь понять, постарайся отрешиться от их бытового значения.
Часть терминов и принцип терминологии взят из социальной психологии,
которую науку я знаю не очень хуже, чем большинство
КСП-шников - музыку.
И вот такая вышла песенка.
Песни можно писать либо без изъянов, либо без претензий.
В этом, очевидно, важное отличие дилетантизма от профессионализма.
Эту штуку по аналогии с художественной самодеятельностью можно назвать самодеятельностью научной. Как письмо или треп, она предназначена для одного или нескольких "своих". Выставлять ее на всеобщее обозрение и тем самым предъявлять к ней требования, как к всеобщим вещам, категорически низя!
Марик пересказал ее на совещании КСП и успеха не поимел. (Оттуда взялась версия, будто эта штука - суть доклад.) Можно бы причислить
совещателей к лику своих: они там ежегодно сдружились,
да и такая откровенность в пресловутом "духе КСП". Но комментарии
были сделаны безуспешно и показалось непонятно.
Соотношение же между этой штукой и любимой эстетами Объективной
Истиной такое же, наверное, как в твоих песнях: "Вот так я это вижу".
Здесь предлагается различать клубы СП по их социально-психологическим
параметрам. От классификаций по признакам территориальным
(регионы), административным (кусты), искусствоведческим и прочим
эта штука отличается еще и тем, что не предполагает какого-либо
оргвнедрения.
Итак: неформальная контактная группа (людей). Неформальная -
потому что после работы, контактная - потому что все знакомы и
контачат.
Эта группа, к примеру - ансамбль (соавторство, оргкомитет, клуб,
коллегия) поет (сочиняет, пишет, организует, собирает, составляет)
песни (стихи, музыку, концерты, фотографии, фонотеку), то
есть творит - шедевры (чудеса, халтуру, безобразие, дешевые, но
все же...) духовные (материальные) ценности.
Зачем? РАДИ ДЕНЕГ? Бывает, но в КСП не большинство.
РАДИ СЛАВЫ? РАДИ ИСКУССТВА? Не без того.
ПОТРЕБНОСТЬ ТВОРИТЬ, естественная для каждого? Да, но и это не все.
Собственное творчество, пусть иногда и примитивное, есть для человека
лучший путь к пониманию
настоящего
искусства, к
эстетическому удовлетворению
от него. Это - ПОТРЕБНОСТЬ ПОТРЕБЛЯТЬ духовные
ценности. Наконец просто живое ОБЩЕНИЕ, которого многим в формальной
сфере недостает.
Ты без труда различишь в любой КСП-шной (и не только) группе
все эти явления.
ЧТО ИЗ НИХ ГЛАВНОЕ?
Вопрос далеко не так прост, если вспомнить клубы, в которых ничего,
кроме встреч и общения фактически не делается.
То есть не знаю, что там главное для человечества, а:
"Каждый человек есть узел отношений. Человеку важны прежде
всего отношения" (А. де Сент ЭКЗЮПЕРИ)
Мнение мое таково, что отношения людей в группе и группы с миром
детерминируются именно преобладанием одного из ряда таких
мотивов.
Как узнать преобладание?
Не спросим этого у членов группы, что они скажут - о том особый
доклад.
Но посмотрим, как группа решает свои рабочие вопросы (проблемы,
конфликты, споры и т.п.).
Некий ансамбль приглашен одновременно в Урюпинск за 500 руб. и
в "Восток" за 50. Если концерт состоялся в "Востоке", то считаем,
что эта дилемма решена в ущерб мотиву "ради денег".
В ансамбль "Дельфиния" известной тебе Ларисы Северы предлагали
свои услуги два аккомпаниатора: А и Б. По мнению всех, кто мог
повлиять на выбор, Б значительно лучше владеет гитарой, музыкальной
грамотой, обладает вокальными и сценическими данными, обязателен,
спесив, эгоистичен и неприятен в общении.
На том основании, что выбран был не он, позволь заключить,
что здесь для группы главным оказалось ОБЩЕНИЕ, а не ИСКУССТВО.
Бердичевский КСП чаще устраивает концерты собственными силами,
а Крыжопольский - приглашает москвичей. Очевидно бердычанам
важнее собственное творчество, а крыжопольчанам - эстетическое
наслаждение.
Определяя, куда сделан каждый шаг группы, учитывая величину шага -
приоритет (методом экспертных оценок) получим статистику определим:
Главной называется та из выполняемых параллельно задач,
которая чаще решается в ущерб остальным.
(Речь идет о множестве решений, Соломоново же сам Соломон нашел
лишь однажды).
Статистики этой мы не считали, но на глазок заметили нередкие
задачи и прицепили к ним названия:
1. ТВОРЧЕСКИЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ) НЕФОРМАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ:
главная задача - создание духовных (материальных) ценностей.
Это - ансамбль Никитина, дуэт "Ку-Ку", КСП "Восток" в смысле
группа организаторов, которая создает концерты). Это же - серьезное
КБ на общественных началах, клуб филателистов,
кинолюбителей... и т.д.
2. КЛУБ ОБЩЕНИЯ:
главная задача - удовлетворить потребность своих членов в общении
(здесь и далее имеется ввиду возмещение пробелов удовлетворения
потребностей в формальной сфере).
Довольно откровенные клубы общения - это "Для тех, кому за 30".
Многие хитро маскируются под школы танцев, кружки домоводства,
туризма или КСП (например, нынешний одесский).
3. КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ.
Удовлетворяет потребности своих членов в потреблении
духовных ценностей (эстетическом наслаждении).
Типичные представители - клубы интересных встреч, некоторые
литературные клубы, серьезные дискотеки. В КСП отличаются
высокой разъезжаемостью, приглашаемостью, низкой организационной
и творческой активностью.
4. ТВОРЧЕСКИЙ КЛУБ.
Удовлетворение потребности творить, например - "Меридиан".
Вообще в КСП не редкость.
Для полноты картины можно упомянуть еще один, не замеченный нами
в КСП вид клуба, достаточно откровенно направленного внутрь себя -
так называемый
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ.
Бывает он в детских и подростковых группах, руководимых, как правило,
профессиональными педагогами, и потому свою задачу
по Формированию нравственности и идеологии может выполнять.
Все это были определения, но не методы измерений. Различать по
определению - выяснять всю историю клуба. Но это не беда.
Сила электрического тока определяется количеством электронов,
но не нужен ведь для каждого измерения Демон Максвелла, а есть
стрелка амперметра. Такой стрелкой для нас будут
ЦЕННОСТНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ГРУППЫ,
которые в настоящей
социологии хорошо измеряются. Это, грубо говоря, откровения на вопрос:
"Какие личности тебе больше по душе?". Статистически
ценностно-личностные ориентации можно определить и для группы.
Нам кажется, что в вышеперечисленных группах должны преобладать
следующие:
в творческом коллективе - успех, клубе общения - обаяние,
клубе любителей - интеллект, творческом клубе - талант.
Вот сие было основное содержание. Наконец еще раз осознай,
что эта штука - лишь предположения на основе практического опыта и
несмотря на ученый вид, с наукой соотносится не более, чем оплеванный
палец - с термометром.
Тебе же это пишется потому, что может как-то повлиять на твой доклад.
О том, где они соприкасаются, такой разговор.
Как я понял, у тебя, среди прочих, есть мысль о низком
художественном уровне КСП. И явно или неявно виднеется мнение,
что это плохо.
Мне такой взгляд кажется чрезмерно узким и поверхностным.
Можно, конечно, понять твою обиду за любимый жанр искусства.
Так же, как, скажем, посочувствовать блестящему профессиональному
балетмейстеру, попавшему случаем на урок в школу танцев для взрослых.
Как ему огорчительно видеть изящную, божественную Музу, попираемую
заскорузлыми конечностями под отяжелевшими телесами!
- Терпсихор Лазаревич, вы расстроены?
- Необычайно! Это профанация, безвкусица... возмутительно! Серость,
получившая право голоса, посредственность, возомнившая себя музой,
пошлость, оплетающая прекрасное!..
- Помилуйте и снизойдите! Эти люди - не танцоры, и танец здесь - не главное.
- В школе танцев?!
Видите ли, такой клуб бывает редкой отдушиной для одиноких, теряющих
надежду создать семью людей. Здесь знакомятся и... В общем, вы ведь знаете?..
- Знаю. Это может сделать брачное бюро.
- Не всякий пойдет в бюро и... Практика показывает, что такая форма
эффективней. Об этом пишут специалисты-социологи, популяризаторы - вы ведь читали?
- Да, я припоминаю... Что ж, готов согласиться: для этого нужны клубы.
Но не такие! Не такие!!! Пусть танец в них только средство, я уже не требую
стремления к вершинам, но обеспечить какую-то минимальную культуру танца
на уровне хоть начального училища...
Терпсихор Лазаревич, танцоры, что подходят вашим требованиям,
они с какого возраста танцуют?
- Ну... Да, с семи месяцев. Я лично считаю, что нужно раньше.
Но там другая методика, и потом: из ребенка еще неизвестно, что получится,
а в эти клубы можно отбирать талантливых из народа...
- А неталантливым вековать, что-ли?
- Пусть танцуют дома!
- Резонно. А можно им, чтоб не стесняться, снять в складчину квартиру
специально для танцев?
- Ради Бога!
- А можно им объединиться в профсоюз и выстроить для этого дом?
- ...? Но они выходят на сцену!
- Дома Культуры.
- Дома, клуба, у них есть открытые конкурсы, где кого-то из них (!)
признают лучшим! Да сами они наверняка считают, что своим топотанием
вносят вклад в народное творчество!
-Это самое слабое место моей позиции. Да, зачастую они заблуждаются -
чаще неглубоко и ненадолго, да и это устранимо. Но главное -
они тянутся к искусству для того, чтобы понять и приобщиться,
ведь культуру не выучишь по учебнику, она познается через общение,
через творчество. И творчество самое - естественная потребность
каждого (и неталантливого!) человека, и нельзя запрещать
эту потребность лишь потому, что выражается она на низком по
профессиональным меркам уровне! Вспомните техническое творчество:
никто ведь не требует от авиакружка плана пассажирских перевозок.
- В кружках делают лишь модели самолетов.
- Да и этот танец - лишь модель танца и также отлична от оригинала,
ведь назначение ее в другом. И скажите, Терпсихор Лазаревич,
почему вас не возмущает огромная масса серости, не посещающая
клубов? Ваш гнев адресован тем, кто плохо танцует, а не
тем, кто не танцует вообще. Молчащая, затаившаяся безвкусица вам
больше по душе?
- Да, чем воинствующая.
- Они воюют не с вами, а за себя. Творчество - самый эффективный
путь к культуре, а ваши я вам подобных чувства, а то и
активные действия направлены не против бескультурья, а против
попыток его преодолеть - может быть вы этого боитесь?
- Ну, это уж слишком! Вот что: ваши доводы каждый по отдельности
правдоподобны, я не стану заниматься схоластикой и выяснять, как
вы пришли к абсурду: к оправданию серости, пошлости, посредственности
и вообще безвкусицы в искусстве!
- Да не в искусстве же! Когда вы все наконец поймете, что это
вовсе не искусство, что мерить это искусствоведческими мерками так
же глупо, как поверять детские рисунки законом перспективы. Это
творчество - как и детская мазня - неутолимая потребность личности:
не для выставок, не для сцены, не посвящая жизни и не ожидая хвальбы,
не чтобы научиться, не чтобы стать художником, а просто чтобы жить!
- Нет отдельных мерок для профессионалов и самодеятельности: есть
единые приметы Прекрасного, а того, что безобразно, быть не должно!!!
...Наш спор с Т.Л. никогда не окончен и мы не подводим итогов.
А ты?
|