Факторы сплочения членов молодежного формирования

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> НЕФОРМАЛЫ 2000XX >> Неформальные молодежные объединения. Краткий справочник. >> Ключевые термины и понятия неформальных молодежных объединений >> Факторы сплочения членов молодежного формирования >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/13/61/1/7


Неформальные молодежные объединения. Краткий справочник. Общие положения.

Факторы сплочения членов формирования

Известно достаточно большое количество факторов сплочения формирований, которые действуют самопроизвольно с чьей-то подачи.

Наиболее хорошо известен фактор внешнего давления — наличие внешнего врага. Этот фактор часто целенаправленно эксплуатируется лидерами группировок для сохранения целостности своего формирования.

У детей и подростков нередко появляется общая тайна, служащая сплачивающим фактором. Такая тайна не бывает антисоциальной и не противоречит нормам общепринятой морали. Сплачивающим фактором является также символика и атрибутика, указывающие на групповую принадлежность. С давних времен мощным сплачивающим фактором являлась питейная практика1 — взаимное распитие спиртных напитков.

Подростковые тайны. Общая тайна цементирует рождающуюся дружбу: если настоящих секретов нет, их специально придумывают. Верность и умение хранить тайны- немаловажные критерии оценки друга. Нередкой практикой является также появление детских «тайных обществ». Обычно это ординарные малые подростковые группы, у которых как форма сплочения имеется некая «общая тайна». Отношение к подобным сведениям у подростков, состоящих в детских «тайных обществах» строится по типу: «верит — не верит». То есть это обычная игра, но включенность в нее довольно большая.

Взаимная повязанность совершенным преступлением. Речь идет о совместном участии членов группы в правонарушении. Причем, если преступление является достаточно серьезным, но пойманы они не были, то сплачивающим фактором является общая тайна с общим страхом.

Количество подростково — молодежных групп с асоциальной направленностью во всех видах преступной деятельности очень большое. Однако данный фактор сплочения в последние годы стал ослабевать и фактор «страха» стал исчезать.

Питейная практика. Питейная практика является предметом социокультурной регуляции и имеет ярко выраженный знаковый смысл, ритуализуя и опосредуя целый ряд внутригрупповых отношений. Она распространена, фактически, во всех молодежных формированиях. Трезвость практически не характерна для протестных формирований. В разных сообществах — свои знаковые и даже культовые напитки. Чаще всего в этом качестве называют пиво или водку. Для хиппи 80-х и, в тот же период для панков, культовым напитком был портвейн. В последствии панки перешли на непищевые содержащие алкоголь жидкости. Питейная практика рассматривается в молодежных формированиях как фактор консолидации. Распитие часто служит формой ритуализации коллективных мероприятий. При этом выделяется роль группового лидера. Чаще всего лидер демонстрирует максимальное (даже преувеличенное) следование групповой норме алкогольного поведения. Характерно, что отклонение от норм своего сообщества даже во время распития пресекается.

Влияние на молодежные формирования фактора «лидер — зэк». Появление в качестве лидера в молодежной группе лица, имевшего опыт нахождения в местах тюремного заключения («на зоне»), оказывает огромное влияние на эти группы. В них получают распространение элементы «зоновской» субкультуры, активно перенимаются тюремные нормы морали и нравственности, резко возрастает криминальная активность. Особенностью таких молодежных тусовок является и то, что этот лидер, чаще всего, оказывается самым старшим в группе. Реже — не самым старшим, но самым наглым и агрессивным.

После возникновения любого движения оно уже имеет некие морально-этические нормы и правила поведения. Большое влияние на изменение норм в движении имеют средства массовой информации. Это связано с тем, что приход подростков в массовые подростковые движения происходит не только «по знакомству», но и за счет «поиска наиболее близкого по духу» объединения. СМИ часто рассматриваются подростками как более достоверный источник информации (особенно периферийными группами движения) о нормах внутри движения. В движении нет единых норм поведения. При этом могут неверно подаваться идеология и нормы поведения в движении. Это, к примеру, хорошо наблюдается при описании движения сатанистов. СМИ описывают данное движение, базируясь на художественных фильмах ужаса и деятельности западных сатанистов. В то время как российские сатанисты относятся к категории агрессивных атеистов, желтая пресса способствует притоку в это социально неагрессивное движение больных людей, жаждущих «пить кровь невинных младенцев».

Уровень культуры подростков за последние годы очень сильно упал, и иронический подтекст (иногда весьма туманный) ими не воспринимается. Среднее время «жизни» групп в движении — около 3 лет. Далее — группа, как правило, распадается. Ей на смену приходит другая группа, с собственными, несколько видоизмененными нормами. Определенная преемственность, разумеется, сохраняется. Как правило, за счет перехода людей, оставшихся в движении (часто уже не подростков), из распавшейся группы в новую.



1. Т. Щепанская. «Антропология молодежного активизма» в сборнике «Молодежные движение и субкультуры Санкт-Петербурга». СПб, 1999, изд. «Норма».


Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования