https://altruism.ru/sengine.cgi/13/42/1/2
Рецензии на книгу «Очерки неформальной социотехники» Елена Каракина
|
«Эта книга — пишут соавторы — о неформалах и для неформалов, а еще для их родителей, друзей, учителей, журналистов, политиков, социологов... О неформальном движении, как особом типе социального взаимодействия, о том, как оно устроено, как зарождается, как живет и отчего умирает. Свой анализ авторы, неформалы со стажем, чередуют иллюстрированными примерами из жизни различных сообществ — коммунаров, туристов, ролевиков, педагогов-новаторов и многих других». |
Оказывается, нежелание отказываться от своего «детского прошлого», последовательность и верность себе может приносить удивительные плоды. Если, конечно, не застывать в упрямом инфантилизме, не желать видеть, как изменяется мир и «как покорный общему закону» меняешься ты сам.
Анализ существования неформальных обществ приводит авторов к удивительным выводам. Удивительным еще и потому, что результат существования «неформальных объединений» всем известен.
«Трудно представить себе, что по историческим меркам совсем недавно — в начале ХХ века вообще не было детского спорта, уроков физкультуры в школах, спортивных секций внешкольного образования. Спорта почти не было и в жизни обычного человека. Были другие любительские увлечения: живопись, музыка, литература. Но даже само словосочетание «физическая культура» до Пьера Кубертена звучало странно. Сейчас он известен, как создатель современных Олимпийских игр. Менее известно, что выпускник Сорбонны по специальности «педагогика» положил начало «спортивной педагогике» — науке о физическом образовании и нравственном воспитании молодежи путем спорта. Именно Кубертен, еще до воплощения в жизнь своей утопии — Новой Олимпии, стал создателем спортивных союзов для детей. Уже только а одно это имя его должно навсегда остаться в мировой культуре. Кубертен создал общественное движение, тогда — маргиналов: им приходилось преодолевать полное непонимание чиновников и нескрываемый скептицизм коллег. Из ничего они выпустили в жизни нечто, что породило впоследствии и мощную индустрию, и исключительно массовое занятие, и цель, и средство, и область профессиональной деятельности и много еще чего». |
Это лишь один из примеров, приведенных в предисловии. А если задуматься, их можно привести сколько угодно. Причем в самых разных областях человеческой, общественной деятельности. Вот, пожалуйста: два человека, азартно влюбленные в театр Алексеев и Немирович встречаются в ресторане «Яр» и там договариваются о создании труппы. МХАТ, как известно, существует уже более ста лет, и как театр, и как школа классического театрального мастерства. Да что там, МХАТ, если сионизм начинался именно как маргинальное, всеми осмеиваемое движение: «Было у отца два сына, один умный, другой сионист». Результат насмешек всем известен, а если сесть на самолет, то через каких-нибудь два часа к нему можно прикоснуться руками.
Не все примеры маргинальных сообществ в политике столь оптимистичны. Ленин сначала за кружкой пива в Женеве, а потом «кремлевский мечтатель», маргинал из маргиналов создал систему, которую до сих пор расхлебываем, никак расхлебать не можем. Гитлер с той же кружкой пива в руках по общий хохот озвучивал идеи Третьего Рейха, а привело к такому, что и в самом страшном сне не привидится.
И все же книга не о том, что часто именно маргиналы, неформалы меняют общество, развивают его, создают социальные катаклизмы. Что они являются носителями идей, общественного креатива — в политике, технике, искусстве. Это для обоих Михаилов, Кордонского и Кожаринова — общее место, для общеисторических примеров, как вышеприведенная цитата о Кубертене отведено предисловие.
Далее следует анализ, для которого используется специальная терминология. Каждый термин дан с дотошностью математика высшего уровня и преподавателя младшей группы детского сада. Кордонский и Кожаринов хотят быть понятыми людьми самых разных уровней образования. Они на практических примерах показывают, как формируется ядро неформальной группы, естественно вокруг лидера, как возникают ближние и дальние оболочки. Настаивают, что представляется совершенно справедливым, на том, что изначально неформальные сообщества состоят на 80 процентов из энтузиастов. Показывают, как слабый лидер может заменяться сильным. Как долго может жить неформальное сообщество, если застывает в своем ограниченном мирке. Или, наоборот, как оно преображается, причем происходит процесс взаимной интеграции. «Формальное общество» принимает идеи «неформального», и маленькая организация, основанная лишь на энтузиазме, начинает, так сказать «заказывать музыку». «Все» стремятся стать такими, какими недавно были отщепенцы, маргиналы, люди, существовавшие на границах общества, то есть, «не как все».
Резюмировать можно так — учебник, написанный «неформалами» может стать прекрасным учебником для тех, кто и не мечтал конфликтовать с обществом и взрывать его изнутри своими странными идеями.
Об одном лишь можно пожалеть — соавторы отвечают на вопрос «как»» и «каким образом», но не отвечают на вопрос, «почему» так происходит. Возможно, на вопрос «почему именно?» вообще нет ответа в этой жизни. Хотя, может сейчас, в эту минуту соавторы собирает новые материалы, стремясь ответить на вопрос «почему?». И еще на вопрос, «почему книгу Кордонского и Кожаринова можно купить только на «Острове сокровищ», в салоне при Одесском литературном музее?». Впрочем, на последний вопрос ответ известен: авторы — неформалы.
Дата публикации: 28 августа 2008