https://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/35
Текстовые иллюстрацииФлэшмобРассказывает Михаил КордонскийПосле первого одесского флэшмоба ко мне подошла журналистка, представилась и первым делом спросила, сколько мне лет. Мне за пятьдесят, и я тоже журналист. Человек такого возраста в молодёжном неформальном сообществе выглядит странно. После того, как мы попадали на пол в зале торгового центра, объясняя подбежавшим охранникам: «Извините, у меня села батарейка», — новенькая моберша сказала, что когда увидела меня, падающего неподалёку, то подумала было, что это случайное совпадение и человеку таки да плохо. В средах делающих игры и арт-акции всегда стремятся к подобному эффекту на грани реальности и игры. Считается, что там, на этой грани, эффект, катарсис наиболее ярок. Как у аудитории (игроки, зрители), так и у создателей произведения, которые видят подобную реакцию. Флэшмоб с этой точки зрения — не только озорная выходка, он — произведение искусства. Потому его тоже касаются эти правила. Действительно, это реальные сложности. Я изучаю неформалов с ранней юности и самым достоверным способом считаю побыть одним из них. В результате ходил в горы, катакомбы и карстовые пещеры, изготавливал и распространял магнитиздат и самиздат, который КГБ изымал при обысках большими чемоданами, был стажёром у щедровитян, КВН-щиком и КСП-шником, комиссаром на коммунарских сборах, модератором фидошных эх (адрес электронной почты у меня с 1992 года и до сих пор действует!), мастером на ранних ролевых играх, копал на археологических раскопках, таскал камни на восстановлении храмов, путешествовал стопом от Туапсе до Перми, вписываясь по маршруту у хиппи, при этом готовил из маковых коробочек и употреблял внутривенно из одного шприца с друзьями (а иначе нельзя, надо побыть ИМ)… Список мог бы получиться очень длинным. Однако применение метода «побыть ИМ» с возрастом сокращается. В этой книге использован, в основном, не собственный опыт, а интервью. С моберами случилось иначе. Обычный возраст моберов — студенческий. Но они чётко выполняют правила, среди которых есть такое: любой, выполняющий правила моба, есть мобер. Так что мобером побыть мне ещё удалось.
Вот и описан основной транслятор флэшмоба. Как бы озорство, но чётко спланированное, секунда в секунду и как можно более массовое. Желательно, чтобы моберы друг друга не знали в лицо — эффект тогда выше. Цель — удовольствие. Потом, конечно, всё оказывается сложнее — отсюда появятся субдвижения. Поскольку флэшмоб в Одессе породили программисты, то первый считается нулевым. Я попал только на первый в их исчислении. Адрес сайта и сразу пароль участника мне дали мои бывшие ученики, собственно, его создатели и админы. Это всё по правилам: пароль новичку даётся по рекомендации двух моберов. Все остальные участники первого моба были мне незнакомы, и явно большинство из них не знакомы между собой. Все контакты — через Интернет под никами. Вся подготовка моба: выбор из предложенных сценариев — голосование, обсуждение — доводка сценария, обсуждение впечатлений после моба, — всё в форумах на сайте. Посетителям сайта без пароля доступны только архивы старых обсуждений. В дальнейших мобах постепенно начал выделяться состав регулярных участников. «Мы делаем не для журналистов, не для публики, а для себя!» — таков был девиз ранней эпохи моба. Журналисты, конечно, узнавали об акциях, как моберы ни прятались паролями, как ни поворачивались спиной к телекамерам и даже демонстрировали угрожающее поведение. Однажды после спланированного по сценарию моба особо навязчивому фоторепортёру устроили мгновенно сымпровизированный моб: когда он свернул камеру в бокс и стал уходить, моберы пошли за ним гуськом — по центральным людным улицам города, такая колонна человек 30-40, и ходили часа полтора. Пользуясь накатанным методом «стать одним из них», я оказался в очень выгодном положении среди журналистов, и мои статьи о новом движении появились в московской прессе одними из первых. Даже молодые журналисты ну никак не хотели участвовать в мобе, делать эти странные вещи. Они пытались оставаться сторонними наблюдателями, пришедшими поглядеть на зрелище, на сленге моберов — «пингвинами», а технология отсекания «пингвинов» у моберов постоянно совершенствуется. Развитый собственный сленг является одним из признаков перехода движения в более зрелое состояние. Ядрами моберов первоначально были создатели и админы сайтов. Пытались даже вводить правила: лично не знакомиться, не тусоваться, не завязывать отношений, не собираться вместе, кроме как на мобы. Минимальный допустимый уровень тусовки — афтермоб — 20-50 минут беседы на улице не в точке моба, а в другом, заранее назначенном месте. Конечно, теперь в разных течениях моба это по-разному. Система координации действий — прежде всего, в предварительной сверке часов, например, по одному и тому же сайту точного времени в Интернете. Начало моба обычно назначается на не круглое время, типа 17:07, длительность моба коротка, и чрезвычайно важно синхронно, с точностью до секунд, начать. Иногда синхронизация производится по SMS-рассылке с определёнными правилами округления времени, так как смс-ки сами по себе не настолько точны между разными сетями мобилок. Иногда точное время начала заранее не устанавливается, функция стартёра возлагается на одного человека, «маячка», время — по его усмотрению. Моберы могут в течение 30-40 минут бродить по окружающим улицам либо по площади и, получив сигнал «маячка» по SMS или визуально, начать моб. Реакция окружающих, в общем, ничего особенного не представляет. Большинство просто проходят мимо — мало ли странных людей. Когда 30 человек минуту лежали посреди людного зала торгового центра, сложнее всего пришлось «водителям» больших корзин на колёсах и детских колясок. Кто-то, помню, сказал: «Наверное, это антиглобалисты!» Кто-то другой: «А давайте по ним прыгать!..»
|