https://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/32/1
Искусственное создание неформальных движенийПодвиг разведчикаОн начал службу при королеве Виктории, шпионил в Индии, Афганистане, Турции, Италии, на Балканах и в России, подавлял восстания зулусов, ашанти и матабелов в Южной Африке, воевал в англо-бурской войне, написал учебник по подготовке военных разведчиков, а в 1915 году — мемуары «Мои шпионские авантюры». Он стал генералом — сделал максимальную для этой профессии карьеру в британской армии. Но этого было бы недостаточно, чтобы получить титул барона, стать национальным героем, а затем и всемирно известным отнюдь не в военной, а как бы даже в противоположной сфере — в педагогике. Когда в Лондоне печатался учебник, его автор сидел в осаде в крепости Мейфкинг в Африке. Там-то ему пришло в голову, чтобы освободить для обороны взрослых мобилизовать детей в качестве посыльных и — разведчиков. На практике стало ясно, что 12-14 летние дети прекрасно справляются с этим, воспринимая как опасную, но увлекательную игру. Сейчас бы сказали «экстрим», тяга к экстремальным занятиям детей этого возраста известна — от спорта до дворовых банд. Но игра игрой, а разведданные они вполне доставляли. Учебник Баден-Пауэлла за неимением других использовался педагогами кадетского корпуса. По их просьбе (заказу?) Баден-Пауэлл взялся за специальную книгу для подготовки детей-разведчиков и с английской основательностью изучил мировой педагогический опыт. Не только европейский, начиная с Эпиктета и Тита Ливия, но и племён Африки, и японских самураев. Перед изданием книги «Scouting for Boys» («Разведка для мальчиков») генерал решил проверить свои теории на практике. Так летом 1907 года английская военная разведка организовала первый в мире скаутский лагерь — 8 дней в палатках на острове, 22 человека (три звена). Через год король Эдуард VII принимал парад четырнадцати тысяч скаутов Англии. Скауты появились в очень неприятный для Британской империи момент осознания национального унижения в англо-бурской войне. Численность, техническое вооружение, снабжение всё было на стороне англичан, и всё-таки они никак не могли добиться окончательной победы. В 80-х годах XIX-го века саксонский военный теоретик фон Науман оснастил стратегическую науку мощным математическим аппаратом и в числе прочего впервые ввёл в оценку эффективности армий фактор «моральное состояние войск». Вот по этому-то параметру английская армия (равно как и всё английское общество) явно проигрывала бурам. Скаутизм несравненно шире, чем обучение военному ремеслу. Даже лучшая армия не заменит национального самосознания. Палаточный городок на маленьком острове и 14 тысяч (это совсем немного для самой большой в мире империи) марширующих детей, подтолкнули британское общество к пониманию: ни финансирование армии, ни оснащение её лучшими в мире ружьями, пушками, корабельными устройствами и прочей аппаратурой, ни даже повышение зарплаты военным недостаточны для победы даже в локальной войне. А впереди была Первая Мировая. До сильных мира того дошло, что солдаты и офицеры не рождаются в армии, а приходят из общества с уже готовыми ценностными установками и в солдатском возрасте менять их уже поздно. Чтобы победить, нужно воспитывать молодёжь. Не такая уж новая мысль даже в военном деле. Бисмарк говорил, что франко-прусскую войну выиграли школьные учителя. В то время когда по Британии маршировали скауты, французские школьники учились по учебникам Лу Тьера. Знаменитый парламентский деятель, дипломат и Президент Франции, одновременно и знаменитый историк, автор 20-томной истории Франции, и школьного учебника, по которому училось поколение французов, униженное поражением при Седане 1870-го года. Это поколение оказалось в окопах 1914-го года и благодаря патриотическому настрою оказалось способным выиграть Первую мировую войну и победить Германию. Но это будет позже. В 1909 году король Эдуард VII произвёл Баден-Пауэлла в рыцари и сделал всё необходимое для того, чтобы воспитание молодёжи стало для генерала основным, профессиональным занятием. К 1910 году только в Великобритании было уже около 100 тыс. скаутов. Попытки создания детских и молодёжных организаций предпринимались и ранее. Во всех европейских образовательных системах давно созрело понимание необходимости чего-то третьего, кроме семьи и школы — внешкольного, дополнительного воспитания. Но только Баден-Пауэллу это впервые удалось. Его идеи оказались наиболее подходящими и мгновенно распространились по всей Европе, включая и Российскую империю. Потребностная сфера скаутского движения давно обсуждается исследователями. До конца XIX века не было самого понятия «подростковый возраст». Читатель помнит из школьного курса литературы, как классик русской поэзии встретил «в студёную зимнюю пору» «лошадку, везущую хворосту воз» и «мужичка» — «в больших рукавицах, а сам — с ноготок»: — А кой тебе годик? — Шестой миновал. В традиционной тогда экономике дети быстро взрослели, включаясь во взрослую жизнь буквально. Школы были, но они все укладывались в доюношескую пору. Урбанизация и индустриализация конца XIX — начала ХХ вв. разрушила ту экономику, связанные с ней образ жизни и ведущий психотип. Объёмы необходимого образования стали велики, сроки — удлинились. Человек биологически уже становился взрослым, а социально ещё нет. Вот тут-то и появились проблемы сложного подросткового возраста. Мы говорим о молодёжных движениях, как отдельном явлении лишь начиная с конца XIX века. До этого с ними сталкивались лишь университетские кампусы, но теперь эти проблемы превратились из головной боли отдельной замкнутой страты в головную боль всего общества. Это был Вызов. На него надо было как-то ответить. Баден-Пауэлл предложил этот ответ, и его тут же подхватили во всех индустриальных странах — именно они были очагом скаутизма. Император Николай II, лично познакомившись с книгой Баден-Пауэлла "Scouting for Boys", распорядился, чтобы Генеральный штаб выпустил её по-русски. Ещё за полгода до выхода русского издания «Юный разведчик» метод Баден-Пауэлла применил штабс-капитан Первого лейб-гвардии Его Величества стрелкового батальона О. И. Пантюхов. В 1910 году Баден-Пауэлл прибыл в Россию уже не как шпион, он был принят Николаем II, и, конечно, познакомлен с русскими «Юными разведчиками». С них-то потом творчески скопировали пионеров, даже шейный треугольный платок, повязанный морским «прямым» узлом остался. Только цвет и идеологию сменили. Плюс резко усилили социально-значимую деятельность в формах работы, придавших важную и особую характеристику советской педагогической традиции, передававшейся потом и другим подростковым движениям советской поры от тимуровцев до коммунаров. Сейчас скаутские организации существуют во всех странах европейской христианской цивилизации, где они перешли к стадии конвиксии, в том числе и в России и даже в некоторых странах других цивилизаций, и объединяют порядка 20 млн. чел. Но это уже совсем не те скауты. Как и всё в этом мире движение стареет, конвиксии, похоже, тоже. Технология, оставшись классической, устарела ещё в 30-х годах — её развили и продвинули вперёд итальянские чернорубашечники, немецкие гитлерюгенд, польские харцеры, советские пионеры и коммунары. Но разветвлённая система званий, нашивок и награждений за результаты деятельности сохранились везде, так как психологически готовят подрастающее поколение к работе и карьере на индустриальном производстве, начиная от районной фабрики и кончая международной ТНК. Отсюда же и строгая иерархия скаутов. Те же, кто ослабил данную традицию в пользу самоуправления, например коммунары, быстро оказались в оппозиции к индустриальным элитам. Новые постидустриальные традиции, например, ролевики, уже не имеют этой черты, сохраняя самоуправление. Но это уже эволюция второй половины века. В первой же все системы неформальной педагогики обладали чертами, подобными скаутской. «Чернорубашечники построены в соответствии с принципами скаутского движения» — публично заявил Баден-Пауэлл после визита в фашистскую Италию в 1933 году. Здесь и далее имеется в виду не только сами дети, но и обслуживающие их и национальные потребности науки — педагогика, социология, психология. Идеология, первоначально включавшая обязательное христианство англиканского толка, тщание, старание для избранных — умеющих достигать своей цели, аскетизм и воздержание в лагерях в обострённом виде и в жизни в соответствии с протестантской этикой, военно-патриотическое воспитание, практически стала экуменической и более того, допускает атеизм, интернационализм, пацифизм. Организация стала ортодоксальной и универсальной. Хорошо известный нам через нескольких знакомых преподавателей один из «Домов скаутов» в Канаде очень мало отличается от советского Дома пионеров. Это существующее за счёт внешнего финансирования, спонсоров, и государства в том числе, учреждение дополнительного образования и воспитания для детей и молодёжи, со всеми мыслимыми направлениями деятельности: от научно-технической до, да, политической, включая военно-спортивно-патриотическую, состоящую в дальнем родстве со скаутами-первородцами. Тем не менее, разработка Баден Пауэлла осталась классической для неформальной педагогики:
|