https://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/22/1/2
Лестница странников. Концепция.3-6. ПространствоВторой этап в формировании мышления человека (период от 3 до 6 лет) открывается при освоении ПРОСТРАНСТВА, в котором находятся предметы. Освоив то, что, собственно, существует в этом мире, человек начинает осваивать, как эти предметы расположены относительно друг друга. Это становится наиболее значимым и определяет соответствующий набор деятельностей. Вот собака — она обычно сидит под столом, а не на столе, или в будке, а не на дереве. А вот стул — на нём сидят люди, и его тоже, как правило, задвигают за стол. Ребёнок любит изображать предмет, имитируя его свойства и помещая его в соответствующую часть пространства. Отсюда — игра как ведущая деятельность, выделенная Элькониным [34]. Например, ребёнок играет в собачку: лает из-под стола. При этом старая деятельность — предметная, не исчезает полностью, а лишь отодвигается на второй план. Мы имеем дело с суперпозицией, наложением одного на другое. (Здесь зарождается и третий этап, задавая новые мотивы в поведении, но ведущими они станут только на следующем этапе.) С пространственным освоением связаны такие явления как боязнь темноты или замкнутых пространств (часто дети боятся спать с закрытой дверью — потом это проходит). И то, и другое ограничивает видимое пространство. По той же причине дети совершают свои детские подвиги, выбегая в неизведанное пространство: обежать дом, выбежав за пределы двора; залезть в какое-то немыслимое место и т.д.
|