Людмила Сауленко. Молодежные субкультуры: украинский контекст
И все-таки: что сегодня значит быть молодым?
Для всесторонней характеристики ситуации с поколениями, которые вхjдили в активную жизнь в 80-90 гг., необходимо обратить внимание на изменения в обществе в целом. Кай Мюллер в работе «Молодежные субкультуры» прослеживает исторический переход от молодежных субкультур, обусловленных средой, к индивидуалистическим молодежным культурам.
В результате образовательной политики начала 70–х годов увеличивается продолжительность учебы (12 лет — школа, 5–6 и более — высшее учебное заведение) — в результате «быть молодым» становится синонимичным понятию «учиться». Возрастание количества высококвалифицированных специалистов вместе с тем приводит к обесцениванию диплома как такового: на рынке труда количество рабочих мест явно меньше, чем предложений. Таким образом, образование не дает гарантии работы, а следовательно, реализация собственного жизненного проекта молодого человека с каждым годом оказывается все проблематичнее. Эта ситуация в определенном смысле способствует «продолжению молодости», так как среди молодежи возникает тенденция продолжать занятия из-за неуверенности в перспективе получить достойную полученного образования работу. Итак, ожидания, связанные со взрослением, явно уменьшаются — из-за неуверенности в будущем. Поэтому молодость уже не рассматривается как время подготовки к статусу взрослого, когда молодой человек сознательно отказывает себе в чем-то, откладывая осуществление этих желаний и потребностей на будущее, когда «станет на ноги». Противостояние поколений обостряется не только в результате более позднего вступления молодежи во «взрослую» жизнь, но и становится все более динамичным — из-за того, что в результате технического прогресса знания быстрее «устаревают». Профессиональное превосходство старшего поколения уменьшается и даже исчезает. Кому из нас не приходилось читать в объявлениях о вакантных рабочих местах уточнение: «НЕ старше 25 (26, 28 или 30) лет». Это также существенный фактор в конфликте поколений, когда профессиональный опыт «отцов» устаревает гораздо раньше, чем они достигнут нетрудоспособного возраста, а знания молодых делают их грозными конкурентами — но конкурентами, не имеющими никаких гарантий, что эти знания понадобятся обществу до того момента, когда и они обесценятся.
Все отмеченное делает положение молодежи в значительной мере двусмысленным: с одной стороны, молодость как бы продлевается за счет учебы, но с другой — у молодых людей все чаще возникают вопросы: как обеспечить собственное существование и то же обучение.
<< История изучения молодежных субкультур | Обсудить в ЖЖ | К ОГЛАВЛЕНИЮ | Обсудить на форуме | Снова о субкультурах: теоретический аспект >>