Людмила Сауленко. Молодежные субкультуры: украинский контекст
И снова о поколениях
Вот что пишет польский ученый Кшиштоф Зельке (Krystof Zelke. Pokolenia\\ Pismo o stuce publicznego "Polis". –1996. –5–6.S.123–129) о проблеме поколений в Соединенных Штатах Америки. «Если вообразить последующие поколения в виде спадов и подъемов волн, перекатывающихся через очередные фазы жизни...увидим, что поколение «бума», ставшее двигателем молодежного бунта 60-х годов, трансформировалось в япи 80-х, в итоге — в солидных родителей и правящий класс 90-х. Не удивительно поэтому, что современная молодежь, находясь под влиянием родителей поколения пика, не бунтует против слишком авторитарных родителей (ибо таких уже нет), но и не стремится к большей свободе (потому что получило ее слишком много и от родителей, и от общества), а наоборот — бунтует против избыточного либерализма».
В книге американских социологов Уильяма Стросса и Нейла Гоува «Поколения: история будущего Амери-ки:1584-2069») американские поколения определяются так. Военное поколение, или «G.1.» — рожд. 1901–1924 — выросшее в годы Великого кризиса, «самое удачное из всех, какие получила Америка». «Молчаливые» (рожд. 1925–1942 гг.) известны своим подчинением правилам, конформизмом. (Однако, заметим, именно в том поколении появляются «битники» — см. ниже — Л.С).
Идеалистическое поколение «бумеров» (рожд. 1943-1960) — поколение, чей бунт коренным образом изменил мировую культуру.
И наконец, «поколение кризиса», оно же «поколение X» или «иксеры» (рожд. 1961-1981) . Это первое за столетие поколение, уровень образования в котором ниже, чем был у его родителей. В этом поколении среди причин смерти на первом месте оказываются не болезни, а несчастные случаи, убийства или самоубийства.
Своим названием «поколение X» обязано книге Дугласа Коуплеяда «Поколение Икс». Это поколение называют также «поколением–13» («чертова дюжина», несчастливое число), «поколением ночных уборщиков» (janitors). Не правда ли, многовато названий? Что же за ними кроется? Может быть, прав русский исследователь Илья Кормильцев, заметивший: «Неологизм» «поколение Икс» распространился ныне до такой степени, что скоро его будут писать в подъездах и на заборах. Однако, как это случается на каждом шагу, популярность термина совсем не означает понимания того, что он выражает ... Существует ли вообще поколение Икс, и если да, то в какой действительности? Кроется ли за этим термином определенная универсалия?» (см. Кормильцев И. Поколение X: последнее поколение?\\Иностранная литература — 1998. — № 3).
Поскольку нас интересует не социологический, а культурологический аспект понятия «поколение», уточним постановку вопроса. Итак: не кроется ли за понятием «поколение» определенная универсалия культуры XX века? (об универсалиях культуры см. книгу: Марк Найдорф. Введение в теорию культуры. Одесса, 2002.)
- Как всем известно, латинской буквой X в европейской культурной традиции принято заменять любую неизвестную величину. То есть «поколение Икс» — это «поколение неизвестности», «неизвестное поколение». Примерно такой смысл первоначально имело это выражение, появившееся в Англии в 60-е годы и широко употреблявшееся в литературе и музыке («Поколением Икс» назвал свою группу американский панк Билли Айдол). Коупленд применяет этот термин для обозначения так называемых «слакеров» (в вольном переводе с английского это слово означает что-то, вроде «пофигисты»).
- В основе романа «Поколение Икс: Сказки для ускоренного времени» лежит история трех неудачников. Ее герои — молодые люди, перед которыми не открывается блестящих перспектив, так как места на игровом поле жизни давно и прочно заняты другими; работа со скучной карьерой и заранее известной схемой продвижения по службе их не очень-то привлекает. Подобная жизненная идентификация чревата настроениями, выраженными в песне одного из культовых авторов «поколения Икс» Курта Кобейна: «Я ненавижу себя и хочу умереть». «Иксеры» не претендуют и не могут, из-за низкого образовательного уровня, претендовать на высококвалифицированный труд, поэтому удовлетворяются работой, обеспечивающей, говоря привычным нам языком, «прожиточный минимум» без особой ответственности. За ними закрепилось также прозвище «поколение ночных уборщиков» (ср. песню Бориса Гребенщикова «Поколение дворников»). Они охотно работают так называемыми «макджобами» — уборщиками в столовых быстрого питания типа «МакДоналдс».
- * Кстати, и культурное поколение «восьмидесятников» в нашей стране оказалось «поколением дворников» (по названию песни одного из известнейших советских рок-певцов). Ведь тогдашние представители художественного андерграунда (рок-музыканты, поэты, художники) охотно работали дворниками, операторами котельных т.п., то есть занимались трудом, дававшим относительную свободу. Распорядок работы предполагал неполный рабочий день или посменное дежурство. Отдав государству несколько утренних часов или одни сутки из двух-трех, человек мог распоряжаться оставшимся временем по своему усмотрению — в данном случае посвящая его творчеству. Специально для молодых читателей этой книги подчеркнем: работа (в государственной структуре, т.к. иных в советское время не существовало) была обязательной. Ведь если ты не состоял на государственной службе или не учился на стационаре, ты считался «тунеядцем» и мог быть подвергнут административному наказанию вплоть до высылки или тюремного заключения. Одни из самых ярких примеров — история поэта Иосифа Бродского, будущего лауреата Нобелевской премии. Он был обвинен в тунеядстве, так как нигде не работал. И хотя жил он за счет литературного заработка (гонораров за публикации, переводы, литературной работы т.п.), однако, не будучи членом Союза писателей СССР, формально на творчество не имел права. Бродский был осужден, выслан из Ленинграда и сослан на несколько лет в глухую деревню без права выезда за пределы района.
Обвинение в тунеядстве грозило в СССР многим звездам молодежной культуры, поэтому они вынуждены были «узаконивать» свой гражданский статус, устраиваясь на неквалифицированные работы, где над ними не было такого бдительного надзора.
Подчеркнем и еще одно обстоятельство, существенное для понимания разницы между «поколением дворников» и «поколением ночных уборщиков». «Дворники»-восьмидесятники были преимущественно людьми высокообразованными, в основном за счет самообразования, часто с престижными дипломами. Основатель знаменитой группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, «к примеру, окончил лучший в стране механико-математический факультет Ленинградского университета, знаменитый, рок-певец Виктор Цой имел диплом реставратора, певцы и композиторы Юлий Ким, Александр Градский были выпускниками знаменитого Московского государственного педагогического института. «Иксеры» — «поколение ночных уборщиков» — как мы уже отмечали, обладают низким образовательным цензом и крайне низким уровнем общей культуры.
Упомянутая книга Коупленда далеко вышла за рамки беллетристики. Она, можно сказать, открыла тему «поколения Икс», и в связи с ее грандиозным успехом появился ряд специальных исследований американских и европейских ученых, посвященных исследованию «поколения Икс». На сегодня является общепризнанным тот факт, что название книги дало имя новому этапу развития молодежной культуры.
<< ...и в поисках критерия молодости | Обсудить в ЖЖ | К ОГЛАВЛЕНИЮ | Обсудить на форуме | Наши «иксеры» и следующие >>