https://altruism.ru/sengine.cgi/12/12/28/10
Михаил Кордонский, Владимир Ланцберг. Технология группы. Авторская версияГлава X О том, как измерить неизмеримоеСоциально-психологическое исследование группы немыслимо без измерения ряда важнейших ее параметров. Так, бывает необходимо установить, к какому социально-психологическому (ценностно-ориентационному) типу она относится; идентифицировать ее лидеров (а они могут быть разными, в зависимости от сферы проявления личностных свойств — надежность, душевность, способности и т.п.); выяснить социальный статус того или иного ее члена; определить уровень групповой сплоченности; узнать, какие человеческие качества в данной группе наиболее ценимы — «нарисовать» ее социально-психологический портрет; наконец, представить себе, из каких микрогрупп она состоит. От уровня сплоченности зависит в принципе работоспособность группы. Во многих развитых странах творческие коллективы расформировываются, если коэффициент их групповой сплоченности опускается ниже рекомендуемого психологами уровня. Выявление лидеров позволяет более активно вести педагогическую работу в группе, так как воздействие на лидеров дает максимальный эффект. Знание взаимных симпатий и антипатий помогает определять связки людей, которым можно поручать совместное выполнение тех или иных заданий. Той же цели может служить и представление о существующих в коллективе микрогруппах. Наконец, знание ценностно-ориентационного типа группы дает возможность определить, какие формы и методы работы для нее являются оптимальными и какого рода мероприятия помогут ей обрести психологический комфорт, эффективность, долголетие. Определение социально-психологического типа группы корректнее всего осуществлять методом включенного наблюдения (мониторинга), когда исследователь изучает группу на протяжении продолжительного времени, отмечая и классифицируя наблюдаемые в ней явления (в частности, слова и поступки ее членов, принятые решения и пр.). Статистический характер метода страхует от тех аберраций, которые практически неизбежны при любом экспресс-анализе, когда ответы на вопросу невольно корректируются сиюминутными моментами — настроением респондентов, локальными конфликтами и т.п. Мониторинг может быть дополнен анализом документов группы за тот период, в течение которого она существует (то есть, в нынешнем составе). Вот умозрительные примеры такого рода наблюдений. Допустим, мы приходим в клуб, именуемый «Клубом любителей кошек», и видим там девять человек с собаками и одного с кошкой. Слушая их беседу, мы отмечаем, что 60% времени они говорят о собаках, 30% — о погоде и 10% — о кошках. Если, регулярно посещая клуб, мы видим, что ситуация повторяется, мы ставим его на оси X (см. гл. I) у темы «Кинология», а по оси Z — у отметки «клуб общения», Ext=0 (см. гл. II). Посетим другую комнату — с вывеской «Центр помощи инвалидам». Если мы видим там девять человек, пьющих чай и беседующих на тему помощи инвалидам, и одного, иногда посещающего инвалидов на дому, мы классифицируем этот Центр по оси X по теме «Социальная работа», а по оси Z — «клуб общения», Ext=10%, где последняя цифра характеризует процент времени, затрачиваемый клубом на работу внешней направленности. (Разумеется, мы не станем сообщать этим милым людям о результатах наших изысканий, дабы не обидеть их.) Данные по оси Y можно получить, просмотрев соответствующие документы. Если организация общественная, они, по нашим представлениям, должны быть доступны. С организациями, документы которых закрыты от широкой общественности, мы предпочитаем на связываться. К сожалению, в реальной практике чаще приходится обращаться к методикам более скоропостижного характера. В основе многих из них лежит метод социометрии [13; 15; 16; 26; 29; 32], позволяющий производить определение социальных статусов членов группы. Как это делается? Каждому члену группы выдается листок, на котором он должен указать свою фамилию и ответить на вопросы. Они задаются в определенной форме и различаются по цели (опросы на выбор или отказ) и по темам. Например, возможны следующие вопросы выборного характера:
Вопросы отказного характера строятся по принципу «Кого бы вы не взяли?» Темы (по необходимости) могут варьироваться, а вопросы, соответственно, — иметь, к примеру, следующий вид: «Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?» «С кем бы Вы пошли в разведку?» «С кем бы Вы хотели петь в одном ансамбле?» и т.д. Во время опроса необходимо строгое соблюдение следующих правил:
Существуют и дополнительные требования, предъявляемые к вопросам социологических анкет. Они носят, в основном, чисто психологический характер (конкретность, понятность, выявление эмоционально-психологического отношения, недопущение ограничения выборов или отказов, убедительность необходимости опроса как такового и т.п.) [13]. Таблица 4
В простейшем случае можно не подразделять выбор на 1-й, 2-й и т.д., а нужные фамилии называть в произвольном порядке, но этот метод более грубый. Выбранному в первую очередь начисляется максимальный балл, во вторую — на один меньше, в третью — еще на один меньше, и т.д. Например:
Результаты выборов сводятся в таблицу 5, где опрашиваемые расположены в алфавитном порядке. Допустим, Акулов выбрал 1-м выбором Ежевскую, 2-м — Мурашова, 3-м — Воробьеву. В таблице на строчке №1 (Акулов) ставим баллы: в колонке N8 (Ежевской) — 3 (за 1-й выбор), в колонке №14 (Мурашову) — 2, в колонке №4 (Воробьевой) — 1. Заполнив все строчки, подсчитаем сумму баллов у каждого респондента. Некоторые выборы оказываются взаимными (независимо от того, кто кого в какую очередь выбрал). Так, Акулову ответили взаимностью все трое, Мурашову — один, а Орловской — никто. Взаимные выборы выделяем кружочками (в таблице — звездочками). Таблица 5
Теперь можно вычислять индекс (коэффициент) групповой сплоченности ИГС [4; 8; 9; 15; 29]. Каждый участник в данном примере сделал три выбора «стоимостью» в 3, 2 и 1 — всего на сумму 6 баллов. Общая сумма равна 6х15=90 баллов, где 15 — число опрашиваемых. Подсчитаем сумму баллов взаимных выборов. У Акулова (1 колонка) из общей суммы (21) количество баллов взаимных выборов равна 3+3+1=7. У Борзова (2 колонка) — 3+2=5. И т.д. Итого по группе — 7+5+6+4+3+0+4+3+5+3+3+3+0+2+1=49 баллов.
В простейшем случае ИГС подсчитывается без учета очередности выбора, то есть, учитывается не количество баллов, а количество выборов:
Определение социальных статусов членов группы производится путем сравнения сумм баллов, полученных каждым из них в результате социометрии. 1-е место (высший статус) получает тот, кто набрал наибольшее число баллов. В нашем случае это Акулов. Он и является лидером группы по данной теме. Далее в список заносятся остальные члены группы в порядке убывания результатов. В случае равенства оценок выше располагается тот, кто получил большее число выборов. Если и в этом случае имеется равенство — тот, у кого больше первых выборов. В случае абсолютного равенства в списке должна быть особая отметка. В нашем примере члены группы, согласно своим статусам, располагаются следующим образом: 1 Акулов (21 балл) 2 Жук (9 баллов) 3 Дятлов (8 баллов) 4 Воробьева (7 баллов, 4 выбора) 5 Волков (7 баллов, 3 выбора, из них 2 первых) 6 Борзов (7 баллов, 3 выбора, из них 1 первый) 7–8 Зайончик (6 баллов, 3 выбора, из них 1 первый) 7–8 Орловская (то же) 9–10 Галкина (4 балла, 3 выбора, первых нет, 1 второй) 9–10 Мурашов (то же) 11–12 Иволгин (3 балла, 2 выбора, первых нет, 1 второй) 11–12 Кулик (то же) 13 Ежевская (3 балла, 1 выбор) 14 Горностай (2 балла) 15 Левина (0 баллов) «Звезда» в группе одна — Акулов (21 балл). «Предпочитаемые» — Жук, Дятлов, Воробьева, Волков, Борзов, Зайончик, Орловская (9 — 6 баллов). «Пренебрегаемые» — Галкина, Мурашов, Иволгин, Кулик, Ежевская, Горностай (4 — 2 балла). «Изолированная» или «отверженная» (возможно) — Левина. Все зависит от того, много ли у нее будет баллов по отказам при соответствующем опросе. Можно считать, что уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) группы чуть выше среднего, так как представителей I и II социальных уровней («звезд» и «предпочитаемых») немногим больше, нежели III и IV (8 и 7, соответственно). Следующим видом исследования может быть составление социально-психологического портрета группы. Сначала заполняется анкета портретного опроса, рассчитанного на получение оценок человеческих качеств, соответствующих ценностно-ориентационным типам групп, как при референтометрии [15; 29]. Метод этот позволяет выявить социальный статус членов группы, как при социометрии, но с учетом не функционального, а ценностного фактора. Сначала производится взаимооценка членов группы с помощью анкет (1-й опрос), затем выясняется, чье мнение о себе (не более N человек) хотел бы знать тот или иной член группы (2-й опрос; он аналогичен социометрии). Число N, как и в социометрии выбирается в зависимости от величины обследуемой группы. Анкета может иметь следующий вид: «Название клуба_____________ Фамилия участника________________ Оцените личностные качества членов Вашего клуба по предлагаемой шкале; избранные баллы внесите в таблицу (себя оценивать не нужно). Ниже помещается таблица, которая в нашей книжке имеет порядковый номер 6. Таблица 6
По результатам подсчета среднего балла члена группы по каждому параметру составляется итоговая таблица. В нее заносятся фамилии членов группы в порядке убывания статуса (от лидера к аутсайдеру). Параметры оценок, грубо говоря, соответствуют следующим качествам и типам групп:
(Параметров опроса может быть и больше (например, «профессионал-дилетант» и др.), каждому типу группы при этом может соответствовать ряд качеств). Такая таблица и являет собой социально-психологический портрет группы (см. табл.7). Таблица 7
Из таблицы видно, что лидеры имеют высокие оценки нравственных и деловых качеств; прочие качества не влияют на их статус. Данная ситуация типична для «воспитательного» коллектива. Наконец, по результатам социометрии (табл. 5) можно попытаться выделить микрогруппы [32]. Для этого в таблицу 8, аналогичную таблице 5, в 1-ю строчку вписываются фамилия и номер (из таблицы 5) любого члена группы, имеющего взаимный выбор (и в 1-й столбец — также его номер). Допустим, номер 1 — Акулов. В последующие строчки и столбцы вписываются фамилии и номера тех, кто находится с ним во взаимном выборе (4; 8; 14). Выборы помечаются крестиками, взаимные — кружочками. Затем вписываются те, кто находится во взаимном выборе со вторым записанным (с N4-м — кроме того, N7-й), с третьим (с N8-м — более никого) и т.д. (с N14 — никого, с N7 — N15) до тех пор, пока эта цепь не обрывается (с N15 — более никого). Затем то же повторяется с любым следующим, имеющим взаимные выборы, и т.д. (NN 2; 3; 5; 9; NN 10; 11; 12). Последними заносятся те, кто их не имеет. Микрогруппы располагаются по диагонали, проходящей из левого верхнего в правый нижний угол таблицы. Численность их, как правило, колеблется от 2 до 7 человек. Они закрашиваются прозрачным маркером (в нашем примере — зеленым) и выглядят как прямоугольники (см. табл. 8). Таблица 8
Обследование групп желательно производить неоднократно и систематически. Это связано с тем, что в разные дни может наличествовать разный контингент, что важно при социометрии. Да и сам сиюминутный статус индивида может колебаться во времени, в зависимости от его активности, результатов работы, поступков, конфликтов и других причин. Короче, результат обследования сам по себе благо, но лучше — статистика результатов.
|