Педагогика Владимира Ланцберга
7. «Клуб живет 3 года» — размышления по поводу
Михаил Кордонский: Идею «одноразового» клуба, который существует только один цикл, мы заимствовали у Юрия Устинова. Вообще я не считаю, что мы с Володей Ланцбергом были первооткрывателями чего-то. Мы собирали разные педагогические инновации, мы их как-то компилировали, но на открытие это не тянет. Изобретение, которое в некоторых случаях может являться соединением доселе уже известных элементов,— ну, может быть.
Самая распространенная характеристика нашей с Ланцбергом «Технологии группы»: «Это та книга, в которой написано, что клуб существует всего три года». На самом деле там не так категорично написано, но, в общем, там написано, что социальные организмы так же, как и растения, стареют и рано или поздно умирают.
Согласно нашей концепции, оптимальная длительность существования клуба — 3,5–4 года. Заранее дата закрытия неизвестна, потому что наступает кризис в не очень предсказуемый момент. Потом клуб закрывается, и некоторое время на этом месте клуба нет вообще. А потом мы где-то, чаще всего в другом месте, организуем новый клуб. Трое детей участника этой беседы Ромы Морозовского прошли через три разных клуба, но наших.
Если мы говорим про педагогику Владимира Ланцберга, то Володя и его последователи делают именно так. Из этого не вытекает, что вы все должны делать так же.
Спрашивается: можно ли продлить жизнь клуба? Конечно, можно. Но, с нашей точки зрения, эффективность при этом падает. Бывают исключения, бывают долгожители, но статистически это так. Эффективность наших клубов выплескивается в очень короткий промежуток времени, а он как раз нужен, чтобы 12-летнему человеку стать 16-летним. То есть этим детям это уже больше не нужно, они выросли, что с Ромиными детьми и произошло. Мы считаем, что именно это наиболее целесообразно.
Эффективна ли жизнь наиболее долго живущего клуба? За редкими исключениями. В 99% случае эффективность педагогической деятельности падает и через несколько лет становится ниже формальной группы. Какой смысл затевать клубную педагогику со всеми её специфическими чертами, если то же самое можно сделать в школьном классе? С нашей точки зрения, она после превышения оптимального срока теряет смысл.
<< «Технология группы» — 2 | Обсудить в ЖЖ | К ОГЛАВЛЕНИЮ | Обсудить на форуме |