Подмена
Пройтись по улице с блестящим фотоаппаратом на пузе, небрежно вскинуть дорогостоящий предмет — «щёлкнуть» птичку, собачку, одноклассника…
Продефилировать в составе стройной цепочки себе подобных — спереди обветренная физиономия, сзади потрёпанный рюкзак, снизу умопомрачительные броневибрамы, сверху ореол паломника и первопроходца…
Или, стоя за электроорганом, «как бы резвяся и играя», воздвигать в пространстве фантастические дворцы из чудесных звуков…
Престижно!
— Зачем ты пришёл в клуб?
— Хочу фотографировать, ходить в походы, играть в ансамбле…
Через полгода:
— Зачем ты ходишь в клуб?
— Здесь друзья.
Произошла подмена ценностей.
Вот педагог прищёлкнулся карабином к страховке и полез по скале… Вот он взял в руки электрогитару и заложил невероятный пассаж… А вот он профессионально, виртуозно перевязал собаке лапу, после чего вдруг вспомнил строчки из Людвика Ашкенази и… переключился на поэзию верлибра.
Не то чтобы для тебя поэзия — «terra incognita», скорее просто «до фени», но ты слушаешь: ведь говорит такой человек! Да и вправду интересно, хотя и не всё понятно.
А в это время происходит подмена.
Хорошо ли это, нравственно ли — заниматься подменой?
Но дело в том, что никто ею не «занимается», она происходит сама. Другое дело, что ради неё и городился весь этот огород, именуемый клубом. Никто не в состоянии навязать тебе подмену: это твоя работа. Так сказать, труд души.
А что педагог?
Его задача — обеспечить тебя «рабочим местом», создать «заинтересованность в труде», предоставить «орудия труда»… Не говоря уже о том, что сам он должен быть ходячей «выставкой готовой продукции».
Такой фокус.
Открывается дверца чёрного ящика; внутрь входит человечек; на груди у него табличка с надписью: «Слыть и иметь!»
Через некоторое время дверца открывается снова, человечек выходит, табличка уже другая: «Быть!»
Снимаем с ящика крышку, ищем внутри старую табличку и не находим.
Чудеса!
17 апреля 91
Откорректировано Н. Жуковой, 18.11.2008
Обсудить на форуме | Обсудить в ЖЖ