Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Паноптикум подростковых странностей Паноптикум подростковых странностей

"ПАНОПТИКУМ (лат.) - собрание разнообразных необычайных предметов, причудливых живых существ┘" (Энциклопедический словарь)

"Дети испортились" - говорят педагоги. "Я не узнаю своего ребенка" - вторят им родители. Ленивый, вспыльчивый, наглый, задира, не уважает старших, сам себе на уме... - такими и многими другими характеристиками награждают взрослые своих доселе милых и отзывчивых учеников.

Да, ребята становятся странными, - говорим мы, или просто, может быть, другими, нам не всегда понятными. У них появляется своя собственная жизнь, новая жизнь нового поколения, не всегда доступная пониманию взрослых.

В нашей рубрике "Паноптикум подростковых странностей" мы будем представлять и пытаться осмысливать факты их "странной" жизни.


Валерий Юрьевич ПУЗЫРЕВСКИЙ

г. Санкт-Петербург

"Костоломство" - кризис роста

Подростковый возраст - период переломный. Кости интенсивно растут и в рисковых делах зачастую ломаются, голос тоже находится в процессе становления и ломается, а его индивидуальному величеству "Я" "в лом" делать то, что навязывают занудные взрослые. Ломки, конечно, боятся, но еще больше ее хотят.

Подросток находится в экстремальных отношениях со всем миром. Дух захватывает - и в этом полнота жизни, ощущение того, что перерос-таки заборчик детского сада и увидел┘ Увидел, что с имеющимися силенками можно ломать уже не те игрушки, а другие, построенные взрослыми для нужд делового мира. В ходе все более активной социализации подросток, ощущая себя частью этого мира, невольно - и оттого, наверное, смело - ломает и себя. Точнее, свои кости и кости своих сверстников.

Рост-то ведь и радует, и пугает. Хочется не быть как все - "высунуться" - и все же не быть "белой вороной". Того, что можно ломать вдруг стало много, и почему бы этим не воспользоваться. Бывают, конечно, "обломы" в ломании чего-нибудь, но ведь еще чаще случаются "обломы" в правильном созидании. Ломать - все же не строить. "Будь проще, и люди к тебе потянутся". Хотя некоторые из подростков, бывает, получают удовольствие, ломая свою дурь в творческом созидании, в редком духовном восхождении.

Им проще идти напролом. Они играют открыто и грубо и потому по-хулигански циничны. Их цинизм не потому, что у них за спиной силы власти, а потому, что - сожженные мосты, ведущие из мира детства. Их категоричность оценочных суждений и нетактичность шокирует. Но они всегда готовы сказать: "Шок - это по-нашему". Переубедить их можно, разве что, с помощью холодного и острого лезвия логики, ибо металл и остроты - в их стиле. Педагоги же - люди чувствительные и зашоренные штампами своих учебных предметов. Они не выдерживают подросткового цинизма и впадают из менторства в истерику. "Ну, ты и дрянь! Какой наглец! У тебя совесть есть?!" - возмущаются училки. Возмущаются и убегают принимать карательные меры. Училкам нужна психологическая уверенность в себе и терпимость к иному, которых-то у них и нет. Они полагают, что подросток просто обязан быть джентльменом (gentle+man), тогда как его время быть стикменом (stick+man). Что девушка должна быть скромной, тогда как объективные физиологические процессы призывают ее быть не у кромки, а в центре внимания парней и подруг. А чтобы быть в центре внимания, нужно не придерживаться стереотипов правильного поведения, а ломать их. Отсюда-то трагикомедия внутреннего противоречия между потребностями в разрушении и созидании и внешне экстремальное его выражение.

Так, "костоломство" - хотим мы того или не хотим - оказывается занятием более предпочтительным. Футбольные фанаты, неонацисты, антиглобалисты, представители "новой атлетики" (сноубордисты, горные велосипедисты, скейтбордисты и т.д.), просто пьяненькие - вот лишь некоторые общеизвестные "исполнители" и "жертвы", страдающие от такого "не-дуга", как "костоломство". Пиратский символ "Веселый Роджер" - выражает суть этой "недугости", то есть - угловатости.

Угловатость подростковой моторики понятна: например, когда очень быстро из костяшек домино начинаешь возводить домик, то, как правило, очень быстро его и ломаешь.

Структура переходного периода неустойчива и потому требует подпорки. Подростки не брезгуют никакими подпорками для удержания своей костной "Пизанской башни" и смело садятся на стол, подоконники в школе, ступеньки эскалатора, шеи родителей и т.д.

Это еще ничего. Хуже, когда ломается духовно-личностный остов. Тогда-то в поисках духовных протезов прибегают к таким суррогатам, как наркотики и садятся аж на иглу. Такая подпорка, врастая в плоть и кровь, заменяет уже всё. И врачам тогда приходится ради спасения взламывать черепную коробку, чтобы нейтрализовать это страшное привыкание к наркотической подпорке.

Подростку нужны подпорки, и здесь взрослому надо безусловно ценностно принять растущую личность такой, какой она есть и суметь открыть ей в ней самой те внутренние здоровые психосоматические подпорки, которые развиваются по неискаженным цивилизацией эколого-космическим законам самоорганизации природы и общества. Это принцип ненавязчивой поддержки. Дело же за тем, чтобы освоить опыт действенного пребывания в личностной или в личностно-профессиональной позиции фасилитатора. В школе она возможна как "сталкерская" позиция, но при этом школа представляется живущей не по законам классно-урочной системы, а по законам саморазвития.

Короче говоря, подросток - это как костлявая рыба, которую не стоит ловить, чтобы есть и не стоит содержать в аквариуме, а стоит не загрязнять ту водную стихию, где она живет.

Даешь "Гринпис" для подростка!





Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько дней в обычном году?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  гаврилова Fri 04-Apr-2003 01:02:20  
     

Подростками были все. Вот вы считали себя проблемой когда были подростком? Даже когда делали нечто осуждаемое обществом. Это состояние души, не хуже и не лучше всех остальных состояний и кризисов, о нем просто слишком много болтают.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100