Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Прологи из начальной школы. Возвращение грамотности. Евгений Шулешко.
Клубок в разрезе
Программа. Методика. Стиль. Система...
Стоит ли удивляться, что в многочисленных наименованиях системы Шулешко царит диковинный разнобой. Обучение по «Аквариуму» — это вроде бы про методику. Социо-игровая педагогика — про стиль. Система ровеснического образования — про общую идеологию. Система ГООПа — про новый уклад профессиональной жизни. Программа преемственности — про организационные формы. Программа «Обновление и самообразование» — про изменение культурных норм отношения к педагогике. И так далее.
Каждое из жанровых определений имеет право на существование — и каждое неудовлетворительно. Не умея даже назвать понятно эту методику-концепцию-систему-программу-движение-практику-стиль... — нам ничего не останется, как последовательно взглянуть на неё с точки зрения того или иного определяющего жанр слова.
Три-плана программ
Попробуем разобраться, как проявляются друг через друга три плана шулешкинских программ:
- долгосрочная программа становления ровеснических отношений;
- среднесрочная программа освоения языковой и речевой культуры;
- и краткосрочные планы по насыщению жизни детей событиями из разных родов деятельности.
август 1997 г