Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Эпоха великих открытий в школе 90-х годов.
Елена Яновицкая. Великая дидактика без домашних заданий

Пять уровней работы, пять типов уроков, три уровня сложности

Впрочем, описанная нами «эстафета у доски» относится по преимуществу к одному из типов уроков.

В норме же каждая учебная тема должна подвергаться рассмотрению пять раз, под пятью разными углами зрения. Такое многообразие этапов работы служит необходимым условием разноуровневой системы обучения, позволяющей разным детям учиться по-разному, но обеспечивающей каждому доступные, и необходимые основы знаний.

Сейчас принято говорить о «репродуктивном» и «творческом» уровне освоения. Такое разделение справедливо — но оно явно недостаточно и мало что объясняет с точки зрения организации обучения.

Что такое «репродуктивный» уровень? Способность повторить какие-то случайные сведения? Или овладение главным в теме? Или полноценное понимание системы связей и соотношений во всем пройденном материале? Все эти три уровня можно назвать «репродуктивными». Но какова дистанция между ними!

Вот красноречивый пример «базового знания» — деление на десятичную дробь. Способов деления на неё на самом деле не существует. Просто в делителе надо зачеркнуть запятую — а в делимом на то же количество знаков запятую перенести. «Базовый момент» операции — передвинуть запятую там и там. А дальше — делить дробное число на целое. Ничего сложного. Но на самом деле даже многие старшеклассники в делении на десятичную дробь делают ошибку. Зачастую в классе на такой пример только двое-трое правильно перенесут запятую. Потому что ребятам всё дали в куче; знание об этой простой, но важной операции у них где-то затерялось среди множества разрозненных сведений.

Увы, это обычная традиция. Не выделять главное и концентрировать на нём все внимание — а лепить все в кучу. И базовые сведения, и дополнительные, и сразу попытаться связать новые знания с пройденным... В результате суть новых знаний тонет в очень непрочных знаниях прошлых. А так как они тоже становятся непрочными — то трясина только нарастает.

Поэтому мы считаем необходимым выделять три главных вида сложности при подаче материала и при его усвоении, а потом, соответственно, и при оценке:

Знание базового минимума только на материале темы.

Умение устанавливать связь нового с пройденным ранее, как по этому курсу, так и по сопутствующим.

Овладение творческими приемами в использовании изученного материала, предложение нестандартных решений.

Эти вещи ни в коем случае нельзя мешать друг с другом (они точно друг другу помешают). Именно в этом осуществляется дидактический закон разноуровневости: разные возможности детей накладываются (имея при этом возможность развиваться) на структурное разнообразие учебной информации (а не наоборот!). Поэтому при подготовке любой темы предполагаемый учебный материал (а не ученики!) заранее распределяется по нескольким блокам:

материал любого «занимательного» рода, позволяющий увлечь новой темой;

очень четко выделенный базовый минимум темы, «самое главное»;

задания и сведения, помогающие связать новую тему с ранее изученным;

и, наконец, проблемы, задания, вопросы и специальные приемы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений.

В каждой новой теме нам представляется необходимой следующая последовательность процесса обучения:

Во-первых, заинтересовать темой.

Во-вторых, рационально взять главное.

В-третьих, посмотреть связь главного с пройденным и с возможностями творческого подхода к новым задачам.

В-четвёртых, оттренировать всё.

В-пятых, продемонстрировать успехи на всем материале темы.

Так от развлекательно-дилетантского уровня к самостоятельно-творческому идет продвижение в любой теме. И каждому уровню соответствует свой комплекс (не случайный набор «мелочей», а их система!) приёмов и методов учебной работы на уроке.

«Дилетантский» уровень. Избыточная информация и интрига

Вокруг любой темы можно обнаружить изобилие информации, способной привлечь внимание, заинтриговать: обзорной, развлекательной, научно-популярной, литературной театрализованной... Зачем этот вопрос вообще изучать? Что творилось до нас по этому поводу? Что начинается сейчас и куда-то направляется в будущем... Здесь, кстати, возникает так называемый «механизм слежения» за движением в изучении природы и общества — школьная программа перестаёт быть фатально отстающей от Жизни. Всё новое своевременно попадает в школьные курсы на дилетантском уровне. (А отсюда легко может быть перенесено в более базовые части темы).

Этот уровень занятий мы называем «дилетантским», вовсе не вкладывая в это слово отрицательного смысла. На дилетантском уровне все можно использовать: и мудрость, и загадку, и шараду, и подвох, и способности какого-то любителя, который дома увлекается вещами, родственными нашему предмету (чтобы принес, показал, развернул) — и приглашение интересных людей со стороны...

Здесь можно вызывать невероятное любопытство к вопросу, который обсуждается потом на протяжении десяти-пятнадцати, иногда двадцати уроков. Ещё непонятно о чем, но интересно. Хотя некоторым, увлеченным предметом, изучающим его с опережением — понятно. Они все, что могут, оформляют, представляют, удивляют остальных. А те, кто ничего пока не хотят и не умеют — они присутствуют как зрители. И к ним с уважением относятся те, кто знает. И это никому не обидно: в другой раз, на другой теме или предмете роли могут поменяться.

Какой образ урока на «дилетантском» уровне? Самый многоликий. Это может быть любая театрализация, любые виды демонстрации творческого подхода. Рассказы об истории науки, демонстрация экспериментов, фокусов, встреча с творчеством своих собственных товарищей. Так что этот уровень, с одной стороны — вступительный, первоначальный, но с другой — и дающий предвкушение наиболее сложного, «творческого» уровня, по-своему отображающий его образ.

Базовый минимум. Состязание учеников и «менторство» учителя

А вот когда интерес разгорелся, предлагается базовый минимум. Внутри каждой темы можно выделить этот минимум действительно как кратчайший. Хоть в математике, хоть в физике, хоть в биологии, хоть в грамматике, истории, даже литературе. И его можно дать так, что не будет не понявших главного, не освоивших его и тем более, не успевающих за общим учебным движением.

Вот здесь образ урока — та самая быстрая, ритмичная, задорная работа-соревнование на очень чётком алгоритме. Маленький вопросик. Не схватили с ходу? Постойте, посмотрите, что сделают следующие шесть. За урок все разберутся.

Если на «дилетантском» уровне учитель был в роли то ли артиста, то ли режиссера, то ли конферансье — то теперь его позицию можно назвать менторской. «Менторство» мы обычно расшифровываем как назидательность. Но у этой позиции есть и обратная сторона: терпение. Учитель весь нацелен на помощь и преисполнен уважения к детскому непониманию и незнанию. Но он и уверен в том, что сможет с ним справиться, обратить опыт всех на пользу каждому. А, оберегая каждого, учитель вместе с коллективом поможет всем.

Квазиконтрольная работа

После этого мы рекомендуем дать «квазиконтрольную» работу. Не на контроль, а самоконтроль. Причем включаем в нее и новое, и старое, и работу на связи, и даже творческую работу. «Провокация» творческих заданий начинается именно здесь.

Мы ещё не обращались к этим учебным проблемам, но уже предлагаем попробовать) не получится ли разобраться самостоятельно? Такая надежда учителя естественна, а многим ученикам высказанное доверие даже приятно.

Задания предлагаются трех видов сложности:

Первое задание — на базовый минимум сложности, то, что успели обсудить (а при регулярности применения системы — даже довольно прочно усвоить).

Второе — на умение установить и использовать связи нового с пройденным (это мы ещё не обсуждали — но если прошлое усвоено хорошо, то разберешься).

И третье — предполагает попытку творческого подхода к новому материалу (если справился — вообще красота: большая часть времени на изучение темы ещё впереди — а ты способен на её основе решать оригинальные задачи) .

И на каждое задание строгий лимит времени: не получается — решай другое. Дали время, дали задание, время истекло, сам себя оценил, поставил себе заработанный балл. С третьим заданием, конечно, и отличники не всегда справляются. Всё это провоцирует приобретение знаний — и нет ни унижения, ни самоунижения. Ты не в роли обвиняемого. Ты не обязан сделать, но ты можешь попробовать.

Решения можно раздавать ребятам сразу после урока; пока не было множительной техники — я на обратной стороне кабинета вывешивала все правильно заполненные ответы по всем вариантам. (Сначала было два варианта, потом четыре — а через какое-то время у меня было столько вариантов, сколько учащихся). Но такое большое многообразие вариантов следует использовать на окончательном контроле, чтобы обеспечить объективность. На самоконтроле можно обойтись одним единственным. Здесь же упор делается на субъективность: ученики проверяют сами себя, а учитель — себя — как научил!

Ученик, сравнивая с эталоном, за выполнение первого задания ставит себе три балла, за выполнение второго — четыре, третьего — пять. Отметка в журнал за выполненную работу выставляется только с согласия ученика.

А учитель планирует свою дальнейшую работу над темой, уже опираясь на то, что стало видно на квазиконтроле. Сейчас базовый минимум легко всеми освоен — сосредоточимся на связях. А в другой раз базовый минимум оказался очень сложен, надо будет внимательно с ним ещё раз повозиться. Если ребята не справляются со вторым заданием — то заметно, с чем именно; ясно, что надо вспоминать. А если даже у лучших учеников «творчество» не идет — предлагаешь разные задания, в которых они могут поразбираться дома, если захотят.

Образ урока на квазиконтроле — очень спокойный. Сперва театрализация — потом беготня — а тут спокойное обдумывание и сравнение своих знаний с тем, что должно было бы быть в идеале. И спокойная уверенность, что есть время, чтобы подготовиться к окончательному и объективному контролю по всей теме.

Базовый минимум всей темы, изучение которого просто украшается дилетантством и квазиконтролем, требует учебного времени не больше, чем половина срока, отведённого на всю тему. Иногда, даже меньше.

Уроки-тренировки на всём материале темы. Работа в трёх группах

Следующая задача обширная: надо разобрать весь материал темы подробно во всех сложностях и связях — и с пройденным прежде по этому предмету, и с тем, что проходится по другим предметам, но с этим связано. Нельзя на математике забывать грамматику, на литературе — историю. Новое должно содержательно обогатить старое. Надо постараться довести навыки до автоматизма, а знания — до умения творчески их применять.

В выборе акцентов в работе опираемся на учет ошибок при квазиконтроле. Усложняем задания. Если на «базовом минимуме» важнейшая цель учителя — обеспечить максимальный психологический комфорт, то теперь можно планомерно вводить элементы дискомфорта, дразнящей проблемности.

В целом этот этап работы можно обозначить как тренировку способностей учащихся на материале новой темы. Уроки-тренировки могут проходить разным образом. Наиболее характерный тип такого урока связан с разделением класса на несколько групп, действующих в разном режиме.

Квазиконтроль учителю показывает, с кем он имеет дело, как выглядит состав данного класса с точки зрения работы с новой темой. В «параллельном» всё может быть иначе. Теперь он может разбить класс хотя бы На три части.

Самых сильных отсадить в сторонку, дать им «талмуд» с заданиями — и сиди весь урок, сражайся с ним. Сильные сами выбирают себе задания, сами ставят себе баллы. Шаталов, кстати, рекомендует заводить таблицу «кто сколько задач решал» — замечательно, заводи себе такую таблицу.

Но при этом к группе сильных ребят остальные могут обращаться с вопросами — а те будут консультировать. Ещё Коменский рекомендовал сильных учащихся использовать как помощников учителя. Да и лучшие ученики, пока будут помогать другим, лишний раз задумаются над чем-то неочевидным для них.

Средний состав, кто с творческими заданиями на квазиконтроле не справился и не очень уверенно разбирался с заданиями на связи — им нужно снова выдать задания и того, и другого типа. И предложить обращаться за помощью к более сильным ребятам. Эти две группы работают, практически не требуя внимания учителя.

А учитель берёт себе самых слабеньких, кому трудно дается базовый минимум. Он может с ними за партой сидеть, около доски собираться, может практически индивидуально с ними работать. Попробовав такую организацию работы, учителя зачастую восклицают: «Слушайте, я смог, наконец, заняться делом. Сосредоточиться в нужный момент на тех, кому действительно трудно!»

Очень важно и то, что классификация на три группы объективно дается квазиконтролем, никто не лепит тебе ярлык неспособного, никто тебя не унижает. По результатам квазиконтроля на каждой теме ребята могут успешно переходить из группы в группу.

На этом уровне особенно эффективна работа в парах сменного состава и другие групповые формы обучения.

Как распределяется по пяти уровням время, отведённое на изучение темы? С дилетантской информацией надо уложиться процентов за 10 времени. Процентов 30-40 потратить на освоение минимума. И 5-10 — на самоконтроль. А оставшуюся половину времени в основном потратить на тренировку (немного оставив на завершающий контроль).

Этой половины времени на уроки-тренировки практически всегда хватает на то, чтобы не осталось не освоивших базового минимума ребят. Им в этом легко помочь — когда понятно, чего именно они не знают. И если не всех, то почти всех учеников можно успеть вытащить на твердую четверку. Ведь что такое по смыслу четверка, «хорошо»? Это умение устанавливать связи между базовыми знаниями.

Объективный контроль по всей теме

Завершает тему контрольное занятие: устное, письменное или практическое. Опять-таки, оно обязательно отражает усвоение материала по трём степеням сложности. По окончании контрольной работы ученику дается возможность не ждать результатов (оценки), а получить их немедленно. Учителем заготовлен образец для проверки работы. Ученик сам проверяет свою работу, и прежде, чем оценка будет зафиксирована в журнале, получает возможность убедиться в справедливости её выставления.

Причём это тоже в своем роде самоконтроль, но уже более строгий — для самого учителя.

Действительно ли базовый минимум освоен всеми? Усвоена ли связь данной темы с другими темами — если не каждым учеником, то по крайней мере большинством в классе? А кто из ребят и как склонен проявлять в данной теме личные способности?

Если учитель обнаружит пробелы в результатах работы, то запомнит, к чему (и по отношению к кому из ребят) нужно будет вернуться на уроках-тренировках на следующих темах.


Обсудить статью в нашем ЖЖ


<<  Школьная доска как спортивная площадка  | |  Мельчайшие шаги пошагового алгоритма  >>


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100