Технология альтруизма
Оглавление раздела
Неформальная педагогика

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Виталий Лебедев
Москва

Диффузная структура детской организации

Необходимость возрождения детских организаций

Сегодня, когда всеми признана необходимость возрождения детских общественных неполитических организаций, особым образом встает вопрос, каким быть этим организациям и как им функционировать.

Оставляя за скобками общие вопросы целеполагания, педагогических установок и методик, направленных на организацию взаимодействия учащихся в разновозрастных группах перед педагогами встает вопрос, ранее не проработанный вовсе, о статусе личности с точки зрения карьерного роста.

Принято считать, что вхождение в поле карьерного роста происходит после завершения полного среднего образования, однако при несформированности мотивов и неадекватной самооценке люди часто испытывают психологические напряжения именно в области несоответствия карьерных притязаний и реальных возможностей.

Однако в условиях классно-урочной системы реализация задачи становления личности в данном аспекте невыполнимы. Ее решение возможно только в ситуации функционирования детской общественной организации.

Для решения поставленной задачи предлагается диффузная структура детской организации.

Организация с диффузной структурой. Ее отличие от организаций с иерархической и демократической структурами

Как и любой другой тип организации, организация диффузного типа подразумевает наличие четкой структуры, то есть деление на функциональные единицы, описание взаимосвязей и функционала данных единиц.

Однако отличительной особенностью этой структуры является отсутствие иерархии структурных единиц. Поэтому процессы управления, и в том числе самоуправления, для организаций такого рода весьма сложны.

Основным механизмом управления здесь являются четко расписанные функционалы и статусы структурных единиц организации (объединений). Различие функционалов и статусов объединений позволяет не только предоставить ребенку широкий спектр самореализации, но и удовлетворить его потребность в признании сверстниками. Причем переход из одного объединения в другое должен быть явно возможным для достижения ребенком.

Ребенок в диффузной структуре

В организациях с иерархической или демократическо-иерархической структурой удовлетворение потребности в признании происходит при переходе ребенка из структуры одного статуса в структуру другого, более высокого статуса (назовем это карьерным ростом), то есть движение ребенка внутри организации разбито на последовательные этапы.

В случае же диффузной структуры ребенок имеет возможность попасть в любую из структур организации. Однако подобный подход может повлечь за собой ряд негативных последствий. Так при последовательном движении ребенка по иерархической лестнице внутри организации он, во-первых, приобретает ряд навыков, необходимых для работы в структуре более высокого ранга, и, во-вторых, проходит выборный фильтр или тест-экзамен на готовность работать в структуре более высокого ранга. Таким образом, ребенок постепенно готовится к более сложной и ответственной работе. А в организациях диффузного типа постепенной подготовки не происходит. Однако этот недостаток может быть скомпенсирован таким функционалом структур, который позволил бы ребенку работать сразу в нескольких объединения разного статуса, чего нет в организациях недиффузного типа.

Не сложно увидеть, что при подобном движении ребенок получает более широкий спектр возможностей самореализации, а также возможность выбирать объединение (или несколько объединений) по своей собственной мере ответственности и трудоемкости, без ущерба самолюбию.

Помимо этого, у детей быстрее смещается акцент восприятия успешности человека. Ребенок начинает ценить другого не потому, какую должность тот занимает, а по той деятельности, которой он занимается. Это важно, так как часто принято считать, что повышение статуса заключается в получении дополнительных властных полномочий, а не дополнительных обязанностей.

Диффузный тип структуры организации решает еще одну очень важную задачу. В чистых демократических структурах система карьерного роста либо отсутствует вовсе, либо имеет всего одну ступень, что приводит к потере желания реализации карьерного роста ребенка. В иерархических структурах получение нового статуса означает получение нового функционала, что приводит к неполной самореализации ребенка в случае, если тот по тем или иным причинам еще не реализовался на предыдущем этапе. Напротив, в случае полной самореализации на этапе, если ребенок не может пройти выборного или тестового фильтра, ему становится неинтересной деятельность организации вообще. Получаются так называемые «выпавшие» ребята. Они либо прекращают свое членство в организации, либо остаются в ней, но не развиваются.

Переход с одного этапа в другой очень часто связан с возрастом. То, что интересно и по силам ребятам доподросткового возраста, уже слишком просто для подростков. И работа педагогов с отдельными объединениями, как правило, учитывает эти возрастные особенности. А что же делать, если ребенок вырос из объединения своего возраста, но еще не достиг необходимых показателей для следующего? Ему, наверное, останется только уйти из организации. А те, которые по каким-либо причинам приходят в организацию уже в подростковом возрасте, скорее всего сами не захотят вступать в нее. Выход в том, чтобы убрать связь статуса объединения с возрастом, но тогда иерархическая организация имеет шанс превратиться из разновозрастной в одновозрастную и прекратить свое существование вместе с ее последними выпускниками.

Так как в диффузной организации карьерный рост ребенка реализуется посредством перехода из одного объединения в другое и за счет количества объединений, то проблема «выпавших» детей перед ней просто не стоит. К тому же приходить в организацию возможно в любом возрасте: для всех возрастов есть объединения подстать силам и ответственности. И это необходимо заложить в структуру организации.

Организация с диффузной структурой получила свое название именно благодаря своему принципу открытости: ребенок может прийти в любом возрасте в любое объединение — он сам выбирает себе степень нагрузки и ответственности. Помимо всего прочего, возможно членство в организации даже в том случае, если ребенок не состоит ни в одном объединении. Достаточно того, что человек участвует в деятельности организации. Организация как бы не имеет четких границ. Благодаря этому, организация подобного типа достаточно успешно функционирует в школах — она, образно выражаясь, растворяется в школьной структуре воспитания, и не воспринимается как нечто чужеродное.

Педагог в диффузной структуре

Основной недостаток такой организации — в необходимости наличия педагогов, осуществляющих взаимосвязь между различными объединениями. (Назовем их центрами кристаллизации). Основная проблема в том, что для качественной работы таким центром, с одной стороны, необходимо иметь достаточно высокий уровень педагогической квалификации и, с другой стороны, необходимо проработать в организации, некоторое время, не являясь им. Первое обуславливается тем, что в отсутствие иерархической структуры педагог не имеет никаких инструментов воздействия , кроме создания мотивации посредством педагогической ситуации со свободным выбором ребенка. Второе — тем, что для осуществления взаимосвязи между объединениями необходимо хорошо знать ребят и быть с ними в доверительных отношениях.

Работа таких педагогов достаточно тяжела как в физическом, так и в эмоциональном плане, поэтому заниматься этой работой можно не слишком продолжительное количество времени. При условии свободы выбора уровня нагрузки и ответственности, вероятность выбора работы в должности «центра кристаллизации» существенно снижается.

В силу вышеизложенных причин создается достаточно противоречивая ситуация: педагог, являющийся «центром кристаллизации» не может прийти совсем со стороны. А вероятность того, что таковой вырастет из ребят достаточно низкая, «износ» педагогов достаточно высокий. А в ситуации отсутствия педагогов, берущих на себя роль «центров кристаллизации» организация рано или поздно прекращает свое существование и превращается в набор клубов по интересам. Клубы же тоже в скором времени прекращают свое существование, так как количество педагогов, необходимых для работы в организации, существенно меньше, чем объединений.

Таким образом, использование структур диффузного типа дает возможность более объемного педагогического воздействия.

1999 год

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько дней в обычном году?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100