Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Б. В. Куприянов. Вариативность социального воспитания школьников. Формы-представления в воспитательной работе классного руководителя

3. Фронтальная беседа —

специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Беседа предполагает заранее разработанные вопросы. Требования к вопросам: правильность, конкретность, простота и четкость. Вопрос должен будить мысль, заключать в себе проблему, нуждающуюся в обдумывании или в споре. Неудачным может быть не отдельный вопрос, а весь вопросник в целом, если в нем нет системы, «вытекающей из конечных задач анализа». Воспитатель должен ясно представлять себе конечную цель беседы. Одна из распространенных ошибок — обилие вопросов. Одной из разновидностей фронтальной беседы является огонек. Изначально данная форма использовалась педагогами Всероссийского детского лагеря «Орленок» в рамках коллективно-творческой деятельности. Поэтому смысловыми моментами огонька становились коллективные переживания, а важнейшей функцией огонька являлась аналитическая функция. Как показывает анализ практики воспитательной работы, огонек имеет психотерапевтическую и рефлексивную функции. Использование термина «психотерапевтическая функция» обусловлено такой особенностью огонька как доверительность, а также спецификой его организации (вечер, расположение участников по кругу, ограниченность пространства, живой огонь в центре). Все это создает атмосферу созерцательного спокойствия, уюта, доверия и открытости. Рефлексивная функция выражается в том, что разговор на огоньке всегда предполагает диалог, когда каждый участник общения выступает как личность, обладающая собственными взглядами и убеждениями, нормами и ценностями. Предметом обсуждения являются поступки, чувства, мысли участников огонька. В соединении с атмосферой доверия такие условия вызывают желание разобраться в себе, окружающих, ситуации, обеспечивают некое состояние самоуглубления и самопонимания. Используя форму «огонек», педагог может решить следующие задачи:

— информирование по поводу пространства и сообщества, где находится ребенок, видов деятельности и возможностей самореализации в нем;

— авансирование предстоящего взаимодействия, то есть создание положительного восприятия предстоящего взаимодействия, заинтересованности и желания участвовать в нем;

— организация анализа и рефлексии;

— оптимизация межличностных отношений в группе (предполагает создание и поддержание ситуации взаимопонимания и доверия в рамках огонька с ее переносом на остальные моменты жизни коллектива, принятие группой каждого ее члена, решение проблем в межличностном взаимодействии);

— обеспечение эмоциональной поддержки отдельных детей, при необходимости организация психотерапевтической помощи;

— ценностное ориентирование (несмотря на то, что возникающие в ходе обсуждения переживания и отношения достаточно кратковременны, они могут стать этапом в формировании ценностных отношений воспитанников).

Отдельной разновидностью беседы является «Встреча с интересным человеком», в рамках этой разновидности формы возможны несколько контекстов:

— «ток-шоу» — интенсивная, агрессивная беседа, по актуальной неоднозначной проблеме;

— беседа «от всей души» — внимательный, заинтересованный разговор о личном значении тех или иных событий, как правило, прошедших.

Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок добра», «Урок фантазии», «Урок мужества», «Урок Мира» и т.п.), имитирующий школьное аудиторное занятие. Ведущий приобретает роль учителя, остальные участники — учеников, а правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100